Як об палубу шмяк
vikond65 — 22.11.2017Такое нелестное прозвище получил у советских летчиков палубный самолет вертикального взлета и посадки Як-38. Причем в оригинале вместо "шмяк" стояло другое короткое слово, которое лучше рифмуется со словом "Як", но его нельзя употреблять в моем блоге. А получил он это прозвище, как несложно догадаться, за выдающуюся аварийность. За неполных 15 лет эксплуатации из 231 серийного экземпляра 48 (то есть, почти 21%) разбились в авариях и катастрофах. Больше ничем примечательным самолет не запомнился, кроме того, что это был второй в мире после британского "Харриера" серийный боевой СВВП.
А вспомнил я о нем, потому что сегодня - 45-я годовщина первого взлета Як-38 с палубы противолодочного крейсера-вертолетоносца "Москва" и посадки на тот же корабль, то есть, первого полета по полному палубному циклу. Тот пробный полет завершился гораздо более успешно, чем у самолетов на фотографиях и в видеоролике, помещенных внизу. А на заставке - нарисованные мной несколько лет назад для одного журнала цветные проекции Як-38 в различных окрасках.
Сверху вниз:
Як-38, применявшийся в качестве штурмовика во время Афганской войны, аэродром Шинданд. май 1980 г.
Як-38 проходивший контрольные испытания весной 1982 г.
Экспериментальный камуфляж Як-38, предназначенных для действий с наземных площадок на Европейском ТВД, 1986 г.
|
</> |