Взгляд апатрида.

топ 100 блогов bohemicus24.06.2012

  В дискуссиях о политической левизне и правизне за скобками чаще всего остаётся нечто очень важное. А именно: помимо взглядов справа и слева существует ещё взгляд сверху. Мне захотелось поговорить об этом. Ho aбстрактные формулировки и теоретические построения оставляют большинство из нас равнодушными. С гораздо бóльшим интересом люди воспринимают конкретные описания и живые примеры. В том числе - взятые из художественной литературы. Вплоть до детских книг. 

  Hекогда моё любопытство вызвала столь трудноуловимая концепция, как даосизм. Самое внятное её изложение я нашёл в книге Бенджамена Хоффа "Дао Винни-Пуха". Не пытаясь подражать Б. Хоффу, и уж тем более не надеясь сравниться с ним, я всё же рискну воспользоваться его приёмом. Pабочим материалoм мне послужит другая детская книжка, сюжет которой хорошо знаком большинству из вас - "Три толстяка" Ю. Олеши.



   ВЗГЛЯД СЛЕВА: Разумеется, книга, предназначенная для советских детей, могла быть написана только с левых позиций. "Три толстяка" буквально пронизаны  левой идеологией - эгалитаристской и антиэлитарной. Народ рeзко противопоставлен правящему классу - толстякам. Правящий класс показан в виде пренеприятных типов, паразитов и палачей. Толстяки хотят вырастить наследника  Тутти бесчеловечным тираном (вживив ему железное сердце). Их клика восемь лет держит в клетке великого учёного Туба (в итоге он начал терять человеческий облик и покрылся шерстью). Толстяки подавляют народные восстания, запугивают безобидных интеллектуалов и приговаривают к смерти двенадцатилетних детей. Им противостоят простые, честные и смелые бедные люди - гимнаст Тибул, оружейник Просперо и прелестная Суок, которая - какой сюрприз - оказывается родной сестрой самого наследника Тутти (в некоторых цирках встречаются юные леди самого неожиданного происхождения). В конце концов циркачам и оружейнику удаётся взять штурмом дворец Толстяков и совершить революцию (по ходу дела гвардия переходит на их сторону). Наступает царство справедливости.

  Многие из тех, кому довелось жить в СССР, привыкли корректировать любые прочитанные тексты, автоматически отстраняя идеологическую шелуху. Для этого даже не требовалось быть антисоветчиком и антикоммунистом. Окружающая действительность вырабатывала подобные привычки у жителей СССР любых взглядов. Переводить на русский приходилось буквально каждое советское слово. Например, в моем родном губернском городе N к 1985 или1986 году многие уже знали, что если СМИ начали больше обычного рассказывать о строительстве школ и посадке деревьев ограниченным контигентом советских войск, значит, в Афганистане произошла активизация боевых действий, и  на Аллее Славы  городскoгo кладбищa появятся свежие могилы. Более того, даже равнодушные к политике домохозяйки понимали, что если в газетах публикуют статьи о вредности продуктов, до сего дня считавшихся полезными, "значит будет новая беда" - эти продукты исчезнут из магазинов. А уж поправки в советские произведения искусства вносились автоматически. "Платка нет, кусок рубашки на штык и кричать, - непременно по-французски..." - кто из нас не сопереживал Рощину, переходящему линию фронта? Он шёл к нашим. Скорректировать подобным образом "Трёх Толстяков" совсем не трудно. Достаточно поменять авторские оценки на противоположные  - и пpавая интерпретация сюжета готова.

  ВЗГЛЯД СПРАВА:   Правящий триумвират, исполнявший регентские функции в ожидании совершеннолетия наследника Тутти, состоял из людей на редкость компетентных и порядочных. Ошибки в управлении они совершали, но нечасто, и не столь принципиальные, как утверждала оппозиция. Пожалуй, власть излишне либеральничала. Например, не стоило предоставлять полоумному шарлатану Туббу доступ к тюремной библиотеке. В заключении он окончательно свихнулся, открыл в себе тягу к древлему благочестию, отрастил бороду до пупа и стал рассылать на волю полные псевдорелигиозного рвения прокламации. Противостояние народа и толстяков - абсурд. Народ при этой власти делал то, что он делает при любом правлении - безмолвствовал. С триумвиратом боролись вполне определённые люди, все - на редкость сомнительные личности. Этот  Просперо, занимавшийся контарабандой оружия, - cкандальный тип, даром что из хорошей семьи. Или Тибул. Кто-нибудь видел, как он выглядит? А то Олеша совсем запутался - то Тибул у него белый, то негр. Вечно революционеры опираются на расовые меньшинства. Наконец, "Суок". Вы уверены, что она и вправду сестра Тутти? Третье отделение сообщало, что она сошла с английского корабля с паспортом на имя Суффолк. Измена гвардии - это неслыханно. Страна ввергнута в пучину бедствий. Чёрт, какой позор - проиграть циркачам! Господи, спаси и помилуй несчастную отчизну!

  Думаю, с левым и правым взглядом всё ясно. Труднее представить третью точку зрения. Тут нужно вжиться в образ мысли тех, кого Олеша оставил за кадром - элиты, власть которой олицетворяет Тутти. Характерно, что среди действущих лиц романа нет ни одного персонажа, ставящего под сомнения династические права Тутти, равно как и сам монархический образ правления. А где монархия, там и аристократия. Толстяки - не аристократия. Это всего лишь правительство. Аристократия в "Трёх толстяках"  не показана. Автор вообще о многом умалчивает (сам Юрий Карлович, кстати говоря, происходил из польского дворянского рода, известного с XVI века). Например, ничего не говорится о родителях Тутти, равно как и других членах династии. А без них картина не может быть полной. Если же представить ситуацию с точки зрения старой крови и старых денег, она будет примерно такой:

  ВЗГЛЯД СВЕРХУ. Обеспеченный Толстяками экономический бум - это, конечно, хорошо. Но Толстяки слегка зарвались. Их либерализация экономики начала задевать интересы землевладельцев. Дело зашло так далеко, что правительство всерьёз обсуждало повышение земельного налога и чуть ли не аграрную реформу. Да и с национализмом они пререигрывают. Пожалуй, толстые себя исчерпали. Определённо исчерпали. Правительство пора менять.  Есть тут у нас забавный малый, зовут Тибул. Мать у него цирковая негритянка, её родителей выменяли не то на Мартинике, не то на Маврикии на ящик рома, но вот отец... У покойного была завидная позиция в церковной иерархии. А вот сынок не может себя найти. То ищет приключений в компании цирковых, то ходит на заседания какого-то революционного кружка. Есть ещё молодой Просперо. У человека претензии к правительству: два его корабля арестованы таможней. Надо бы познакомить парней, написать им хорошую программу... Пусть там будет пункт о восьмичасовом рабочем дне. За восьмичасовой рабочий день пополаны их на руках носить будут. А поддержку гвардии мы обеспечим. Кстати, какой сейчас градус у капитана Бонавентуры? 

  Может быть, взгляд сверху и не совсем такой, как я описал. Или совсем не такой. В любом случае, очевидно, что с точки зрения правящей элиты правые и левые - это две руки единого организма. Для мозга различия между правой и левой рукой сугубо функциональны. Спросите любого знакомого мусульманина, для чего люди исламской культуры используют правую, а для чего - левую руку. Это стопроцентная аналогия роли правых и левых в политике. Поэтому право-левое противостояние имеет значение только для самих правых и левых. Элита же обращается к правым и левым идеям по своему усмотрению, хоть комбинируя их элементы, хоть чередуя их использование.

  Поэтому в англосаксонских политических системах правые и левые партии становятся правящими с регулярностью часового маятника, в Скандинавии монархия десятилетиями сосуществует с социал-демократией, а в любом революционном движении можно найти сколько угодно князей кропоткиных и маркизов лафайeтов.

  Толстяки и циркачи могут хоть перегрызть друг другу глотки. Hа правах наследника Тутти исход их эпической борьбы никак не отразится (не отразится он и на правах зaбытых Олешей семейств Кьянти, Баунти и Олрутти; род Фрутти, к которому принадлежит Тутти - лишь первый среди равных).

  
     Достаточно произнести магические слова "Тутти Фрутти", как толстяк и циркачка начнут свой зажигательный танец


  Когда я говорю о таких вещах, это вызывает у некоторых ЖЖ-истов непонимание, а то и кривотолки. Например, ряд комментаторов считает, что я каким-то образом идентифицирую себя с элитой, не принадлежа к ней. Думаю, эти люди чересчур доверчиво воспринимают теории, изложенные в книгах вроде "Психология для чайников". В наши дни слова "идентификация" и "проекция" используются в этих книжицах в каждой третьей фразе. Впрочем, буду справедлив: "идентификация" с "проекцией" - это ещё терпимо. Помнится, во времена успехов венской делегации было принято в каждую вторую фразу вставлять слова "либидо" и сублимация". Тогда общение оппонентов принимало ещё более причудливый характер, чем сейчас.

 Я же думаю, что каждый автор относится к своим текстам и их персонажам по-разному. И идентифицирует себя с ними в разной степени. На одном полюсе - Густав Флобер, заявивший: "Бовари - это я". На другом - Умберто Эко, написавший: "С кем идентифицирует себя автор? Разумеется, с междометиями". Я нахожусь на том же полюсе, что и Эко. Мой принцип - максимальная отстранённость от описываемых явлений (если, конечно, речь не идёт о штруделе).

  И я люблю смотреть на предметы с разных точек зрения. Мне действительно недоступeн вид сверху. Я могу лишь приблизительно догадываться, каков она. С неизбежными допущениями, спекуляциями и ошибками. Оппоненты правы, я не принадлежу к элите. Ни в одном смысле слова, за исключением саркастически-ремарковского. Я русский, а Ремарк назвал русских элитой бездомных.

  В 1917 году русские потеряли свой дом и стали нацией апатридов. Но я предпочитаю обращать минусы в плюсы  и находить преимущества в любом положении. Если вы играете за национальную сборную, то её поражение может быть личной трагедией. Если вы узнаёте, что сборная была дисквалифицирована за полвека до вашего рождения и вообще не участвует в игре, это просто данность (национальная сборная есть у советских, но это паралимпийская команда, находящая радость в товарищеских матчах с собратьями по ампутированному разуму). Нет смысла зацикливаться на том, что вы не в силах изменить. Если национальной сборной нет, вполне можно играть за клубы. Например, за монархистов. Или за консерваторов. Да мало ли за кого. Хоть за любителей рок-н-ролла. Kосмополитичныe клубы весьма  разнообразны. В случае удачных выступлений в клубах у русских появится и возможность воссоздания национальной сборной.

  Я не раз писал, что мне ближе всех взгляды тех, кто играет за консерваторов. В том числе в ЖЖ (например, увв. Взгляд апатрида.salery, Взгляд апатрида.philtrius, Взгляд апатрида.enzel). Но они всегда смотрят на жизнь, если можно так выразиться, из России 1912 года. Я же предпочитаю видеть ситуацию с разных сторон. Иногда я взираю на мир из России 1912 года, а иногда - из Богемии 2012. В некоторых случаях - из той России, которая существовала бы в 2012, не случись с ней катастрофы 1917. (Это была бы страна, во всём подобная нынешней Скандинавии, но достигающая масштабов сегодняшних США).

  Мне глубоко чужда левая точка зрения и недоступен взгляд сверху. Для меня естественно быть правым. Но помимо взгляда справа, есть ещё один вариант: позиция постороннего наблюдателя, оценка со стороны, взгляд из ниоткуда. Апатриду совсем нетрудно вывести себя за скобки и посмотреть на мир со стороны.

  Занимая позицию справа, я говорю: "Мир впал в ничтожность". Глядя со стороны, восклицаю: "Мир удивительно прекрасен в своей гармонии!"

  ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ. Чем всё закончится в стране Трёх толстяков? Это зависит от того, кем же является Суок. Если она на самом деле сестра Тутти, то всё будет хорошо. "Циркачи" и "толстяки" со временем трансформируются в парламетские партии, вроде "ослов" и "слонов" в США, и будут сменять друг друга по итогам свободных демократических выборов. Династия будет править долго и счастливо, как Бернадотты в Швеции.

  Но если девица со стороны, то может оказаться, что она работает на другую державу. Тогда в стране могут наступить форс-мажорные обстоятельства.

                                    Взгляд апатрида.
     
    Один из этих двух кузенов передал трон своему наследнику Тутти, и его страна до сих пор процветает. Другой был расстрелян вместе со своим Тутти и четырьмя Суок в каком-то подвале. Его страна уже сто лет переживает форс-мажорные обстоятельства. Превратности судьбы.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда-то Е.Н.Прудникову я читал с интересом.  Пока сам не стал интересоваться природой переворота 1953 года.  Эта версия о Хрущевском заговоре, которую описывает Прудникова, стала уже почти общепринятой.  Но эта версия - всего лишь очередная дурилка.  Подгонка фактов & ...
Треба ваша помощь! Щас прочитала нечто странное. И не могу поверить! Прояснити бабулечке ситуэйшн, будьте добренькими! А правда, что можно так прям сильно хотеть бабу, что вы прям вот боитесь, что в зобу дыханье сопрёт не встанет? ...
  В ХХ I веке ценности   и нормы христианской цивилизации изменили характер своего присутствия   в экономике, в этике, в естественном и позитивном праве с роли оценки отношений   на функцию выражения прав суверенитета цивилизации по ...
В рамках месячника ассенизаторов-любителей смотрю телеканал "Царьград" - чисто из любопытства - чем там начиняют. Узнала всю правду о положении украинских дел - из уст целого генерала-майора.  Спешу поделиться официальными сведениями. Оказывается, один донецкий милиционер нам ...
Лучше тебе не знать из каких глубин добывают энергию те, кто отчаянно нелюбим, кто всегда одинок словно Белый Бим Черное ухо; как челюскинец среди льдин - на пределе слуха - сквозь шумной толпы прибой различить пытается хоть малейший сбой в том как ровно, спокойно, глухо бьется сердце ...