рейтинг блогов

в защиту игумена, часть 2

топ 100 блогов mmekourdukova20.04.2017 (окончание вчерашних комментариев к возражениям, извините, я подрядилась, выполняю до конца).
Пускаю сразу возражения (болдом), перемежаемые моими комментариями неболдом.


И это второе главное возражение. Очевидно, что приходская богослужебная жизнь построена с учетом духовных запросов и потребностей как тех, кто имет возможность посещать службы часто, так и тех, кто такой возможности не имеет. Прихожанин, посетивший вечернюю службу 12 Евангелий, в пятницу утром, извините, на работу идет. И не может услышать Евангелие на Часах Пятка или Вечерни Великой Субботы, совершаемой как правило днем. Но кто-то, наоборот, вечером в Великий Четверг пришел с работы такой разбитый, что сил на вечернюю службу у него не было и потому в Великую Субботу он может услышать все основное, что не удалось услышать ранее. Батюшки-то не для себя любимых только служат, но для людей! ( Другая тема, почему служат на незнакомом для этих людей языке.)

- Это понятно, что для людей. Но как быть с теми людьми, которые грамоте обучены и НЗ в личное пользование приобрели? Со времен Гутенберга таких становится все больше и больше. Они тоже «не могут услышать» иначе как по расписанию? Зачем, зачем делать вид, будто бы чтение вслух остается и сегодня, как тыщу лет назад, единственным способом информации населения? Сегодня не только неофиты, но и вообще никогда не приступавшие ни к каким церковным практикам люди знакомы с Новым Заветом (кап-кап, по строке, по цитатке, оттуда-отсюда) настолько, что даже и для таковых оборот «удастся услышать» звучит смешно. Для нас же, для людей со стажем церковных практик, храмовое чтение Писания давно превратилось в 1) торжественно-символический акт, 2)напоминание знаемого практически наизусть и 3) приглашение ещё раз задуматься над.  И если пункт первый действительно круче обставлен в храме, то пункт второй легко достижим и без храма, а третий именно в храме-то и блокируется. О себе самой я могу сказать, что 90%, так сказать, актов услышания Слова посетили меня как раз за чтением его, а не за слушанием его в храме.
Проще говоря, актуален сейчас только пункт первый. Т.е., если посмотреть правде в глаза, - сегодня не богослужение является инструментом донесения Слова в массы, а Слово является сырьем для поддержания богослужения.


Последнее возражение - общего характера, даже онтологического, тэксказть.
Почему мозг современного верующего образованного человека повернут так, что ему непременно надо что-то в Церкви улучшать?


- Полагаю, потому же, почему и во все времена мозг образованного верующего человека был повернут именно так. По той же самой Причине. Онтологического характера.

Искушенный читатель интернета ужо наверное ждет сакраментального продолжения: не в Церкви надо улучшать, а в себе. Ан нет, не будет его. Не потому, что это не правильно, а потому, что я не о том. Я о другом важном моменте в жизни верующего человека. Центральном, без преувеличения. Взгляде на мир, в котором нет случайностей. То, что я в этой Церкви - не случайно, то, что в Церкви читают на церковно-славянском - не случайно, то, что повторяют 40 раз - не случайно и т.д. ЭТО ИМЕЕТ СМЫСЛ! И смысл этот не в том, что исторически Церковь - это одна сплошная административно-канонически-литургическая ошибка. А в том, что для каждого отдельного человека и даже целого народа существует Промысел Божий определяющий ту самую НЕСЛУЧАЙНОСТЬ происходящего в Церкви и с Церковью. Понять, что эта НЕСЛУЧАЙНОСТЬ практически значит для лично меня - одна из целожизненных духовных задач верующего человека. Я определяю для себя эту НЕСЛУЧАЙНОСТЬ как Божие Слово обращенное ко мне. Я не восприимчив к Слову Бога напрямую, как, скажем, Моисей, но могу видеть это Слово в событиях, феноменах, обстоятельствах моей жизни, в людях, встречающихся на моем пути. Это Слово меня учит, наставляет, воспитывает.
Иначе нет никакой веры, нет никакого смысла, нет спасения, а есть зеркальная темница с бесконечным числом отраженных "Я".


- Тут, на мой глаз, всё правильно. Добавлю только следующее – если люди, неслучайно оказавшиеся в Церкви, задаются вопросами о жизни Церкви, то это не случайно.

Но вера, смысл, спасение есть, потому что
Христос Воскресе!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!


А теперь, уф, сколько же можно комментировать чужие возражения на реплику о. Петра Мещеринова. Прокомментирую-ка я самую эту реплику.
У меня есть такой опыт, какого нет ни у него, ни у спорившего с ним френда. И ни у кого из постоянно живущих в России, где внутрицерковное кровообращение мощно и естественно совершается (и всегда совершалось) также и во внебогослужебное время.

Я с 2000 года наблюдаю изнутри мир, где такого кровообращения нет. Мир, где формула «богослужение = богообщению, богообщение = богослужению» угрожающе реальна. Потому что здесь для русских православных нет ничего другого. Ни большой культуры, ни реального участия в жизни общества, ни общения выше уровня совместного изготовления и потребления жрачки, ни сколько-нибудь значимой прослойки образованных людей, которые могли бы обмениваться – тысячей известных нам способов – опытом и наставлениями в культуре и нравственности, в дарах Духа Святого, ага. Ни-че-го из того, что в России естественно и неостановимо происходит в Церкви вне храмовых площадок и вне богослужебных часов, и питает собою эти площадки и эти часы – ничего нет. А есть только богослужение.
Каковы результаты такого воплощенного в жизнь (а не только декларируемого) равенства между богообщением и богослужением, пардон, ограничения первого – вторым, хорошо известно. Хорошо известно, что произошло всего за три поколения с «богообщением=богослужению» первой русской эмиграции: такое богообщение-богослужение сдохло, сдулось до одного на всю страну Бельгию русскоязычного священника (кроме епископа) к 2000-му году. Хорошо известно, что всего за полтора поколения произошло с «богообщением=богослужению» здешних конвертированных православных Кривошеинского призыва – оно тоже того, в ту же Лету, приход за приходом. И уже ясно видно, что начинает происходить сейчас с этим «равенством», свежевозрожденным на моих глазах, в рамках программы консолидации соотечественникофф за рубежом.

Повторю мораль ещё раз: когда богослужение всамделе кроме шуток становится единственной предлагаемой верным формою богообщения, оно почему-то довольно быстро съёживает ножки.


А это - чтобы не оставить читателей без визуальной информации.

в защиту игумена, часть 2

Позвольте поделиться свежей пасхальной радостью с официального сайта епархии родной.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:38

https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Граждане КНДР готовятся голодать Правительство страны предупреждает о грядущих экономических сложностях Руководство Корейской Народно-Демократической Республики призвало граждан быть готовыми к трудным временам и грядущему в стране голоду, сообщает The Telegraph со ссылкой на ста ...
Во вторник, 17 июня, 900 бойцов военного формирования «Армия Путина» незаконно пересекли границу Украины. Об этом на вечернем заседании Верховной Рады Украины сообщил экс-министр обороны, народный депутат (группа «Экономическое развитие») Александр Кузьмук. «Я информирую ВР, что сей ...
Всем привет, дорогие сообщники! Давненько я не мониторила нашу любимую Страну Мам и группу "Остатки сладки" в частности. А там есть кое - что вкусненькое :) :) Итак, приступим! 1. Тефтели из плова . http://www.stranamam.ru/post/9999085/ Ну вот вчерашняя моя ситуация - посмотрел ...
Это тот рассказ, который привет меня в Неаполь . Прочла - и  очень захотелось если не к океану, то хотя бы к морю... Екатерина Годвер. Город Сюрреализм, символизм и море.  https://author.today/work/34498 Мой город мне приснился. Большинству людей ...
Нытье о каких-то проблемах - явно тема недели. :-) И вот люди пишут, как нехорошо ныть, как это достает всех, как людей ноющих все бросают. А с другой стороны - ну ведь нельзя же все время только строить из себя героя! Я знаю, что нельзя - я сама долго так делала и поплатилась. Каждому ...