Великое надувательство Маркса: стоимость под видом ценности
— 08.06.2015
С первых страниц «Капитала» Маркс ищет основу ценности товаров и
находит её в труде. Но ценность – это то, что манит, приносит
радость, утоляет нужду, исполняет желания. Когда ценность сводят к
труду, потраченному на изготовление товара, блеск богатства и
радости исчезает. Остаётся нечто унылое, что русские марксисты
перевели тягостным словом «стоимость». Ведь стоимость – это
затраты. Они печалят. В отличие от ценности, которая радует.
Трудовая теория ценности-стоимости понадобилась Марксу только для
того, чтобы обвинить капиталистов в паразитизме, поскольку только
труд, а не капитал создаёт ценность-стоимость.
Действительно, унылую ценность-стоимость, по определению, создаёт
труд. Но этого никак нельзя сказать о ценности-радости, о
ценности-богатстве. Однако Маркс, приняв по определению, что
ценность-стоимость создаётся исключительно трудом, совершает
подмену и подбивает рабочих претендовать не на ценность-стоимость,
которая по определению есть труд, а на ценность-богатство, которое
создаётся не только трудом.
Ценность-радость субъективна. Для одного товар А приносит больше
радости, чем товар Б. Для другого – наоборот.
Ценность-стоимость объективна. Для всех ценнее-тягостнее тот товар,
в который вложено больше труда.
Вот как Маркс подводит разговор к объективной ценности-стоимости с
первых страниц «Капитала»:
«Возьмем… два товара, например пшеницу и железо. Каково бы ни было
их меновое отношение, его всегда можно выразить уравнением, в
котором данное количество пшеницы приравнивается известному
количеству железа, например: 1 квартер пшеницы = а
центнерам железа. Что говорит нам это уравнение? Что в двух
различных вещах — в 1 квартере пшеницы и в а центнерах
железа — существует нечто общее равной величины».
Это не случайная цитата из Маркса. Эта цитата выражает основную
идею Маркса о том, что обмен – это уравнение. И эта идея –
ложная.
Торговля вообще – это не стремление к равенству. Это, наоборот,
поиск другого товара, включая деньги, не равного тому, что есть.
Торговля – это поиск более нужного, чем имеешь. Обмен состоится не
тогда, когда стороны находят товар, равный имеющемуся. Наоборот,
обмен состоится, когда каждая сторона находит то, чего у неё нет, и
когда каждую сторону получаемый товар радует больше, чем
отдаваемый.
Обмен пшеницы на железо из примера Маркса состоится при
одновременном выполнении двух условий:
1) когда для владельца пшеницы 1 квартер пшеницы менее
ценен-радостен, чем а центнеров железа, и
2) когда для владельца железа 1 квартер пшеницы более
ценен-радостен, чем а центнеров железа.
И никакого равенства.
Обмен состоится лишь в том случае, если каждая сторона обмена
предпочтёт товар контрагента своему товару.
Ценность, предпочтительность, желанность товара, радость, которую
товар приносит обладателю, не предполагает никакого равенства в
обмене. Именно эта ценность-радость, которая зависит от
оценивающего субъекта, интересует продавца и покупателя.
Когда Маркс заговаривает о ценности, которая уравнивает товары в
обмене и которую русские марксисты перевели как стоимость, то он
подменяет ценность-радость ценностью-стоимостью, предназначенной
лишь для одной цели: показать паразитизм капиталистов. Марксистская
ценность-стоимость определяется исключительно трудом. И чем больше
труда затрачено на производство товара, тем выше его
ценность-стоимость. Трудовая теории ценности-стоимости верна по
определению, как верна всякая тавтология. Если ценность-стоимость –
это труд, то труд, конечно, определяется трудом.
Ценность-радость, конечно же, не определяется трудом. Ложность
трудовой теории ценности-радости не сразу видна, потому что
ценность-радость коррелирует с ценностью-стоимостью. Но корреляция
и причинно-следственная связь – разные вещи. Товар не потому высоко
ценится-радует, что он много стоит, не потому, что в него вложено
много труда. Наоборот, в товар, который высоко ценится-радует, люди
готовы вкладывать много труда.
Маркс совершенно неосновательно сводил неравноценный обмен к
уравнению и искал нечто объективное, что могло уравнять разные
товары в обмене. Это ложный поиск. Ценность субъективна. А та
объективная ценность-стоимость, которую придумал гениальный путаник
Маркс, – бесплодная конструкция, оксюморон, пригодный лишь для
того, чтобы морочить голову. Этот морок Марксу удался, и он не
развеян до сих пор.
|
</> |