Восстание 1662-1669 гг.

топ 100 блогов gayaz-samigulov25.03.2015 Продолжение публикации книги "От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости". С небольшими правками и дополнениями.

На рубеже 1650–1660-х гг. продолжилось укрепление позиций на р. Исеть и в «створе» этой линии. Кроме упомянутых слобод Барневской и Царева Городища на Исети и Мехонского острога, были заложены Уткинская слобода в верховьях Чусовой и Ялуторовский острог. Уткинская слобода вроде как не попадает в оборонительную линию Приисетья, но в действительности, будучи поставлена на месте самого легкого прохода из Приуралья (по долине р. Чусовой), выполняла функцию прикрытия освоенных зауральских земель. Еще в начале 1640-х гг. на Чусовой была поставлена таможенная застава, для сбора пошлин с товаров купцов, которые пытались проехать, минуя Верхотурье с его таможенным постом.[1] Позже крестьяне с Сылвы изъявили желание поставить слободу, которая и была построена в 1651 г.[2] А в 1659 г. был построен острог на месте бывшего татарского городка Явлу-Тура, чуть ниже устья р. Исеть, на Тоболе. Кроме удобного расположения, выгодного для обороны места, богатства пахотными и пастбищными землями, были и другие резоны.
Один из них – торговый и таможенный: «К тому же, государь, Явлутуру городку, где быть твоея государеве слободе, прилегли дороги проезжие, по которым дорогам ездят из Казани и с Уфы и ис Казанских и Уфинских уездов всякие руские люди и татаровя с Руси в сибирские городы со всякими товары, а из сибирских городов и ис Тобольска тое ж дорогою ездят в Казань и на Уфу и в Казанские и в Уфинские уезды с конми (конями, лошадьми – Г.С.) и со всякими товары и со всяких рыбных и хмельных промыслов промышленные люди со всякими промыслы. А без твоих великаго государя людей и без слободы на том месте быть нельзя, потому что и всякая твоя великаго государя десятая пошлина пропадет ни во что. А есть ли будет на том месте твоя великаго государя слобода и всякие твои государевы люди и впредь, государь, в той слободе учнется збирать на тебя, великаго государя, всякая десятинная пошлина в твою великого государя казну, и прибыль будет от той слободы тебе, великому го­сударю, денежная и хлебная многая и впредь прочна и стоятельна. А бес твоего великаго государя указу та слобода и по се время не устроена».[3] Кроме того, в этом месте существовал брод через Тобол – «перевоз калмыцких послов», который попадал под контроль при постройке острога.[4] Итак, к началу 1660-х гг. по Исети существовало несколько опорных пунктов русского заселения, если брать сверху вниз по реке: Катайский острог, Далматов монастырь, Мехонина курья, Царево Городище, Барневская слобода, Троицкий Рафайлов монастырь, Исетский и Ялуторовский остроги.

007, Карта слобод и острогов,.jpg
Карта С.У. Ремезова начала XVIII в. В описываемый период слобод, конечно было меньше и выше Исети по Тоболу их вообще не было, как и по Миассу. Но карт 1662 года у нас, увы, нет. А так - здесь примерно та территория, которая была охвачена боевыми действиями в ходе восстания 1662-1669 гг. в Зауралье.

В 1662 г. разгорелось восстание, которое традиционно называют башкирским, но в реальности в нем принимали участие представители многих народов, как местных, так и переселенцев – башкиры, вогулы, черемиса, чуваши, мещеряки, татары. Однако, основной силой восстания, той группой населения, которая упорно отказывалась прекратить борьбу были так называемые «выезжие татары» – потомки тех жителей Южного и Среднего Зауралья, кто после разгрома Сибирского ханства, ушел на юг Сибири, к Кучуму и оставался с ним, а после его гибели, с его потомками – Кучумовичами. Ушло большинство из рода сырян, часть рода табын,[5] мякотинцы.[6] Документы начала XVII в. свидетельствуют, что представители этих племен составляли основу лагеря Кучумовичей. [7] Довольно многие ушли позже, уже к началу русского расселения на Исети, часть была взята в полон во время набегов Кучумовичей на разные районы Зауралья. Там явно были представители других племен, помимо названных, поскольку на Исети и Туре жили киныр, терсяк. К середине XVII в. имена Кучумовичей или «царевичей» все чаще упоминаются в связке с калмыками. Очевидно, роль основных союзников сначала сыновей, а впоследствии внуков Кучума начали играть калмыки – более могучая сила в зауральских степях того времени, что могло не устроить потомков «улусных людей» сибирского хана – сырян, табынцев и мякотинцев, киныр, бачкыр. Да и сама борьба все больше теряла смысл – возродить Сибирское ханство не получилось, и перспектив особых в действительности не было. Где-то на рубеже 1650-х–1660-х  гг. представители этих племен, или значительная их часть, покинули лагерь Кучумовичей и вернулись на прежние жилища – на Исеть и ее притоки.[8] И обнаружили, что в их отсутствие их земли были заселены как русскими, так и представителями других народов. В документах эти вернувшиеся люди именуются «выезжими татарами»[9] или чаще «выходцами»,[10] значение эти выражения имеют одно и то же – выехавшие или вышедшие из степи, от Кучумовичей или калмыков, как обозначено в грамоте 1662 г.:. «…вышли на наше великого государя имя и били челом великому государю, чтоб им жить на старых своих жилищах…».[11] Далеко не все выходцы были потомками людей, ушедших к Кучуму, большая часть ушла в степь гораздо позже. Но прежние жители земель по Исети и ее верхним притокам, очевидно, составляли большинство. Насколько можно судить по опубликованным документам, массовый характер возвращение на родные места приняло в 7170 г. от сотворения мира или в конце 1661 – начале 1662 гг. от Р.Х.[12] Основная масса «выходцев», скорее всего, выехала из степи осенью 1661 г. и зимовала под Далматовым монастырем.[13] Характерно содержание подслушанного разговора «выходцев» летом 1662 г., которое передал один из разведчиков, посланных из Катайского острога: «…говорили де при мне те выходцы и хвалятца идти войной на Катайский острог и на Далматову пустыню во штистах (шестистах Г.С.), а в четыр де ста (четырехстах – Г.С.) отпустим наперед себя в свою землю з женами и з детьми и со скотом».[14] Вернувшиеся от Кучумовичей башкиры, вынужденные кочевать, очевидно, в Каратабынской и Катайской волостях, хотели вернуть себе права на прежние вотчинные земли по Исети. Группа людей, которая в состоянии выставить тысячу бойцов, это весьма немало для Зауралья того времени. Отряды из «выходцев» числом от 100 до 400 человек упоминаются в самых разных документах. Насколько можно судить, во главе «выезжих татар», или «выходцев», на первом этапе восстания, стоял Сары Мергень, как значится в одном документе «…а подговаривал де татар воевать Сары Мергенько, который зимовал под Далматовым монастырем»,[15] а чуть ранее читаем: «…Выезжие татара, которые выехали на Исеть и стояли под Далматовым монастырем и зимовали».[16] В других документах тот же Сары Мерген назван «уфимским изменником».[17] Для «выходцев» это была борьба за утерянные земли, поэтому это первое действительно массовое восстание отличалось такой ожесточенностью и продолжительностью. Затухая и вспыхивая вновь, восстание продолжалось с 1662 г. по 1669 г. Большая часть русских поселений по Исети была сожжена в 1662 г.: Далматов монастырь, Царево Городище и Барневская слобода, Катайский острог. Далматов монастырь был отстроен в том же году, опять сожжен в 1664 г. и вновь восстановлен. На месте сгоревшей слободы Царево Городище, как полагает Пузанов была поставлена Шадринская слобода.[18] В.В. Менщиков считает, что Царево Городище на Исети, возможно, располагалось в нескольких верстах от того места, где позже была поставлена Шадринская слобода.[19] Осенью 1662 года воевода Хилков направил в Верхотурье грамоту, которая предписывала в слободах Царево Городище, Мехонской и Барневской «с громленных крестьян оброчного хлеба не брать... а пожженные дворы велеть застроить».[20] Из этого сообщения выясняются две вещи – первое, что эти слободы были сожжены в ходе восстания (может быть частично), а во-вторых, что они к этому времени существовали, скорее всего, больше 4 лет. Вряд ли число льготных лет в этих слободах было меньше, чем в Катайском остроге, а в документе говорится о том, чтобы не брать оброчного хлеба с крестьян, чьи дворы сгорели – следовательно, льготный срок закончился, и начались выплаты крестьянами оброка. В том же 1662 г. Юшка Соловей получает указную память на постройку на р. Исети, у Шадриной заимки новой слободы – Шадринской. Судя по тому, что в тексте памяти говорится о том, что лес острожный уже заготовлен – это действительно фактически возрождение одной из существовавших слобод (Царево Городище на Исети), в эту же пользу свидетельствует то, что в тексте памяти не оговорены границы территории, отведенной слободе.[21] В отписке полковника Полуехтова, датированной осенью 1764 г. Говорится: «И сентября в 27 день писал мне с Мехониной курьи с теми станичники капитан Юда Семенов: сентября де в 15 день, когда шли изменники назад из под Беляковской слободы, и пришед де под Мехонину курью к острогу напуск чинили, и за острогом де два двора крестьянские сжгли и дву Крестьянинов и дву крестьянских детей на пашне поймали…».[22] Значит, острог на Мехониной курье стоял и в 1664 г. Станичниками в приведенном фрагменте документа названы служилые люди, отправленные в так называемую «проезжую станицу».
Описывать восстание я не буду, поскольку это не входит в задачи моего повествования и требует отдельного исследования. То, что наработано на день нынешний, можно прочесть в соответствующих книгах.[23] Отметим, что кроме перечисленных выше населенных пунктов, в ходе восстания были сожжены: Невьянский Покровский монастырь, Чусовская, Белослудская, Усть-Ирбитская, Мурзинская и Киргинская слободы.[24] Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что подверглись нападению не только приграничные слободы, но и пункты, расположенные далеко в глубине территории, освоенной к тому времени русскими. Восстание охватило самые разные группы населения, но основные воинские отряды приходили все же «из степи» – с правобережья Исети.

Схожая ситуация в Приуралье была с землями в Прикамье - там тоже было очень жесткое противостояние -в частности, в ходе этого восстания был сожжен Кунгур, который позже был отстроен в другом месте. Это было первое настолько массовое, ожесточенное и упорное восстание жителей Урала.

Предыдущие части:
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/206812.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/207115.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/208793.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/209041.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/209294.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/210898.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/212654.html




[1] Миллер Г.Ф. Указ. соч. Т. III. С. 318, № 101.
[2] Там же, С. 345, № 133.
[3] Там же. С. 400–401, № 185.
[4] Пузанов В.Д. Военно-политические факторы... С. 14.
[5] Пузанов В.Д. Военно-политические факторы... С. 8.
[6] Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. – С. 196
[7] Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. – С. 150; Миллер Г.Ф. Указ. соч. Т. II/ – С. 194–196.
[8] Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. –С.92–93,
[9] Шишонко В. Пермская летопись, 1263–1882 гг. Третий период, 1645–1676 гг. – Пермь, 1884. – С. 685, 692–693.
[10] Там же, С. 688; Миллер Г.Ф. Указ. соч. Т. III. – C. 438–439; Материалы по истории…, С. 159, 161–162.
[11] Миллер Г.Ф. Указ. соч. Т. III. – C. 439.
[12] Миллер Г.Ф. Указ. соч. Т. III. – C. 438–439; Шишонко В. Указ. соч. – С. 685, 692–693.
[13] Шишонко В. Указ. соч. – С. 685.
[14] Материалы по истории…, С. 159.
[15] Шишонко В. Указ. соч. – С. 693
[16] Шишонко В. Указ. соч. – С. 685.
[17] Материалы по истории… – С. 159.
[18] Пузанов В.Д. Указ. сач. С. 15.
[19] Менщиков В.В. Русская колонизация … С. 117–118.
[20] Цит. по: Менщиков В.В. указ соч. С. 116.
[21] Шишлнко В. Указ. соч. Т. III. С. 795–796.
[22] ДАИ. Т. IV. С. 386, № 145; Шишонко В. Указ соч. Ч. III. С. 781.
[23] История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. – Уфа, 1996; Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII – первой половине XVIII вв. – Свердловск, 1991; Акманов И.Г. Башкирские восстания. – Уфа, 1993; Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1662-1664 гг. //Исторические записки, Т.24. – М., 1947. – С. 30–110.
[24] Материалы по истории Башкирской АССР . – Часть I. С. 195–196, № 63.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так что, будет товарняк или не будет? Анонсов никаких нигде. Кто что знает? ...
Решил поглядеть что же наши учёные демографические головы думают о том сколько людей может жить на Земле. Разброс оказался огромный, от 100 миллионов до 134 триллионов. Наименьшую цифру называют экологисты, а наибольшая содержится в прогнозе ООН. Эта статья опубликована в ...
При всем моем добром отношении к Прилепину вынужден заметить: только этого его говна на театре не хватало. Во-первых, оно желтое по определению и другим быть не может. Во-вторых, в литературной основе полторы тысячи страниц компиляций из других источников (ну, признайтесь: неужели ...
. В прошлом году я уже писал о бывшем замкомандира киевского Беркута полковнике Кусюке, который нашел новую работу в аналогичной российской структуре. Тогда же я напомнил, что именно Кусюк и его команда, одетые в штатское, устроили провокацию 1 декабря 2013-го на Банковой (это когда Петя ...
"Я ненавижу мизогинию этого общества и мужчин, как первоисточник и основного агрессора. Одуревшие от безнаказанности и своих "прав" над женским телом, сексуальностью и жизнью, убивающие и насилующие женщин, как мух, помешанные только на своём члене ублюдки, чьё эго настолько велико, ...