"Возвращение" реж. А Звягинцев
drugoe_kino — 14.12.2013В то же время современные фильмы теряют авторитет у нашего, русского зрителя, привыкшего подпитываться от искусства духовностью, зарядом доброты, искренности, веры в то, что истина и правда в конце концов одолеют все тернии зла и укажут путь в конце тоннеля.
Что нам дает картина Звягинцева "Возвращение"?
Сюжет начинает раздражать чуть ли не с первых кадров, своей ложной недосказанностью. Откуда взялся отсутствующий 12 лет муж и отец семейства? Ни мать детей, ни он сам в картине объяснения не дает. Откуда у него машина, немалые деньги, зачем он потащился сам и потащил детей на пустой, неприветливый остров? Что он выкапывал в яме, что погрузил в лодку? Почему его поведение - это поведение грубого, немногословного и даже жестокого человека вернувшегося с зоны? Тогда почему мать посмела доверить ему общих, но чужих для него, сыновей? Тут читатель может лишь стоить догадки.
Хорошо. оставляем в стороне загадки, оставленные без ответа вопросы, отнесем их к режиссерской уловке, к раздражающему фактору манипупяции сознанием зрителя. Рассмотрим сюжет.
Неизвестно откуда взявшийся папаша берет детей в поход, видимо для того, чтоб ближе с ними познакомиться и вернуть чувство утерянной за годы кровной связи. За несколько дней общения он научил их: расплачиваться в ресторане, подкладывать ветки под колеса забуксовавшей машины, ставить палатку.. вот пожалуй. и все. Общение на уровне: "Ешь" "Пей" "Садимся, едем" "Греби, я сказал" - любви и отклика в сыновьях не вызвало, а в младшем, более чувствительном и ранимом - только ненависть. Погоня отца за младшеньким во время очередной стычки выглядела нелогично, ибо все предыдущее время папашка вовсе не церемонился с парнями, выражая готовность бросить их на произвол судьбы.
В финале напрашивается вывод: мальчишки, воспитанные мамой и бабушкой без мужского внимания, оказались во всех отношениях лучше и человечнее своего агрессивного папашки и вовсе даже не слюнтяями и неумехами. Тут хочу отметить игру Ивана Добронравова. Его роль младшего, живого и строптивого парня, не желавшего прогнуться под волю незнакомого мужика и вступившего с ним в противоборство характеров - скрасила общую угрюмо-мрачную, монотонно-тревожную картину. Мрачную тревожность фильма не спасает даже девственная чистота природы, ни спокойная синь озера, ни песчаная серебристость берега. Досмотрела и не поняла, зачем это, к чему, о чем фильм? Зачем показывать непутевого папашку, если он не несет в фильме ни положительного, но и не отрицательного примера? Зачем нужна его гибель? Затем, чтоб все вернулось на круги своя, и мальчики, вернувшись из опасного похода, еще больше оценили мать и бабушку? Но даже после этого вздоха облегчения - осадок после просмотра остается холодно-тревожным. Ибо мужиков в этом мире, типо брутальных и мужественных, но по сути жестоких уголовников с ножами и топорами - не счесть, как и тупых, безмозглых самок Елен.
Вопрос: Звягинцев, кому служишь?
|
</> |