Война идей и денег

топ 100 блогов trim_c12.11.2016
Было время и были подвалы,
Было дело и цены снижали.
И текли, куда надо каналы
И в конце, куда надо, впадали.
/В.Высоцкий /

Коммунизм отрицает свободный рынок и деньги как таковые. Но просто так отменить товарно-денежные отношения невозможно, и потому руководство СССР в течение всей истории страны пыталось найти оптимальный подход к построению социалистической экономики, которая поможет прийти к светлому будущему. В статье, опубликованной в журнале Slavic Review, историк Кристи Айронсайд рассказывает о плюсах и минусах сталинской политики понижения цен в СССР.


Уличная торговля на Охотном Ряду, 1928 год

В начале 30-х годов Сталин ратовал за отмену карточной системы. По его мнению, цены в системе снабжения не отражали реальной стоимости товаров, а крестьяне, торгующие на рынках, устанавливали свои цены, ориентируясь не на них, а на государственные коммерческие. Ликвидация карточной системы и установление усредненных цен в магазинах должны были привести и к снижению цен на колхозных рынках.

1 января 1935 года были отменены карточки на хлеб, а 1 октября — на мясо, рыбу, сахар, масло и картофель. Рыночные цены поначалу действительно снизились, но потом, в конце 1930-х, стали медленно, но верно ползти вверх. В преддверии войны экономика СССР была переориентирована на военно-промышленный комплекс, что заставило власть в 1940 году повысить цены на несколько категорий товаров первой необходимости и в государственной торговой сети.

В сельском магазине, 1950-е годы

В первый день после этого колхозные рынки опустели — крестьяне были буквально в шоке от новой реальности. Однако на следующий день рынки вновь стали заполняться. Практически все торговцы отпускали свой товар по существенно сниженным ценам и в течение первой половины 1948 года не повышали их.

Хотя введение единых тарифов ударило по официальной торговле и общая выручка в государственной торговой сети снизилась, основной целью реформы государство видело именно снижение рыночных цен.

По статистическим данным Госплана, в 1948 году рубль укреплялся, а реальная зарплата рабочих росла. Впрочем, подсчеты эти были излишне оптимистичными. Советский Союз еще не преодолел последствия голода из-за нехватки зерна в первые послевоенные годы, и в некоторых регионах хлеба не видели по нескольку дней. Карточную систему упразднили, но в магазинах практиковался отпуск товаров по спискам, приоритет в которых отдавался партийным функционерам и элитам. Уровень жизни не только не вырос по сравнению с предвоенным временем, но даже немного снизился.

Все ниже и нижеНа складах скапливались дорогие товары, которые население не могло себе позволить. Чтобы исправить положение дел, в апреле 1948 года власть снизила на 10-20 процентов цены на автомобили, мотоциклы, швейные машинки, часы, проигрыватели пластинок, витамины и икру. Но простые труженики практически не заметили этого. Если до понижения цен, скажем, автомобиль «Москвич» стоил 10 тысяч рублей, то после — 9 тысяч, все равно оставаясь недоступным для большей части населения. В 1949 году ситуация не изменилась.

Власть волновали не столько забитые склады, сколько большое количество денег, осевшее в карманах граждан и фактически изъятых ими из государственного сектора экономики. 1 марта было вновь принято решение о понижении цен, теперь уже более существенном. Это дало неплохие результаты — потребление выросло, хотя и не сильно. Снова поползли вниз цены на рынках.

С тех пор каждую весну, вплоть до 1954 года, государство снижало цены на товары, и этим, конечно же, пользовалась советская пропаганда. Газеты писали, что материальное положение трудящихся страны неуклонно улучшается, экономика растет, а жизнь становится лучше и веселее. За все это предлагалось благодарить партию и Сталина лично. Пресса называла ежегодное весеннее снижение цен праздником.

Ассортимент товаров рос — страна восстанавливалась после войны, а склады все еще ломились от нереализованной промышленной продукции. Такая политика позволяла создавать иллюзию изобилия у жителей крупных городов, но на селе дела обстояли гораздо хуже. Крестьяне зачастую видели товары, на которые снижались цены, только на страницах газет.

Не смогли

Было понятно, что такое положение дел не сохранится навсегда. Вскоре после смерти Сталина в 1953 году советские лидеры принялись осуществлять давно назревшие экономические реформы, против которых выступал вождь. Впрочем, в течение еще двух лет ежегодные снижения цен проводились, и как Маленков, так и Хрущев, боровшиеся за главный пост страны, не желали говорить о возможном повышении цен на товары народного потребления.

Но уже тогда было ясно, что СССР не может производить достаточного количества товаров для удовлетворения спроса населения в течение продолжительного времени. Министр торговли Анастас Микоян открыто признавал, что государство, например, обеспечивает мясом только крупные промышленные центры, а в других городах оно бесперебойно поставляется только в предприятия общественного питания, но не на полки магазинов. Помимо этого, понижение цен уже не производило ощутимого эффекта на рынок. В особенности это касалось цен на мясо, молоко и масло — дефицитные товары.

Уже осенью 1955 года, перед XX съездом партии, Хрущев рекомендовал не понижать цены, пока спрос на товары народного потребления в стране не будет удовлетворен. При этом официальная позиция партии в отношении ценообразования была однозначной. В программе КПСС от 1961 года говорилось, что основным направлением ценовой политики государства в период построения коммунизма является систематическое, экономически обоснованное снижение цен на основе повышения производительности труда и понижения затрат на производство.

Но слова остались словами. Нового понижения цен в период правления Хрущева не последовало. Наоборот, в 1962 году они были повышены. Население встретило этот шаг негодованием и расценило как настоящее предательство.

ЛЕНТА выбрала для описания ситуации зарубежный источник, который все-таки сильно приукрашивает ситуацию и лишает ее ощущения реальной жизни.
Я был очень маленьким, но голод 47-48 годов я помню, вообще голод такая вещь, которая хорошо запоминается. Я помню что однажды случилось такое счастье, папе на работе выдали бутылку сливок на паек, особенный, по случаю кажется праздника Красной Армии, февраль 48-го.
И мы по очереди все трясли эту бутылку - и даже мне доверяли трясти. А потом на здоровенном ящике, который был поставлен на-попа, накрыт штопаной простыней и заменял нам стол, стояла тарелка с водой в которой плавал маленький кусочек масла, сливочного масла - и какими глазами мы все на него смотрели - я помню этот кусочек.

А потом я помню как каждую весну Левитан читал постановление о снижении цен. Но даже в Киеве это снижение не так уж много значило. Магазины были заполнены черной икрой, крабами, дорогими армянскими коньяками, пирамиды из банок консервированных крабов заполняли стены. Но масло, сахар, мука...

Их "давали" перед праздниками 7 ноября и 1 мая, это так и называлось "давали", потому что деньги тут были ни при чем. Этих товаров не было в продаже, их можно было купить по госцене только перед праздниками.

Очереди выстраивались не в магазинах, там такие очереди не поместились бы, у нас это были очереди во дворе гастронома на углу Владимирской и Большой Житомирской. Очереди занимали ночью, химическим несмываемым карандашом номер писали на ладошке. Нормы отпуска в одни руки были маленькие, поэтому в очередях стояли дети, на них ведь тоже давали, дети стояли с 4-5 лет.

Эти товары можно было купить на рынках - но там цены были не просто выше.Оони были выше в разы. И товар был у спекулянтов, с которыми накрепко была связана торговля, общепит и распределители.

Хорошо жила номенклатура и офицерство, вот у них было все. Дальше шла торговля. Никакой профессор - не верьте кино - до завмага и близко не дотягивал. Профессор хорошо жил в Москве, Ленинграде да пожалуй и все - в Киеве уже дефицит царствовал.
И каждый год снижали цены на товары, которых не было.

В статье описывается как пыталась советская экономика найти баланс цены, спроса, предложения и денежной массы. И как при Сталине этого никогда не получалось из-за того, что система распределения и социалистческого планирования не справлялась с задачей. О таком замечательном инструменте связывания лишних денег - а кто присмотрелся к тексту не мог не заметить: деньги всегда оказывались в избытке! - как ежегодные займы с принудительной подпиской я уж и не говорю, это отдельная история.

Обвиняли врагов, вредителей и войну, хотя главной причиной была органическая неспособность системы управления решить задачу управления экономикой - и при этом удовлетворить политику.
Но статья не указывает простой вещи - регулярные ошибки и просчеты были оплачены миллионами загубленных жизней и в мирное, и в военное время.

В войне идей и денег, политики и экономики, Сталин всегда ставил на политику. И это приводило к регулярным провалам, миллионам жертв, чудовищным потерям в войну и в мирное время, к хроническому и все время растущему отставанию от Запада.
Все колоссальные жертвы, которые принес советский народ. оказались напрасными, а колоссальный энтузиазм, а он реально был и после революции и после Войны, - был растрачен впустую.

И реформы были не капризом Хрущева, а жестокой необходимостью, более того, и Берия, и Маленков, проигравшие борьбу за Первый пост Хрущеву, они настаивали на более радикальных реформах. Почему эту борьбу и проиграли - номенклатура была против радикализма.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Холодно сейчас в Москве. Для конца июля - просто холодрыга. Вот уже не первую неделю погода напоминает поздний сентябрь... Но мы радуемся - это лучше,  чем жара в городе... Очень способствуют такие дни размышлениям... Вот, в воскресенье ,прошли празднества, посвящённые ...
Видео дня, конечно. Петя решил выпендриться и уехать с майдана на обычном такси. Но таксист нго везти отказался. pic.twitter.com/K3xUuEsps4 — Александр Коц (@sashakots) October 6, 2019 Зато новый гетьман дуже гарный. Пока. До первых зрад холодов. ...
Дракон прилетел с заснеженых югов живой и невредимый, но при первом же телефонном разговоре обозвал меня курицей. А самое главное, что не только обозвал, так еще и шлет мне теперь весь день в вибер фотографии курей разной степени лохматости и придурковатости. - Это, - спрашиваю. - кто? - ...
Мы в воскресенье уехали в кибуц Шфаим, о котором я рассказывала в августе. Погода замечательная, но вода еще холодная. Отдыхающих мало и совсем нет семей с детьми. Поэтому бассейн не работает. Сидим, дышим воздухом и слушаем птиц. Еще едим. Наши политики вкрай о... потеряли совесть. А в ...
Друзья мои, вы только на них посмотрите. Глядя на них, улыбка сама возникает на вашем лице! ...