рейтинг блогов

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

топ 100 блогов sherlock_series10.02.2012
Вперед в прошлое. The Blind Banker.
Чайна-таун XIX века. Опиумная курильня.
Ну вот, я наконец-то добралась до создания второй части своего опуса об историко-культурных аллюзиях в нашем любимом сериале. (Предыдущую все желающие могут найти здесь). Со второй серии, на мой взгляд, становится окончательно понятно, что витающий тут и там дух прежних времен - это не галлюцинация и даже не просто "милая деталь", это полноценный художественный прием, который авторы используют очень эффективно. В "Слепом банкире", как и в "Этюде", есть моменты, когда прошлое на экран не просачивается ни в единой детали, и более того - на экране наступает какое-то предельно концентрированное настоящее. Начало первой серии именно так объясняло нам на визуальном уровне, что мы попали в 21 век, а не куда-нибудь еще. Здесь настоящее будет довольно резко очерчивать ровно одну часть Лондона, со всем, в ней происходящим - Сити. В Сити "Шерлока" никакого прошлого нет, даже двери все компьютерные. Прошлое появляется там только в компании мистера Холмса. И еще - китайцев... Помнится, при первом просмотре, с появлением китайской мафии на авансцене я подумала: "Боже, как это по-викториански!" Представить себе эпоху без ориентального влияния - китайского, японского, арабского (арабов нам тут тоже, кстати, немножко дают в начале) совершенно невозможно. И невозможно представить себе викторианский Лондон без чайна-тауна, весьма злачного на тот момент места, где вместо нынешних лавок с котиками удачи располагались, в основном, опиумные притоны. (Я, кстати, при первом просмотре некоторое время была уверена, что речь пойдет о наркотиках, а не об антиквариате, слишком уж сильны ассоциации, но создатели, как всегда, идут не самым очевидным путем). Появление китайцев в районе Сити - отсылка очень интересная. Не просто временная, а пространственно-временная. Дело в том, что "старый" чайна-таун, окончательно разбомбленный во время Второй мировой, в отличие от нового, находился к Сити практически впритык. Он разросся от доков в районе Лаймхаус, вокруг которых часто селились иностранные матросы. Для наглядности, карта с красной точкой, довольно примерно обозначающей место расположения доков:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Так что китайцы, внезапно образующиеся в 21 веке в непосредственной близости от Сити - это весьма своеобразный привет из викторианского прошлого. Но, помимо прочего, это еще и сложносоставная отсылка к канону. Лаймхаус с его опиумными курильнями появляется у Дойла в рассказе "Человек с рассеченной губой". Фальшивый покойник, которого разыскивает Холмс, Невилл Сент-Клер, снимает комнаты в чайна-тауне у владельца опиумного притона, чтобы там переодеваться и гримироваться в нищего - и затем ходит попрошайничать как раз таки в Сити. В "Шерлоке" Невилл Сент-Клер то ли раздваивается, то ли растраивается, если считать Су Линь, снимающую квартирку в чайна-тауне, на отнюдь не фальшивых покойников: менеджера из Сити (Невилл никому не рассказывал о "карьере" нищего, и делал вид, что "ведет дела" в Сити) и журналиста-фрилансера (журналист - первая профессия вышеупомянутого Невилла, которой он в итоге предпочел попрошайничество), оба имеют тайный заработок с контрабанды китайских ценностей, как и Невилл, тайно зарабатывающий нищенством. И ровно с их появлением в сюжете вместо стекло-бетонных декораций Сити начинается полная викторианская Англия. Впрочем, начнем мы не с них, а, по традиции, с Бейкер-стрит. В этот раз у нас есть прекрасная возможность рассмотреть некоторые подробности, которые мы не смогли изучить в "Этюде".

Home Sweet Home

Итак, начнем сначала: на Шерлока бежит какой-то араб с каким-то длинным мечом...

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

#Лирическое отступление, с потрохами выдающее любовь автора сего текста к холодному оружию.# Какой-то меч - это, конечно, саиф, арабская сабля. C очень характерным всем: клинком, гардой, рукоятью... Авторы постарались. А вот в "Скандале", похоже, перестарались: что такое знаменитый огромный меч, которым Шерлок нарубает на закуски пакистанских террористов, я не имею ни малейшего понятия. Похожие мечи в природе есть, только они европейские. А на Ближнем Востоке ничего подобного найти не удается.
На данный момент я склонна считать, что сей монументальный образец - ближайший родственник "широкого ятагана" из сонета Николая Степановича Гумилева, т. е. представляет собой смелый и насыщенный поэтический образ, который с реальностью не соприкасается, да и не должен. #Конец лирического оступления.#


Так вот, пока на Шерлока бежит араб, мы можем рассмотреть прекрасное кресло, сокрытое от наших пытливых взоров в прошлой серии. Спинку разглядеть нам мешает то, что на нее наброшено, но нижняя часть конструкции вполне видна, и навевает мысли о креслах 19 века.
Например, о таком:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Или таком:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Борьба, пока мы рассматривали кресло, продолжилась, и внезапно чайная ложечка:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Та, которая правее головы Шерлока. Вот здесь ее видно лучше:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Ложечки в 19 веке украшали ничуть не менее витиевато, чем все остальное. Наша, как водится, попроще, но силуэт подогретому охотой на 19 век воображению навевает, как и кресло.

Вперед в прошлое. The Blind Banker. Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Еще на этот раз мы наконец-то можем в деталях изучить ковер. Например, когда Шерлок изящно задвигает ногой под кресло пресловутый саиф:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

И чуть раньше на общем плане:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Ковров в 19 веке было в интерьерах в избытке, большей частью восточных - здравствуй, ориентальное влияние - и потому с весьма витиеватым рисунком. Но были и попроще, с более геометричным и несложным орнаментом, вроде таких:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Или таких:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Они часто перекликались с орнаментами на стенах, как и коврик на Бейкер-стрит.

Теперь поднимите глаза обратно на общий план. Кроме ковра там видно второе кресло. И два столика - с торшером и книжками. Более крупный план кресла, столика и Джона:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Маленькими трехногими круглыми столиками в 19 веке, наверное, топили камины, очень уж их было много. Но даже несмотря на это громадное поголовье столиков не удалось извести, и до нашего времени дожило немало прекрасно сохранившихся образцов:

Вперед в прошлое. The Blind Banker. Вперед в прошлое. The Blind Banker. Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Кресло, в котором сидит наш дорогой доктор, может быть уместно в очень широком временном диапазоне. Но впервые такие кресла появились все в том же 19 веке, во второй его половине. Мягкий со всех сторон предмет мебели получил название "клубное кресло" и предназначался первоначально, как несложно догадаться, для клубов, в которых джентльмены проводили свободное время. Чтобы они могли проводить его максимально комфортно для всех частей своих благородных организмов.

Клубное кресло 19 века:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Пледу, лежащему на спинке кресла, мне бы хотелось уделить отдельное внимание. Клетчатый плед, как предмет интерьера и одежды, прилетел к нам снова не из викторианских времен, а из эпохи романтизма: "Клетчатые платочки женщин и пледы мужчин вошли в моду как дань уважения к лорду Байрону и всем шотландцам, борющимся за независимость своей родины". Что ж, со своим шотландским именем Джон имеет полное право на собственный маленький кусочек романтизма, коли уж большая его часть досталась Шерлоку.

В роли мужчины в пледе - вновь наше все, Александр Сергеевич, на сей раз портрет работы Кипренского:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

А также шотландский поэт Джеймс Хогг:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Автор портрета - шотландский же художник, которого зовут Джон Уотсон Гордон. Как вы понимаете, я просто не могла не показать вам именно этот портрет.

Слегка нарушим хронологию событий и перенесемся в конец эпизода, чтобы посмотреть на последние интересные детали, которыми с нами поделились на этот раз:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Мое любимое окно между этажами - здесь его видно немного лучше, чем в первом эпизоде. И прекрасная лампа там же, на лестнице. Также можно в очередной раз полюбоваться дверью, обшарпанной под антик, которую видно и на одном из предыдущих кадров, с ковром и креслом.

И, наконец, присутствие китайцев сказалось на мне положительно, и до меня все-таки дошло, что за китаец стоит на каминной полке:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Вот здесь, на фото из статьи о создании интерьера Бейкер-стрит его видно лучше:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Это маленькая копия воина терракотовой армии императора Цинь Шихуанди.

Вот такого примерно:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Death in the City

Как я и говорила выше, Сити - это концентрированная современность. До тех пор, пока там не появляются сначала китайцы, а потом и Шерлок. Первая "встреча" с китайцами происходит в расписанном баллончиком мемориальном кабинете. В котором нас с порога встречает лев:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Реалистичная анималистическая скульптура - то, чего в викторианскую эпоху было, пожалуй, даже больше, чем трехногих столиков. Волна интереса к естественным наукам, путешествия в дальние уголки земного шара чтобы поохотиться там на тигров (уйди из моей головы, проклятый Моран) - и пожалуйста, все каминные полки и письменные столы, а также элементы отделки помещений заполнены бронзовыми, мраморными и гипсовыми зверями чуть менее, чем полностью.

Вперед в прошлое. The Blind Banker. Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Панорама кабинета, на которой можно разглядеть, что он тоже довольно современный, но, помимо льва, там есть характерное кресло в углу (опять кресло!), а также не-могу-разобрать-что на комоде: то ли тоже скульптуры, то ли чучела, что было бы даже занимательнее:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

И рама картины:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

В квартире убиенного Ван Куна тоже царит вопиющая современность, которую разбавляет одна лишь голова будды, различимая в нижнем правом углу (здесь тоже были китайцы!):

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

А вот квартира убиенного Лукиса намного, намного интереснее. Начиная с того, что у него тоже есть дверной молоток, и даже со львом:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

А еще вот такие чудесные перила на лестнице:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

И еще одни перила, которые мы увидим чуть позже, когда в квартиру придет Шерлок:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Дом, в котором обитал журналист-контрабандист, явно не новый, и явно из интересующей нас эпохи. Среди прочих красот в квартире журналиста есть стул (на переднем плане) и, не могу понять, бывший или настоящий, маленький камин (на заднем плане), очень характерный для таких каморочек под крышей викторианских времен:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Обилие стульев и кресел с отсылками к эпохе во втором эпизоде заставляет меня думать, что авторы хотели этим что-то сказать. Но я решительно не понимаю, что. Возможно, мне нужна специальная книжка для расшифровки этого кода.

Родственник стула из квартиры Лукиса, 19 век:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Журналист, не имеющий отношения к Сити, отличается от своего коллеги по контрабанде и в сцене со сдачей груза в сувенирную лавку. Вот Ван Кун с чемоданом:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Он очень простой и весьма современный. У журналиста чемодан тоже современный, но зато мило и винтажненько улеплен наклейками со всех сторон:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

В качестве дополнительного иллюстративного материала прилагаются два старинных чумодана Louis Vuitton:

Вперед в прошлое. The Blind Banker. Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Квартира Су Линь мне очень нравится сочетанием восточных и европейских предметов в интерьере. Это, опять же, ужасно по-викториански. Вот, например, ширма:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Ширмами в 19 веке топили камины, когда заканчивались столики. Скажем, на этой фотографии их целых две:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

А еще у Су Линь есть чудесный туалетный столик, он же комод:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

В 19 веке это могло выглядеть так:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Или так:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.


Цирк с конями

В "Банкире" нас, помимо кресел и стульев, целых два раза радуют отсылками к виторианским не-домашним интерьерам. Первый раз - в музее, реставрационный зал которого с определенного ракурса до боли напоминает присутственные места второй половины 19 века:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Вот такую контору:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Или вот такую библиотеку:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

А второй раз, конечно же, в китайском цирке. Фасад здания вполне себе викторианский, можно сразу ожидать всякого:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

И ожидания нас, конечно, не обманывают. Нам показывают чудесный потолок:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

И еще один чудесный потолок с не менее чудесными стенами:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Второй потолок, тот, который на самом переднем плане, это примерно как здесь:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

А стены и остальная часть потолка, я полагаю, при лучшем освещении (и, вероятно, лучшей сохранности), могли бы выглядеть как-то в этом роде:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Вообще же место, где дает представление китайский цирк, больше всего напоминает небольшой викторианский мюзик-холл, которых в конце 19 века в Лондоне было великое множество. Сцену китайцы не используют, выделив место под сцену там, где в 19 веке должны были стоять столики с сидящими за ними зрителями:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

После того, как Шерлок выпадет из-за кулис в сопровождении китайского бандита, мы сможем подробно разглядеть передний край сцены:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

#Лирическое отступление нумер два.# К слову о китайском бандите, у него, как и у араба, сабля, только в этот раз, конечно, китайская, дао.
Дао - это общее название всех китайских однолезвийных изогнутых клинков, коих есть огромное число разновидностей (есть даже гуань дао, клинок на длинном, как у копья, древке - китайская глефа). Поскольку в китайском оружии я разбираюсь довольно примерно, точную разновидность этой штуки не скажу.
Кажется, авторы питают слабость к изогнутому оружию с односторонней заточкой, другого я пока что в сериале не видела. Не будем строить фрейдистские теории и предположим, что они просто самые кинематографичные и ими можно красивше всего размахивать в кадре.#Конец лирического отступления.#


И, наконец, кульминационный момент в тоннеле:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

По сюжету это, вроде бы, должен быть подземный трамвайный тоннель Кингсвей, но на самом деле в кадре не он. И действительно, зачем нам тоннели, построенные уже в 20 веке и выглядящие так:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

...когда в Лондоне полным-полно тоннелей викторианских времен самого разного назначения, которые выглядят так:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Ради силуэта Шерлока на фоне викторианской катакомбы достоверностью вполне можно чуточку пренебречь.

И, безусловно, я не могу пройти мимо потрясающего воображение камина за спиной Шан в последней сцене:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

(Слева можно видеть кусочек обоев, не пропустите их).

I need your clothes and your motorcycle

И под конец, традиционно, об одежде. В этой серии миссис Хадсон впервые радует нас своими впечатляющими блузками.

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Одежда миссис Хадсон, как и многие другие детали, выглядит, в целом, современно, но как бы намекает. Например, рукавами и этим чудесным бантиком спереди. Разделение женского костюма на блузку и юбку произошло примерно одновременно с появлением клубного кресла. Блузки и юбки быстро стали очень распространенной повседневной одеждой.

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Любовь к бантикам, жабо, брыжикам и всему подобному, впрочем, распространялась и на платья тоже:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Между прочим, довольно викторианским юбочно-блузочным силуэтом нас в этой серии радует и Сара:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Помимо блузок миссис Хадсон, мы к концу "Банкира" знакомимся еще и с синим халатом Шерлока:

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Вперед в прошлое. The Blind Banker.

Но о халатах я подробно расскажу в следующий раз, когда он предстанет перед нами во всей красе и во всех возможных ракурсах. А на сегодня наш ни разу не маленький обзор подошел к концу.

Дорогая редакция прощается с вами. God save the Queen.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хорошая картинка! ...
прямо перед Домом правительства. Только что с автором материала вышла на связь Вера Шихова. Она сообщила, что стояла на пикете перед домом правительства. В 15-45 (13 сентября 2021 г.) к ней подошла женщина «бомжовского» вида, начала угрожать ножом, затем разрезала ножом плакат и ...
Новость из Крыма: Время ожидания в автомобильной очереди на паром в Крым в порту «Кавказ» (Краснодарский край) к утру воскресенья возросло до девяти часов... Для разгрузки переправы дирекция увеличила количество паромов, а также открыла новые маршруты из Новороссийска и Анапы. За после ...
Ничто так не взрослит, как предательство. Б.Стругацкий Я несколько раз наталкивался на мнение, по которому коленно-локтевая позиция российской власти и дипломатии по Ливии была обусловлена болезнью и скорой смертью абхазского президента ...
Заочные суды, первое дело за нарушение закона об «иноагенстве» и Навальный в ПКТ. Хроника текущих репрессий. Алексей Навальный по видеосвязи из колонии. Фото: соцсети В России завели первое уголовное дело за нарушение закона об «иностранных агентах». Власти в свое ...