В умелых руках...
i_legal_alien — 18.01.2016
Где бы вы ни жили и чем бы не
занимались у каждого из вас в жизни есть вещи и события,
которые происходят независимо от того хотите вы этого или
нет. Я сейчас не обстоятельства имею в виду, а те события,
которые происходят регулярно и с заранее прогнозируемым исходом.
Например, поход к зубному врачу или приезд в гости тёщи на
новогодние каникулы. Ни кариес ни тёщу не волнует хотите вы
этого или нет, в данном случае, они и есть те вещи, которые
происходят независимо от вашего желания. У всех офицеров флота тоже
есть такие события и одно из них, -
проверка
вышестоящим штабом.
Даже если моряк служит на каком-нибудь
занюханном корыте и за всю службу ни разу не выходил в море, то всё
равно, как минимум два раза в год его проверяют, а уж если он в
боевом экипаже, то проверки он встречает чаще, чем своих родителей.
Намного чаще. К проверкам готовятся все, - и офицеры штаба и
проверяемые моряки. Офицеры штаба наглаживают манишки,
достают новые галстуки и красивые зажимы для них, в виде подводных
лодочек, везде тщательно бреются и в день проверки не похмеляются с
утра на работе. А моряки, в основном, шуршат приборку и приводят в
порядок документацию. Понятно ведь почему без качественно сделанной
приборки невозможно пройти проверку? Мне - нет, но так
заведено. А документация, - это вообще основа-основ во флоте! Не
важно как хорошо подготовлены твои матросы и мичманы, сколько лет
они служат и как матёры в знании своей матчасти, если у тебя нет
планов занятий с ними, то считай всё - зря вы все жалование
получаете, потонете в море, как пить дать!
А учёба, она же в армии непрерывна
абсолютно и, чисто условно, делится на два периода обучения: летний
и зимний. Они ничем не отличаются друг от друга и распознать в
суете дней их можно только по оргпериоду, которым каждый
начинается. Оргпериод, это такой флотский способ борьбы с
энтропией, его проводят для того, чтобы углубить, усилить,
расширить, закрепить, настроить и накрутить хвосты. В
оргпериод вам запрещают сходить на берег, заставляют спать в
казарме или на корабле, вы делаете в два раза больше приборок и
передвигаетесь по территории базы только организованными группами и
строевым шагом. А потом наступает апогей оргпериода: строевой
смотр, на котором суровые офицеры штаба проверяют ваш внешний вид,
цвет ботинок и пытают у вас знания статей корабельного устава
и дальше снова разброд и шатание поглощает всё. Ну по
мнению офицеров штаба. Поэтому периодически они и устраивают
проверки хода подготовки к которым заранее предлагают
подготовиться. Подготовка заключается, в основном, в том, что ты
стираешь в тетрадке с планами занятий прошлогодние даты и аккуратно
вписываешь нынешние.
- Витя, ты подготовил тетрадь боевой подготовки команды,
завтра же проверка штабом?
- Конечно, - фыркает старшина команды и протягивает мне
тетрадь, которая служила на этом крейсере ещё до того, как он
поступил в учебку. Мы с тетрадью хорошо знакомы и я знаю точно на
какой у неё странице приклеились крошки от табака и где меня
встретят кружки от стаканов с чаем, а тетрадка знает, что я сейчас
скажу:
- Витя, ну опять?
- А чо такого-то?
Да ничего, конечно, у меня и у
самого такая тетрадь, чуть помоложе только. И офицер штаба,
который меня будет проверять, пожмёт тетрадке лапку, как своему
старому знакомому и выдумает из головы пару замечаний по ней, хотя
он её проверяет уже не первый год и замечаний там уже не может быть
никаких, в принципе. Мы смотрим друг на друга честными
глазами и я честно делаю вид, что это свежая тетрадь, сделанная
мной вот буквально вчера, на оргпериоде, а он также искренне делает
вид, что верит мне всей душой и сверяет список тем занятий со своей
тетрадью, которую он сделал позавчера, но, на самом деле, она
досталась ему ещё от позапрошлого флагманского специалиста, который
давно уволился с флота и качается в кресле-качалке у камина на
своей даче под городом Пушкин с пекинесом на коленках. Вот
она - преемственость поколений на флоте, а вы как думали?
Самое плохое обстоятельство, которое может
случится, - это смена командира или механика, то есть лица, которое
утверждает все документы на корабле в своём подразделении. Это же
надо ползать по всему кораблю, разыскивать все инструкции
расклееные там, где не ступала нога человека и менять их...ну или
просто наклеевать на пожелтевшую инструкцию белоснежную
полоску с новой фамилией. И всё равно, как тщательно ты это
не делай, проверяющий хоть одну старую инструкцию, да найдёт!
- У них инструкция по управлению холодильной машиной номер
шесть с нарушениями оформлена! - гордо объявит он на подведении
итогов.
- Да где он её нашёл? - шёпотом спросит механик у комдива-три,
- всё же, блядь, перерыли!
- Думаю с собой принёс за пазухой и приклеил втихаря, змей! -
так же шёпотом ответит Антоныч.
- Отставить шептаться! - рявкает командир дивизии, - почему
бардак?!
- Виноваты, тащ контр-адмирал! Прошу разрешения устранить
немедленно!
Этой холодильной машине двенадцать лет, она побывала в
трёх автономных плаваниях и куче выходов в море, её обслуживают
ровно те же мичмана, которые обслуживали её всю жизнь, они делают
это уже даже не задумываясь, они по её чиханиям уже определяют где
надо что подкрутить и куда что вставить или долить, но эта вот на
хрен им ненужная инструкция обязана висеть и вот эти вот слова
"Виноваты! Разрешите устранить!" должны быть сказаны, как будто
можно себе представить, что не виноваты или не разрешат устранить.
"Неееет, - скажут, - писькины дети! Вот не устраняйте! Пусть висит
теперь бельмом на ваших хитрых глазёнках!"
А офицеры штаба, они же тоже разные бывают. Бывают те,
которые умные, грамотные, всё понимают и ходят на службу в
мятых рубашках, а бывают и такие, от которых избавились, в связи с
их профнепригодностью, отправив на классы или в академию, а они -
раз и по распределению обратно вернулись в дивизию, но уже
флагманскими специалистами, чтоб ходить с гордо поднятой головой и
всех учить, как надо делать правильно, хотя сами не то, что
правильно, а вообще делать ничего не могли, за что и были сосланы с
флота. И вот этим правильным офицерам штаба их же и будут
ставить в пример.
- Погоди-те ка! Как это нет замечаний!? - возмущённо спросит
на проверке начальник штаба
- Ну нет. Всё у них хорошо, к выходу в море готовы.
- А документация!
- Ну поправят они документацию, они грамотные, матчасть
ухожена и в порядке, сам готов с ними в море идти!
- Самый хитрый? В море и дурак пойти сможет! А ты вот тут, на
берегу, повоюй попробуй с бумажками! Что за отношение к проверке,
товарищ офицер? Вы на проверку корабля должны идти, как богомол на
спаривание! Умереть должны быть готовы на проверке, но долг свой
выполнить! Вон, флагманский минёр, берите пример! Нашёл селедочный
скелет в трюме под краской! А Вы что?
- Тащ капитан первого ранга! Ну Вы же не предполагаете, что
они трюм от краски зачистили, потом поели там селёдку, а потом трюм
обратно закрасили? Ну давайте на Севмаш рекламацию напишем за эту
селёдку!
- Эти? Эти - могли!!! А я не предполагаю! Я не философ тут
оккамывами бритвами размахивать! Труп селёдки в наличии? В наличии!
Это бардак? Бардак! А вы их в море выпускать собираетесь!
Так и не пустили нас тогда в море, дали две
недели на устранение замечаний. Никто ничего не устранял, конечно,
и скелет этот селёдочный до сих пор там в трюме живёт и
здравствует, я уверен, но, при повторной проверке, всё у нас
стало хорошо (ну как хорошо - более - менее) и в море нас
выпустили.
Вся хитрость флотских проверок заключается в
том, что результат их заранее известен. Вот прямо приходят офицеры
штаба и сразу же за рюмочкой чая в каюте докладывают пойдём мы в
море или нет. Молодцы, конечно, с одной стороны, но с другой -
никакой тебе интриги, дрожи в коленках и волнения. А иногда ведь и
поволноваться хочется, на флоте мы или как? Например, когда нам
нарезали задачу вывести в море отстойный крейсер ТК-13,
то очень хотелось волноваться.