Я давно многодумал об этом вопросе, а тут наткнулась на
polemika — 02.04.2014Я давно многодумал об этом вопросе, а тут наткнулась на обсуждение в фейсбуке
Я знаю, что тема это больная и сразу предупреждаю, что никого не хочу задеть, тем паче что своего четкого имхо в этом вопросе не имею. Может быть вы поможете мне его составить.
Всем известно, что процент диагностирования детей с различными психологическими расстройствами или расстройствами развития, в частности - аутизма, за последнюю декаду вырос на несколько сотен процентов. Напрашиваются два вопроса
Насчёт "почему" причины более или менее ясны.
Первая - формальная, из области диагностики: изменения критериев DSM и расширение спектра аутизма в начале двухтысячных годов.
Вторая - изменения особенностей детозаведения: возраст родителей, и как производное - малые интервалы между родами, а также рост процента искусственных оплодотворений.
Третья - экологическая: загрязнение окружающей среды, воды и воздуха, а также удобрения и ядохимикаты.
Ну и если верить в теорию конспирации, нельзя забывать об активно лобируемых интересах фармацевтмческих компаний. С другой стороны, учитывая что в странах с развитой социальной платформой, коей, вы не поверите, является и Израиль, диагностированные дети получают какие-никакие льготы из национального бюджета, государство, по идее, должно с этим бороться, потому что ему это тупо невыгодно.
А вот насчет хорошо или плохо все не так однозначно, во всяком случае для меня. Чаще всего - диагностика нужна и полезна. Когда система образования идет на встречу детям в спектре аутизма, устраивая для них специализированные сады и классы, с оптимально подобранной для них системой, корректируя симптомы и максимально помогая им в последствии влиться в обычную систему образования; приставляя к ним "вожатых", которые помогают им в обычных классах; предоставляя дополнительное время на экзаменах детям с дислексией и т.д. Когда молодые люди с той же дислексией или ADHD не насилуют себя гуманитарными науками, где нужно запоминать кучу бестолковой инфы, а выбирают более технические или творческие профессии.
Но бывают и другие случаи. Одна моя сотрудница - недиагностированный Аспергер (хотя я сейчас выяснила, что новый DSM 2013 года вообще отменил этот синдром и записал в спектр аутизма). Она очень плохо понимает социальные коды, все время говорит не в тему, не в лад и невпопад, она аппатична, у неё навязчивые идеи, фобии, высокая степень тревожности. Да, я не врач, но во-первых, я работаю с ней бок о бок уже пять лет, это не диагноз по юзерпику. А во-вторых все мои коллеги, практически не сговариваясь, пришли к аналогичному выводу.
Ну вот хотя бы свежий пример. Другая сотрудница показывает ей ролик, где ее 9-месячный сын строит рожицы на заказ. Та реагирует: "Можно подумать! Мои дети тоже делали так в 9 месяцев. Чо, думаешь твой ребенок особенный?". Причем это говорится абсолютно не со зла и без всякого намерения оскорбить.
При этом она экономист с двумя степенями, работает на хорошем месте, и что самое интересное - состоит в браке (насколько я могу судить - хорошем и крепком), воспитывает двоих детей, (с переменным успехом - помните историю про про курицу ? - но чаще лучше, чем хуже. По факту - дети у нее замечательные). Кроме того, она ведет активную социальную жизнь, занимается командным спортом и у нее куча подруг. А главное - она в мире сама с собой. Все ее заскоки кажутся заскоками только со стороны, ее качество жизни они ничуть портят. А если бы ее диагностировали в детстве? Была ли бы она таким же - обратите внимание на очень большие кавычки - "полноценным членом общества"? Или диагноз Аспергер стал бы для нее ярлыком, который бы только помешал добиться всего этого? Я вот не знаю, честно.
А как вы считаете? Лучше ли жить "с ярлыком ", зная, что ты не такой, как все, но что общество тебя принимает таким, как ты есть и помогает тебе, как может? Или стремиться быть как все, не осознавая, что с тобой что-то не так, тем паче что по факту ты на это способен? Особенно касательно таких расстройств, как дислексия или аутизм, которые не корректируются медикаментами, как тот же ADHD?
|
</> |