Вокзал Гданьск-Главный

топ 100 блогов periskop22.11.2016 В ходе автопробега "Дороги Памяти" мы ненадолго остановились в Гданьске, одном из самых интересных городов Польши. Конечно, по-доброму в это Трёхградье (Гданьск - Гдыня - Сопот) надо приезжать не менее чем на три дня и изучать его спокойно, вдумчиво, внимательно. Но поскольку он был у нас только транзитным пунктом на пути - увидел тут немногое и только отметил точки к посещению. Однако про вокзал стоит рассказать - его я осмотрел хорошо.

Нынешний вокзал является репликой кайзеровского Danzig Hbf (1900 года постройки) и довольно тщательно восстановлен социалистическими поляками в 1950-60-е годы. Таких вокзалов в Рейхе было построено два - в Кольмаре на западе и Данциге на востоке, они почти близнецы. Поскольку Данциг - опорный пункт обороны Третьего рейха - был почти полностью стёрт с лица земли весной 1945-го (американская бомбардировка 19-20 марта и последующий советский штурм), то и вокзал не избежал разрушения. После окончания войны в нём уцелела только главная башня и пакгауз с диспетчерской. Они и остались подлинными. Остальное - выстроено заново. Вообще, вызывает большое уважение то, что тогдашние поляки ПНР, которым достался этот кусок Восточной Пруссии, не стали строить на руинах дешевое и удобное функциональное здание (как диктовала бы логика прибыли и эффективности), а решили всё-таки восстановить сложное немецкое строение.
Вокзал Гданьск-Главный


2. Вот так выглядит комплекс вокзала со стороны города (Podwale Grodzkie).
Вокзал Гданьск-Главный

3. Похожий ракурс 1901 года, Данциг. Как видите, реплика точная.
Вокзал Гданьск-Главный

4. Вид на вокзал со стороны станции, до Первой Мировой войны. Привокзальная улица на заднем плане полностью разрушена, сейчас там всё другое.
Вокзал Гданьск-Главный

5. Вокзальные часы и фрагмент башни. Это осталось подлинное и вокруг неё и велось постепенное восстановление. Удивительно, но башня выстояла при бомбардировках "летающими крепостями" и артобстрелах.
Вокзал Гданьск-Главный

6. Ладно, пойдём смотреть станционную сторону.
Вокзал Гданьск-Главный

7. Пригородный перрон. На фото - прибытие электрички единой транспортной системы Трёхградья (SKM Trójmiasto).
Вокзал Гданьск-Главный

8. Эта идёт на Гдыню. Все электрички этой системы имеют жёлто-синюю окраску. Есть постарше, есть поновее.
Вокзал Гданьск-Главный

9. Просто пригородная электричка, не системы Трёхградья - т.е. идёт из Гданьска в другие места.
Вокзал Гданьск-Главный

10. Наконец, дальняя от вокзала платформа отдана транзитным поездам дальнего следования. Варшава, Щецин, Краков и т.п. Обратите внимание, на горизонте виднеются портовые краны - порт близко.
Вокзал Гданьск-Главный

11. Строение диспетчерского центра управления (что сейчас - не знаю). Насколько я понимаю, это уже наследие Веймарской республики, а не Второго рейха.
Вокзал Гданьск-Главный

12. Эта же диспетчерская на снимке 1968 года. Польша ещё паровозная - массовый переход на тепловозы и электрификация пойдут в основном в 1970-е.
Вокзал Гданьск-Главный

13. Вид на вокзал с пригородной платформы.
Вокзал Гданьск-Главный

14. Перрон тоже восстановлен "по-старому". Красиво!
Вокзал Гданьск-Главный

15. Центральный портал вокзала. Потом посмотрим его изнутри, см. ниже.
Вокзал Гданьск-Главный

16. Венчает его "колёсико с крыльями" (даже - штурвал!). Правда, герб уже давно польский.
Вокзал Гданьск-Главный

17. Ещё ракурс.
Вокзал Гданьск-Главный

18. Отсюда вокзал виден вместе с башней.
Вокзал Гданьск-Главный

19. А это уже кайзеровские постройки - пакгауз (товарный двор). Не узнать этот стиль невозможно. Они тоже уцелели в 1945-м.
Вокзал Гданьск-Главный

20. Вот как раз на этом фоне бежит более старая электричка системы SKM Trójmiasto.
Вокзал Гданьск-Главный

21. Платформа дальних поездов и глухая опорная стенка. Наверху тоже проходит улица.
Вокзал Гданьск-Главный

22. Возвращаемся по подземному переходу в вокзал и попадаем в главный световой зал (см. также фото №15).
Вокзал Гданьск-Главный

23. Красиво.
Вокзал Гданьск-Главный

24. Справочная тоже в ретро-стиле. Всё восстановили.
Вокзал Гданьск-Главный

25. Выходим на привокзальную площадь.
Вокзал Гданьск-Главный

26. Здесь тоже есть один интересный памятник, который нельзя пропустить. Видите, там вдалеке, правее на фоне здания?
Вокзал Гданьск-Главный

27. Это памятник депортированным немцам, несколько сот тысяч которых было выслано с этих территорий (переданных полякам по решению Потсдамской конференции) в оставшуюся Германию, в 1945-46 гг.
Вокзал Гданьск-Главный

28. Поставлен он был в 2009-м, в рамках политики "примирения" с соседом по ЕС. В отличие от стрррашной России, Германии поляки сейчас разрешают ставить знаки памяти. Ограниченно, конечно, но подвижки есть. На табличках - города, куда уезжали высланные немцы.
Вокзал Гданьск-Главный

29. Скульптуры мужчины тут нет, они воевали - только женщины и дети.
Вокзал Гданьск-Главный

Конечно, надо сюда ещё приезжать. Тут очень много интересного.
Одни только осколки истории "Солидарности" чего стоят.
А ещё Вестерплятте, порт, уникальная транспортная система и проч.

* Интересную практическую информацию о Польше вы можете также найти на сайте TravelAsk

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тоталитарные режимы угнетают свободных людей. Репрессии КГБ обрушиваются на нашу жизнь. Стараясь уничтожить ростки свободы – зарождающийся креативный класс, Влад Путин всеми силами устраивает различные провокации КГБ, чтобы слить протест и ...
Как-то я прочла этот стих на заседании литературного объединения... Реакция молчаливо-осуждающая. Видимо, нужны были герои. А мой папа, вообще, немногословный...  Охотник, рыбак. Когда мы ходили в тайгу, могли подолгу думать каждый о своем... ...
Безалкогольные напитки Советского Союза. Часть 1 Безалкогольные напитки Советского Союза. Часть 2 Безалкогольные напитки Советского Союза. Часть 3 Безалкогольные напитки Советского Союза. Часть 4 Безалкогольные напитки Советского Союза. Часть 5 Безалкогольные напитки ...
Помните, как представители властей РФ в преддверии нынешних событий уверяли сами себя и народ России, что случись что, то мы ого-го: всем покажем кузькину мать! Причем, сделаем это за пару-тройку дней и т.д. Особенно меня порадовала госпожа Матвиенко, которая с пафосом заявляла , что ...
Скажите, а есть какой-нибудь такой феминистический труд против Пушкина ? Потому что ту же "Сказку о царе Салтане" читать невозможно. Эмансипированной женщине. Вот было три сестры. У двух из них были мечты о творчестве и производстве. Они хотели приносить пользу людям, в полную меру ...

Теперь вы можете сохранять понравившиеся посты, которые всегда сможете найти по ссылке "Избранное".