великий самоед
mmekourdukova — 28.06.2018 Постинг про Тыко Вылку заставил добавить пару слов к оставленному там каменту .
Четверть века назад, пишучи свой диплом про Руссо Таможенника, я, сама о том не догадываясь, уже нащупала великую тему всей своей жизни -
– средневековый и академический подходы к изобразительности. Неизбежное вырастание второго из первого, неизбежное разочарование на пике развития, переплетения и игры на границах того и другого.
Тему-то я нашла, но вот самого Таможенника в процессе написания диплома разлюбила. Слишком хорошо поняв, как устроена эта хрупкая игрушка, исторический примитив.
Она несложно устроена. Берется харизматический чел, почему-либо изолированный от большой культуры и высокой школы, и допускается до этой культуры – но не до школы. В результате всегда получается, по большому счету, одно и то же: художник со средневековой моделью подхода к изобразительности пытается одолеть с разбегу монблан и гималай академического искусства. И тут бывают, случаются! могут случиться! некоторые мимимишные вкусняшки попаданий.
В роли художника, почему-либо изолированного, а затем резко-внезапно допущенного, может выступать и целая национальная культура.
Весь вопрос – что будет дальше с художником и его стилем. Или, если это целая локальная культура, - что с ней будет?
Если художник – честный, если локальная культура жива в Духе, то они будут и дальше ломиться на монблан и гималай академического искусства. Падая в грязь, ломая ногти, не думая о том, как они выглядят – будут переть туда, к сияющим вершинам. Всё время, понимаете? Пока не доберутся до цели.
А если художник – дешевка, если локальная культура устала от самой себя, то они застрянут на той или иной ступени восхождения и будут топтаться на месте, сладко опочив на тех случайных вкусняшках попаданий, которые у них случились-получились. Будут нещадно доить, выжимать и эксплуатировать вот это получившееся. Особенно если их похвалят критики из мира большой культуры, которых потянуло на капустку – пиши пропало. Стиль замрет на месте, некоторое время ещё попыжится за счет увеличения размера холстов и пользования более дорогими материалами, и фсё. Провоняет.
Конечно, в чистом виде эти два полярных типа почти не встречаются. Полярны скорее тенденции, а не живые художники.
Тыко Вылка был скорее честным.
Пруф –
Моя подборочка составлена из совсем других
картинок, чем у Шакко.
Невыигрышных.
Таких, где очень мало эксплуатации устоявшихся наивных примочек, и
очень много мук-от-кривых-рукъ. Таких, на которых видно, что
бедняжка автор в погоне за сходством с натурой предал свою могучую
наивность и самым жалисным образом запросил помощи у
фотографических снимков. И сии последние выдали его с головой,
обманули и обмакнули. Поставили нагишом перед зрителем, не дали
спрятаться ни за яркие красочки прямо из тюбика, ни за смелую
перспективу, ни за всякие понахватанные у профессиональных
пейзажистов штучки и ноу-хавчики.
Повторяю – эти бедненькие картинки, про людей, не роняют в моих глазах Тыко Вылку, а наоборот. Уважаю как человека.
Но не люблю как художника. Совсем.
|
</> |