Вперед в прошлое. The Blind Banker.
sherlock_series — 10.02.2012Чайна-таун XIX века. Опиумная курильня. |
Так что китайцы, внезапно образующиеся в 21 веке в непосредственной близости от Сити - это весьма своеобразный привет из викторианского прошлого. Но, помимо прочего, это еще и сложносоставная отсылка к канону. Лаймхаус с его опиумными курильнями появляется у Дойла в рассказе "Человек с рассеченной губой". Фальшивый покойник, которого разыскивает Холмс, Невилл Сент-Клер, снимает комнаты в чайна-тауне у владельца опиумного притона, чтобы там переодеваться и гримироваться в нищего - и затем ходит попрошайничать как раз таки в Сити. В "Шерлоке" Невилл Сент-Клер то ли раздваивается, то ли растраивается, если считать Су Линь, снимающую квартирку в чайна-тауне, на отнюдь не фальшивых покойников: менеджера из Сити (Невилл никому не рассказывал о "карьере" нищего, и делал вид, что "ведет дела" в Сити) и журналиста-фрилансера (журналист - первая профессия вышеупомянутого Невилла, которой он в итоге предпочел попрошайничество), оба имеют тайный заработок с контрабанды китайских ценностей, как и Невилл, тайно зарабатывающий нищенством. И ровно с их появлением в сюжете вместо стекло-бетонных декораций Сити начинается полная викторианская Англия. Впрочем, начнем мы не с них, а, по традиции, с Бейкер-стрит. В этот раз у нас есть прекрасная возможность рассмотреть некоторые подробности, которые мы не смогли изучить в "Этюде".
Home Sweet Home
Итак, начнем сначала: на Шерлока бежит какой-то араб с каким-то длинным мечом...
#Лирическое отступление, с потрохами выдающее любовь автора сего текста к холодному оружию.# Какой-то меч - это, конечно, саиф, арабская сабля. C очень характерным всем: клинком, гардой, рукоятью... Авторы постарались. А вот в "Скандале", похоже, перестарались: что такое знаменитый огромный меч, которым Шерлок нарубает на закуски пакистанских террористов, я не имею ни малейшего понятия. Похожие мечи в природе есть, только они европейские. А на Ближнем Востоке ничего подобного найти не удается.
На данный момент я склонна считать, что сей монументальный образец - ближайший родственник "широкого ятагана" из сонета Николая Степановича Гумилева, т. е. представляет собой смелый и насыщенный поэтический образ, который с реальностью не соприкасается, да и не должен. #Конец лирического оступления.#
Так вот, пока на Шерлока бежит араб, мы можем рассмотреть прекрасное кресло, сокрытое от наших пытливых взоров в прошлой серии. Спинку разглядеть нам мешает то, что на нее наброшено, но нижняя часть конструкции вполне видна, и навевает мысли о креслах 19 века.
Например, о таком:
Или таком:
Борьба, пока мы рассматривали кресло, продолжилась, и внезапно чайная ложечка:
Та, которая правее головы Шерлока. Вот здесь ее видно лучше:
Ложечки в 19 веке украшали ничуть не менее витиевато, чем все остальное. Наша, как водится, попроще, но силуэт подогретому охотой на 19 век воображению навевает, как и кресло.
Еще на этот раз мы наконец-то можем в деталях изучить ковер. Например, когда Шерлок изящно задвигает ногой под кресло пресловутый саиф:
И чуть раньше на общем плане:
Ковров в 19 веке было в интерьерах в избытке, большей частью восточных - здравствуй, ориентальное влияние - и потому с весьма витиеватым рисунком. Но были и попроще, с более геометричным и несложным орнаментом, вроде таких:
Или таких:
Они часто перекликались с орнаментами на стенах, как и коврик на Бейкер-стрит.
Теперь поднимите глаза обратно на общий план. Кроме ковра там видно второе кресло. И два столика - с торшером и книжками. Более крупный план кресла, столика и Джона:
Маленькими трехногими круглыми столиками в 19 веке, наверное, топили камины, очень уж их было много. Но даже несмотря на это громадное поголовье столиков не удалось извести, и до нашего времени дожило немало прекрасно сохранившихся образцов:
Кресло, в котором сидит наш дорогой доктор, может быть уместно в очень широком временном диапазоне. Но впервые такие кресла появились все в том же 19 веке, во второй его половине. Мягкий со всех сторон предмет мебели получил название "клубное кресло" и предназначался первоначально, как несложно догадаться, для клубов, в которых джентльмены проводили свободное время. Чтобы они могли проводить его максимально комфортно для всех частей своих благородных организмов.
Клубное кресло 19 века:
Пледу, лежащему на спинке кресла, мне бы хотелось уделить отдельное внимание. Клетчатый плед, как предмет интерьера и одежды, прилетел к нам снова не из викторианских времен, а из эпохи романтизма: "Клетчатые платочки женщин и пледы мужчин вошли в моду как дань уважения к лорду Байрону и всем шотландцам, борющимся за независимость своей родины". Что ж, со своим шотландским именем Джон имеет полное право на собственный маленький кусочек романтизма, коли уж большая его часть досталась Шерлоку.
В роли мужчины в пледе - вновь наше все, Александр Сергеевич, на сей раз портрет работы Кипренского:
А также шотландский поэт Джеймс Хогг:
Автор портрета - шотландский же художник, которого зовут Джон Уотсон Гордон. Как вы понимаете, я просто не могла не показать вам именно этот портрет.
Слегка нарушим хронологию событий и перенесемся в конец эпизода, чтобы посмотреть на последние интересные детали, которыми с нами поделились на этот раз:
Мое любимое окно между этажами - здесь его видно немного лучше, чем в первом эпизоде. И прекрасная лампа там же, на лестнице. Также можно в очередной раз полюбоваться дверью, обшарпанной под антик, которую видно и на одном из предыдущих кадров, с ковром и креслом.
И, наконец, присутствие китайцев сказалось на мне положительно, и до меня все-таки дошло, что за китаец стоит на каминной полке:
Вот здесь, на фото из статьи о создании интерьера Бейкер-стрит его видно лучше:
Это маленькая копия воина терракотовой армии императора Цинь Шихуанди.
Вот такого примерно:
Death in the City
Как я и говорила выше, Сити - это концентрированная современность. До тех пор, пока там не появляются сначала китайцы, а потом и Шерлок. Первая "встреча" с китайцами происходит в расписанном баллончиком мемориальном кабинете. В котором нас с порога встречает лев:
Реалистичная анималистическая скульптура - то, чего в викторианскую эпоху было, пожалуй, даже больше, чем трехногих столиков. Волна интереса к естественным наукам, путешествия в дальние уголки земного шара
Панорама кабинета, на которой можно разглядеть, что он тоже довольно современный, но, помимо льва, там есть характерное кресло в углу (опять кресло!), а также не-могу-разобрать-что на комоде: то ли тоже скульптуры, то ли чучела, что было бы даже занимательнее:
И рама картины:
В квартире убиенного Ван Куна тоже царит вопиющая современность, которую разбавляет одна лишь голова будды, различимая в нижнем правом углу (здесь тоже были китайцы!):
А вот квартира убиенного Лукиса намного, намного интереснее. Начиная с того, что у него тоже есть дверной молоток, и даже со львом:
А еще вот такие чудесные перила на лестнице:
И еще одни перила, которые мы увидим чуть позже, когда в квартиру придет Шерлок:
Дом, в котором обитал журналист-контрабандист, явно не новый, и явно из интересующей нас эпохи. Среди прочих красот в квартире журналиста есть стул (на переднем плане) и, не могу понять, бывший или настоящий, маленький камин (на заднем плане), очень характерный для таких каморочек под крышей викторианских времен:
Обилие стульев и кресел с отсылками к эпохе во втором эпизоде заставляет меня думать, что авторы хотели этим что-то сказать. Но я решительно не понимаю, что. Возможно, мне нужна специальная книжка для расшифровки этого кода.
Родственник стула из квартиры Лукиса, 19 век:
Журналист, не имеющий отношения к Сити, отличается от своего коллеги по контрабанде и в сцене со сдачей груза в сувенирную лавку. Вот Ван Кун с чемоданом:
Он очень простой и весьма современный. У журналиста чемодан тоже современный, но зато мило и винтажненько улеплен наклейками со всех сторон:
В качестве дополнительного иллюстративного материала прилагаются два старинных чумодана Louis Vuitton:
Квартира Су Линь мне очень нравится сочетанием восточных и европейских предметов в интерьере. Это, опять же, ужасно по-викториански. Вот, например, ширма:
Ширмами в 19 веке топили камины, когда заканчивались столики. Скажем, на этой фотографии их целых две:
А еще у Су Линь есть чудесный туалетный столик, он же комод:
В 19 веке это могло выглядеть так:
Или так:
Цирк с конями
В "Банкире" нас, помимо кресел и стульев, целых два раза радуют отсылками к виторианским не-домашним интерьерам. Первый раз - в музее, реставрационный зал которого с определенного ракурса до боли напоминает присутственные места второй половины 19 века:
Вот такую контору:
Или вот такую библиотеку:
А второй раз, конечно же, в китайском цирке. Фасад здания вполне себе викторианский, можно сразу ожидать всякого:
И ожидания нас, конечно, не обманывают. Нам показывают чудесный потолок:
И еще один чудесный потолок с не менее чудесными стенами:
Второй потолок, тот, который на самом переднем плане, это примерно как здесь:
А стены и остальная часть потолка, я полагаю, при лучшем освещении (и, вероятно, лучшей сохранности), могли бы выглядеть как-то в этом роде:
Вообще же место, где дает представление китайский цирк, больше всего напоминает небольшой викторианский мюзик-холл, которых в конце 19 века в Лондоне было великое множество. Сцену китайцы не используют, выделив место под сцену там, где в 19 веке должны были стоять столики с сидящими за ними зрителями:
После того, как Шерлок выпадет из-за кулис в сопровождении китайского бандита, мы сможем подробно разглядеть передний край сцены:
#Лирическое отступление нумер два.# К слову о китайском бандите, у него, как и у араба, сабля, только в этот раз, конечно, китайская, дао.
Дао - это общее название всех китайских однолезвийных изогнутых клинков, коих есть огромное число разновидностей (есть даже гуань дао, клинок на длинном, как у копья, древке - китайская глефа). Поскольку в китайском оружии я разбираюсь довольно примерно, точную разновидность этой штуки не скажу.
Кажется, авторы питают слабость к изогнутому оружию с односторонней заточкой, другого я пока что в сериале не видела. Не будем строить фрейдистские теории и предположим, что они просто самые кинематографичные и ими можно красивше всего размахивать в кадре.#Конец лирического отступления.#
И, наконец, кульминационный момент в тоннеле:
По сюжету это, вроде бы, должен быть подземный трамвайный тоннель Кингсвей, но на самом деле в кадре не он. И действительно, зачем нам тоннели, построенные уже в 20 веке и выглядящие так:
...когда в Лондоне полным-полно тоннелей викторианских времен самого разного назначения, которые выглядят так:
Ради силуэта Шерлока на фоне викторианской катакомбы достоверностью вполне можно чуточку пренебречь.
И, безусловно, я не могу пройти мимо потрясающего воображение камина за спиной Шан в последней сцене:
(Слева можно видеть кусочек обоев, не пропустите их).
I need your clothes
И под конец, традиционно, об одежде. В этой серии миссис Хадсон впервые радует нас своими впечатляющими блузками.
Одежда миссис Хадсон, как и многие другие детали, выглядит, в целом, современно, но как бы намекает. Например, рукавами и этим чудесным бантиком спереди. Разделение женского костюма на блузку и юбку произошло примерно одновременно с появлением клубного кресла. Блузки и юбки быстро стали очень распространенной повседневной одеждой.
Любовь к бантикам, жабо, брыжикам и всему подобному, впрочем, распространялась и на платья тоже:
Между прочим, довольно викторианским юбочно-блузочным силуэтом нас в этой серии радует и Сара:
Помимо блузок миссис Хадсон, мы к концу "Банкира" знакомимся еще и с синим халатом Шерлока:
Но о халатах я подробно расскажу в следующий раз, когда он предстанет перед нами во всей красе и во всех возможных ракурсах. А на сегодня наш ни разу не маленький обзор подошел к концу.
Дорогая редакция прощается с вами. God save the Queen.
|
</> |