Возвращаясь к кинофильму "Брестская крепость"...
u_96 — 12.12.2010 В продолжение этого поста http://u-96.livejournal.com/2367355.html---
Отсмотрел фильм вместе со средним сыном, восьмиклассником. Фильм глянулся. И мне, и моему сыну, и моему отцу, офицеру-пограничнику в отставке, который в конце 60-х в Бресте служил.
О критике. В художественном фильме всегда есть "крючки", за которые глаз историка может зацепиться. Повторяю - всегда. Самолёты не те, что должны были быть. Погоны не той формы. Шаровары не той системы и ТыДы. Так что наличие таких исторических "крючков", это не нонсенс. Нонсенс, это когда несмотря на "крючки" фильму веришь. Смотришь картину, просто не замечая исторических несуразностей. Ибо те просто не набирают нужной критической массы на фоне хорошего сценария и хорошей игры актёров. Так вот, "Брестская крепость" - фильм, которому веришь.
Да, майор Гаврилов в реале вовсе не был репрессирован. Да, полковой комиссар Фомин в реале, попав в плен, не сам назвал немцам своё звание, а был выдан предателем. И ТыДы, и ТыПы. Но всё это не отменяет того факта, что перед нами - очень хороший фильм. Кряжистый такой. Крепко сбитый. Лучший из всего, что было снято о Великой Отечественной за последние лет восемь, если не десять.
Кто-то говорит о "слабой режиссуре", о "хаотичности и несвязанности сюжета". Сообщил об этом одному из знакомых ветеранов - он как раз накануне посмотрел фильм.
Ветеран пожевал сморщенными губами и сказал буквально следующее: "Ничего не скажу про режиссуру - не знаю, что это такое. Что же до "хаотичности"... Так вся жизнь на войне хаотична. Вот ты утром лезешь в землянку весь продрогший после того, как половину ночи в охранении пролежал. Думаешь, как сейчас отогреешься под шинелишкой и дашь храпака. Тут вбегает взводный и всех выгоняет наверх. Только успел проморгаться, как за спиной - бах-бах! - наши артилёры заработали. Через пятнадцать минут - атака. Бежишь, спотыкаешься. Перед глазами всё прыгает. Сердце, кажется, вот-вот из груди вылетит. А впереди - тра-та-та! - немец ожил. Ты - носом в землю - пули над головой воздух так и стригут. Тут тебя по заду взводный ногой - шмяк. Встать, сукин сын! Вперёд! Ураааа! Встаёшь, бежишь. Вот уже и фрицевские окопы. И вдруг - бац! - удар в грудь. Открываешь глаза и удивляешься. Над тобой небо - голубое-голубое. И тишинааааа вокруг... Потому что тебе барабанные перепонки выбило. В груди гранатный осколок засел, а тебе и не больно. Только ни рукой, ни ногой не двинуть. Лежишь ты на спине, на небо таким макаром любуешься. Потом тебя кто-то за ноги хватает и тащит волоком назад. В ту самую землянку, где ты давеча соснуть собирался... Только притащили, только бинтовать начали - немец миной или бомбой накрывает... Вообще на войне самыми страшными были их миномёты и бомбёжки. Потому что полное бессилие и непонятность куда ухнет... Так что хаотичность на войне для большинства - норма. Не норма она только для генералов. Но они-то не большинство... Вобщем, в фильме - всё правильно".
P.S. Сын после просмотра удалился к себе в комнату и залёг с книгой Смирнова в обнимку. Читает.