"ВО ХРИСТЕ САПЕР ИГНАТИЙ"

топ 100 блогов diak-kuraev23.02.2016 Герцен А. И.
Мы никогда не имели большого доверия к архиереям из саперов, нам всегда казалось, что люди, наводящие понтоны на временные реки,— скверные понтифексы, когда идет дело о вечных понтонах, по которым души должны подыматься в райские селения.
Вот, например, из саперов архиерей Игнатий, бывший архимандрит Сергиевской лавры и наставитель многих московских Магдалин, а ныне преосвященный владыка» Ставрополя, написал возмутительный памфлет по поводу крестьянского вопроса.
Цель памфлета состоит в христолюбивом доносе на архимандрита Казанской духовной академии Иоанна, поместившего «Слово об освобождении крестьян» (в янв. книжке «Православного собеседника»), и в благочестивом рвении доказать, что рабство — установление божественное, святыми отцами православныя церкви поддерживаемое, благоверными царями упроченное.
Ржевуский в подряснике уподобляет Казанскую академию и преимущественно автора «Об освобождении крестьян» «волкам, являющимся в одежде овчей», восстановляющим одно сословие против другого, подкапывающим престол, алтарь и пр. Потом ангельского чина сапер вступает в исторические исследования о происхождении крепостного состояния в России, доказывает, что рабство учреждено самим богом, что христианин должен только терпеть и не сметь даже думать об освобождении.
Здесь полемика сосредоточилась на тексте ап. Павла («Первое послание к коринфянам», глава 7, стих 20—23), где сказано: «Если ты раб — не смущайся; но если можешь сделаться свободным — тем лучше, умей воспользоваться». В славянском евангелии текст этот, как известно, искажен, сказано: «аще можеши свободен быти — тем паче поработи себя». Но в русском переводе, сделанном при Александре I Библейским обществом и потом запрещенном, он переведен так, как его восстановила теперь Казанская академия, т. е. «тем лучше, воспользуйся». К этому придрался во Христе сапер Игнатий и обвиняет академию в том, что она, в угоду народу, исказила слова апостола. Если б архиерей был мало-мальски добросовестен, то ему стоило только заглянуть если не в греческий и латинский, то во французский или немецкий текст, — а он по крайней мере по-французски-то знает (этим языком он увещевал Магдалин),— там именно сказано так, как сказала академия. Далее архиерей восстает против прогресса, глумится над тем, что академия употребляет это слово и оканчивает апологией рабства, доказывая, что нету счастливее состояния, как крепостное право. Мы слышали, что на Алеутских островах и в Камчатке есть закоснелые грешники, не верующие ни в святость рабства, ни в душеспасительство розог, ни в чистоту господских изнасилований,— что бы хоть Ростовцеву похлопотать о переводе туда «о Христе сапера Игнатия!


***

Герцен неправ в своем библейском аргументе.

Он приводит совет апостола Павла: “Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся” (1 Кор. 7, 20-21).
Лютер этот текст переводит как призыв к обретению свободы: лучше воспользуйся этой возможностью. Церковно-славянский перевод предлагает противоположную трактовку: “Но аще и можеши свободен быти, болше поработи себе”. Греческий источник говорит нейтрально: “избери лучшее”, не поясняя явным образом, что же для человека лучше в этой ситуации.

Особенности славянского перевода не связаны с возможным грамматическим непониманием. Иоанн Златоуст, для которого греческий был родным языком, в своем толковании этого послания Павла также предлагает остаться в рабстве. Значит, вопрос уже в личных смысловых предпочтениях, а не в знании грамматики, что, впрочем, и подтверждает современный перевод Библии на французский язык, перелагающий сложную конструкцию ап. Павла как “обрати к пользе твое положение раба” (mets plutôt a profit ta condition d'esclave) — речь идет, понятно, о пользе для души.

Впрочем, св. Игнатий, хоть и воспевал иезуитски-бездумное6 послушание, сам от него все же уклонился:
Варсонофий Оптинский. Беседы старца с духовными чадами (1907-1912 гг.):

"У нас в Оптиной некоторое время жил инок Игнатий (Брянчанинов), впоследствии епископ. Батюшка отец Лев говорил, что из него может выйти Арсений Великий. Но Арсения не вышло, не выдержал он искуса. Отец Лев, желая приготовить из него подвижника, испытывал его смирение. Бывало, пойдет куда-нибудь, возьмет и молодого Брянчанинова с собой и велит ему ехать за кучера. Остановится где - оставит его в конюшне с лошадьми, как будто забудет про него. Потом скажет: "А у меня там дворянчик с лошадьми остался, нужно ему чайку предложить". Подобным испытаниям батюшка частенько подвергал его, и он не выдержал. Однажды Брянчанинов заболел и временно, как бы на поправку, перешел в Любенский монастырь, но оттуда не вернулся. Потом он стал епископом, но Арсением Великим не сделался".
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/179#part_736


(также св. Игантий упоминается Герценом в статье "Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ"
http://www.biografia.ru/arhiv/499.html).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня я оказался на улице Ращупкина, что в Кунцево. Поворот, поворот, через двор,протер глаза - и вдруг: здравствуй, родной СССР! Я неплохо знаю Москву, слежу за её новостями и до сегодняшнего дня был уверен, что нынче уже в каждом районе налажено транспортное снабжение, магазин ...
В общем, постригла я Лимпи немножко. Ну замучилась я колтуны им вычесывать. У Дымищи хоть шерсть короткая, а эта такая лахудра, не вычешешь. Дыма явно не достает до области задницы причесаться, старая уже, не гнется наверное до хвоста как раньше. Она вообще чистюля такая, и Лимпи мыла ...
В начале сороковых он играл в окупированном Париже и его игрой восхищались гестаповцы. Одна только его национальность уже вносила его в расстрельные списки. А он положил хуй на нацистов и играл вдобавок американский джаз и свинг- за который в ...
Почти идеальная. Но не об этом я хотел сказать. Я про бабскую привычку чуть прикрывать куском тряпки то, что неприкрытым у нас в обществе не принято показывать. Вот пример: Взять вот тринадцатую. Точнее её фотокарточку. Вот представьте эту же пикчу, только кропнутую до размера ...
Ким Чен Ын перестал скрывать свою жену Ли Соль Чжу (8 фото) И первая леди уже успела вызвать ажиотаж, сначала появившись на публике в мини и с сумочкой Dior. До замужества девушка была солисткой музыкального ансамбля. Патриотичные песни в ее ...