Встреча с Главой администрации Пскова по поводу школы-сада № 38

топ 100 блогов starcom6821.04.2011 Краткий отчет с анализом позиций.
Встреча состоялась в кабинете Главы администрации Пскова - Петра Слепченко в 18-00.
Сторону администрации представляли: собственно Глава администрации, его заместитель по социалке Александр Вологжанин, начальник Управления образования Геннадий Барышников, депутат от ЕР Валерий Лесников.
Вторая сторона была представлена педагогами школы-сада № 38, родителями и им сочуствующими.
Особняком стояли директор школы-сада № 38 Марина Москальчук, т.к. должность ее обязывала примкнуть к лагерю админов, но с другой стороны она должна отстаивать интересы школы и директор школы № 22 куда предлагают перевести детей.
Разговор занял два часа, все кто хотел - могли высказаться и не по одному разу. Приятно поразила манера общения Петра Слепченко. В Пскове такую редко встретишь.
Встреча с Главой администрации Пскова по поводу школы-сада № 38
Первый посыл со стороны админов был в сторону того, что школа № 22 это не самая последняя школа и там нет никакого ужаса. Посыл был изначально ложный, т.к. никто не утверждал что в других школах все очень плохо и именно поэтому родители не хотят отдавать своих детей в другую школу. Родители на прошлой встрече только подчеркивали что никакая другая школа не заменит уникальности их школы. Зато сразу стало ясно, что решение о ликвидации школы практически принято.
Не буду утомлять читателя всеми перепитиями двухчасовой дискуссии. Остановлюсь подробно только следующих моментах: контекст, позиции сторон, моя позиция и итог встречи.


Контекст. 
В Пскове, как и по всей России, сложилась катастрофическая ситуация с местами в детских садах. Примерно 2-3 тыс. человек (оценки собравшихся разнились) ждет своей очереди чтобы пойти в детский сад. А мест нет, т.к. за последние двадцать лет усиленного развития и модернизации страны большая часть детских садов была попросту распродана. Народное недовольство растет. Админов атакуют бесчисленные жалобы, а сверху давит Гарант конституции.
Так еще 9 июня 2010 года Президент поручил Генпрокуратуре занятся вопросами нецелевого использования детских садов.
В ноябре 2010 года Президент в своем ежегодном послании ФС поручил главам регионов взять вопрос с нехваткой детсадов под личный контроль.
Самое последнее заявление прозвучало 11 апреля 2011 года во время посещения Смоленска и непланового визита в детский сад, за состояние которого досталось непосредственно губернатору Смоленской области. Президент заявил, что предупреждает глав регионов и муниципалитетов о личной ответственности за состояние детских дошкольных учреждений. «Нужно делать все, чтобы детские дошкольные учреждения либо возрождать, либо создавать новые. Важно соблюдать социальные стандарты, и это касается в том числе темы детских садов», – сказал глава государства.
В Пскове существует несколько детских садов, которые администрация города планирует достраивать. Но еще больше существует детских садов нецелево использующихся под различные конторы, например, под страховую компанию "Макс-М". Два садика используются под образовательные учреждения: билингвистическая школа-гимназия и наша школа-сад № 38. Причем говорить про нецелевое использование здания под школу-сад как то язык не поворачивается. Как не трудно догадаться выбор пал на превращение в детский сад только школы-сада № 38. Но педагоги и родители встали за свое детище горой.
Ситуацией с детскими садами вообще и со школой-садом № 38 озабочен и губернатор Псковской области Андрей Турчак. Буквально за час до нашей встречи прошла его встреча с означенными выше представителями администрации Пскова и депутатом. Краткий итог в изложении ПЛН: Губернатор поинтересовался позицией главы городской администрации и депутата Валерия Лесникова, в округе которого находится учреждение. Петр Слепченко отметил, что в школе-саде созданы тепличные условия для детей, но с учетом того, что вывод начального звена из учреждения позволит освободить там до ста мест для дошкольников, делать это надо. Такого же мнения придерживается и депутат. Губернатор призвал городские власти к принятию взвешенного решения, которое бы и помогло сократить очередь в детские сады, и в то же время не вызвало волны недовольства со стороны родителей детей школы-сада №38. 

Позиция админов как я ее понял.
В данной ситуации Петр Слепченко вынужден в первую очередь считаться со спускаемыми сверху прямыми распоряжениями Президента, Главы Правительства и Губернатора. Смысл их в одном - в предвыборный год любыми путями решить проблему нехватки мест в детских садах. И за это отвечают лично главы регионов и муниципалитетов. Не прибавляет оптимизма и давление снизу ввиде волны жалоб от очередников.
По всей видимости, Петр Слепченко поручил своему заместителю и начальнику Управления образования подготовить предложения по "расшивке" этой проблемы. В результате получил простой набор действий по достройке имеющихся недостроев, оформлении в городскую собственность детсадов Минобороны и длинный список непрофильно используемых детсадов. Было это, наверное, еще полгода назад.
Из всего списка непрофильно используемых детсадов выбор Петра Слепченко остановился именно на одном варианте - ликвидации школы-сада № 38. Почему? Потому что готовившие этот вариант чиновники далеко не дураки и они будут предлагать своему начальнику наиболее легко реализуемый, пускай и неверный вариант. Исполнять то ведь им. Причин тут несколько:
1. Школа-сад № 38 самая беззащитная - 20-30 активных родителей и учителей это не противник.
2. Меньше всего детей-школьников, особенно в сравнении с билингвистической гимназией где учатся дети чиновников и из обеспеченных семей.
3. Меньше всего требуется средств на переоборудование помещений, т.к. половина уже используется под детсад, в наличии специфическое детсадовское оборудование и помещения не требуют ремонта.
4. В сравнении с реституцией здания страховой компании "Макс-М" управленческие и финансовые издержки просто смехотворны.
Но тут что-то пошло не так. Изрядно накуралесив с обещаниями учителям и родителям и запутав все документы Управление образования Пскова только подстегнуло учителей и родителей к отстаиванию своей школы. Петр Слепченко вынужден был сам вникать в суть конфликта и обсуждать его с губернатором. Понимая, что отказываться от уже принятого решения нельзя - пострадает реноме администрации, чиновники стали искать компромисный вариант постепенного закрытия школы с открытием каждый год по 25 дополнительных детсадовских мест вместо одного школьного класса. Видимо, это решение чиновники от образования придумали в торопях и не представляли его нереализуемость в связи с особенностями учебного процесса. Про что было сказано сегодня на совещании учителями и родителями. Как бы им не было больно, но они констатировали что школу проще закрыть одним разом, чем растянуть агонию на 3 года.
Таким образом, Петру Слепченко приходится теперь опираясь на непрофессионально подготовленные решения его сотрудников выбирать между протестными настроениями немногочисленной, но сплоченной группы учителей и родителей и возможностью хоть на одном примере продемонстрировать возвращение в лоно детских садов непрофильно используемой недвижимости. Другие то здания вернуть в ближайшей перспективе скорее всего не получится. При этом, как мне показалось, эффективность по 25 мест мест в год и не более 75 за три года слегка удивила Главу администрации города, т.к. он сам в начале совещания озвучили цифру в 100-200 мест, что не верно. Это к вопросу о доведенных до него сведениях. Протестные же настроения основной массы нуждающихся в детсадах (4-6 тыс. человек) пока принимать во внимание серьезно не стоит - они не организованы и не пойдут дальше жалоб и личных визитов. Более того, дополнительные 25 мест на дальнем Запсковье не окажут на снятие этих протестных настроений никакого влияния, т.к. мест не хватает в детсадах на Завеличье, а не на Запсковье и родители предпочтут сидеть дома с ребенком, чем возить его через весь город.

Позиция родителей и учителей
1. При ликвидации школьного отделения прежде всего пострадают дети которым в этой школе комфортно.
2. При ликвидации школьного отделения пострадают учителя, вынужденные искать новую работу в обыкновенной школе вместо своего детища.
3. Родители при ликвидации школы понесут не только моральный, но и ощутимый финансовый ущерб, т.к. ремонт в школе делался за родительские деньги, в т.ч. в расчете на еще нерожденных детей. Школа то почти семейная.
4. Город Псков потеряет уникальное, единственное в области образовательное учреждение, разменяв его на среднестатистический детский садик.
5. Постепенное ежегодное сворачивание приема детей в первый класс в силу специфики учебного процесса в школе-саде не возможно. Т.е. идея Управления образования Пскова о предоставлении возможности детям доучится в этой школе и ежегодном открытии 25 мест в детсаду не реализуема.
6. Детский-сад в чистом виде в здании школы-сада будет неэффективен, т.к. рядом есть еще два детских сада, а детей в этом районе Дальнего Запсковья не так много. Возить детей в типовой сад с Дальнего Завеличья через весь город найдется не так много желающих. Однако, сейчас родители возят детей со всего города в школу именно по причине ее уникальности.
7. Обеспечить дополнительными воспитателями детский сад будет затруднительно в силу крайне низких зарплат, учителя же на места воспитателей не пойдут.

Моя позиция
Я старался максимально сохранить внешнюю позицию к ситуации, постаравшись забыть о своих предпочтениях.
Честно скажу, на месте Петра Слепченко я бы с 1-го сентября закрыл эту школу и не парился с ней, уговаривая по два часа учителей и родителей, т.к. толку от этого никакого нет - они свое мнение не поменяют.
Но с другой стороны школу закрывать нельзя по следующим причинам:
1. Школа уникальная для Псковской области, возродить ее будет невозможно. Школа это прежде всего педагогический коллектив и система обучения, здание вторично. Нельзя разрушать то, что не мы создали. А новая власть пока только разрушает, ничего не создавая в замен. В лучшем случае предлагает заменить уникальное на обыденное.
2. Перед Петром Слепченко стоит достаточно непростая парадигма: сохранить школу или ее ликвидировать. Именно так жестко и никак иначе. Все остальное, типа судьбы учителей и детей вторично, т.к. решится автоматически при решении первого вопроса. Но почему-то эту жесткую формулировку я так и не услышал из уст Главы администрации.
3. Как я уже писал в январе, надо искать другие управленческие решения  для непростой проблемы нехватки мест в детских садах города. Эти управленческие решения должны быть нестандартные, оригинальные и изящные. Но те, кто непостредственно отвечает за наше городское образование, видимо этому не обучены и предлагают своему руководителю что-то пещерно-допотопное. Тут надо изящно, а они топором - трах-бах.
Лакмусовой бумажкой на встрече была моя реплика об опыте Пермского края. Там региональные власти сокращают число желающих отдать своих детей в детсады путем доплат за "сидение дома". Странно, но эту идею вообще не услышали. Специально для управления образования Пскова:
В Пермском крае еще в 2007 году был запущен пилотный проект "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения":Размеры пособий приличные и выплачиваются на условиях софинансирования регионального и муниципального бюджнтов. Например, согласно постановлению Правительства Пермского края от 25.02.2010 №77-п с 01 июля 2010 года Ильинский район участвует в пилотном проекте по выплатам пособий на условиях софинансирования: 30% пособия финансируется за счет муниципалитета и 70% - за счет средств края. Таким образом, муниципалитет выплачивает ежемесячно на одного ребенка 800,26 руб., из краевого бюджета доплачивается 1867,27 руб. с учетом налогов.
Почему бы работникам городского управления образования не съездить в Пермский край в командировку по обмену опытом? Или нам чужой опыт не нужен? Мы сами все знаем? Это мне чем-то напоминает Осторов.
4. Технология. Выходы из подобных ситуаций ищутся крайне просто. Приглашается команда экспертов в сфере социалки и дошкольного образования и в формате ОДИ совместно со всеми заинтересованнымит сторонами за 5-7 дней готовят в черне пакет документов по выработанным управленческим решениям.
5. Прежде чем принимать управленческие решения необходимо провести демографические исследования, чтобы спрогнозировать динамику потребности в детсадовских местах на ближайшие 20 лет. Что-то мне подсказывает что скоро ажиотаж в Пскове спадет. Не буду говорить пока почему. А нам предлагают за счет ликвидации школы закрыть прореху в нехватке мест на ближайшие три года, а потом что? Кто потом ответит за ликвидацию школы? Боюсь что и спросить будет не с кого.
Кто-то просчитывал сколько понадобится денег на переоборудование школы-сада в сад? Боюсь что все свято уверены что это почти ничего стоить не будет. Но это не так. И где город найдет средства на это при отсутствии средств на достраиваемые детсада можно только гадать.
6. Кстати, о горячо любимой мной "Единой России". Вообще встреча проходила никак политически не окрашено, что есть хорошо. Но ближе к ее концу депутат от ЕР Валерий Лесников напомнил, что он от ЕР (более того, потом, уже в фойе администрации он нам раздал свои депутатские отчеты). Лучше бы он этого не делал. Теперь, как я понимаю, мы можем быть лично благодарны "Единой России" за ликвидацию школы-сада № 38. Т.к. именно Валерий Лесников убеждал родителей и учителей в замечательной идее постепенного сокращения школы на один класс каждый год. И именно он как депутат от ЕР сегодня на совещании у губернатора придерживался мнения "в школе-саде созданы тепличные условия для детей, но с учетом того, что вывод начального звена из учреждения позволит освободить там до ста мест для дошкольников, делать это надо." По всей видимости, депутат не понимает, что теперь он потерял несколько десятков своих избирателей. Может быть он думает что их заменят новые, которые получат места в детском саду? Нет, не заменят, новые будут приезжать с Дальнего Завеличья, а это не его округ.
Вместо того, чтобы реализовать в нашей области, как в других регионах, партийный проект "Детские сады детям!" по возврату детских садов дошкольным учреждениям депутат единоросс убеждает нас, что ликвидация учреждения смешанного типа школа-сад это и есть тот самый возврат. Партия требует вернуть сады от непрофильных учреждений, а мы закрываем одно профильное и создаем другое. Помяните мое слово - ЕР еще отчитается нашим садиком за выполнение партийного проекта. И после этого еще будут говорить что ЕР не жулики?

Итог встречи.
Петр Слепченко, внимательно выслушав всех присутствующих, предложил следующее решение. До понедельника инициативной группе родителей и школьников представить ему в письменном виде соображения по поводу того, что невозможно быстро и легко переоборудовать школу-сад в простой сад, а так же, что нельзя реализовать постепенный вывод начального звена из учреждения. Обоснованность этих соображений он готов обсудить еще раз в понедельник и принять окончательное решение. С одной стороны в этом посыле чуствуется непреклонная воля к закрытию школы, но с другой у педагогов и родителей еще на несколько дней остается надежда что Глава администрации Пскова примет во внимание их доводы как как специалистов. А то ведь как получится - выведут начальную школу из учреждения, а сад там заработать так и не сможет в полную силу - денег на перепланировку и оборудование не будет.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Приглашаю на праздничный Фиксин-ТВ! Я жду Вас у Ваших голубых экранов. Это бесплатный получасовой выпуск в честь Дня Победы. В программе : - Треп о жизни; - Ответы на вопросы вебозрителей; - Делайте ваши заказы; Наслаждайтесь, с Анкой согласовал длительность в  ...
Проникновенный ролик посвященный Донецку и Донецкой Народной Республике. К 3-й годовщине референдума, который привел к фактическому отделению ДНР и ЛНР от Украины. Автор безусловно весьма талантлив, что подтверждали и другие ролики, к которым он в свое время приложил руку. ...
Вчера чуть не помер. Был сердечный приступ или что-то похожее, я не специалист. Боль в левой части груди, резко стало не хватать воздуха, давление прыгало весь день и слабость и усталость, потом резко прошибло потом и через некоторое время отпустило. Что это было микроинфаркт, ...
А сомбреро, сомбреро-то когда готовить? Заглянули на еженедельную барахолку. Совершенно неожиданное встретилось. Местный мастер-кузнец предлагает свою продукцию. ...
Зайка проснулся от того, что почувствовал чей-то тёплый взгляд на своей серой шкурке. Это тёплое июньское солнышко поднялось ни свет ни заря, и жарит всех поскорей, пока дождь не пришёл. Не в пример клубнике, дожди у нас в июне знатные, богатые. Так бывает саданёт, что и не поймёшь - гром ...