в "Логике" Кант на самом деле довольно корректно рассуждает
mikeura — 07.07.2011 в "Логике" Кант на самом деле довольно корректно рассуждает о понятии. О понятии уместно говорить в связи с дискурсивностью мышления. То есть чувственность принимает все, что дано, мышление же - то, а не это. Отсюда и дискурсивность. Чувственность воспринимает дерево, мышление констатирует: "дерево - большое". То есть мышление фиксируется на ПРИЗНАКАХ. И вот эта фиксация на признаках и позволяет нам говорить о понятиях. Признаки, фиксируемые в отношении того или иного объекта (Кант обозначает их как "координированные признаки") и составляют то, что мы называем абстракцией понятия (агрегация координированных признаков есть тотальность понятия). Однако люди забывают про содержательный генезис понятия "понятия" и начинают с "понятиями" оперировать как с некой данностью. Ищут их содержание и объем.Поэтому все наши понятия суть признаки, и все мышление есть не что иное, как представление посредством признаков.
Признаки - это то в вещи, что составляет часть её познания ...
разумеется понятием является и сам признак. В этом смысле понятие - это просто общее представление, то представление, которое можно отнести к разным вещам. Ну а во-втором смысле понятие - это такая координация и субординация признаков, которая претендует на полное представление вещи.
Здесь ключевым является слово "претендует". Ведь понятие как действительное полное представление вещи - было бы сущностью вещи. То есть постулируя такие понятия, мы постулируем сущности. Чем и занимались философы многие века, и что вошло в стандарты традиционной логики в качестве самого концепта "понятия".
Кант настаивает, что нельзя путать сущность вещи как относящейся к её бытию и ту "сущность", которую приписывают понятиям. Последнюю кант называет "логической сущностью".
Ведь сюда относится лишь знание всех предикатов, в отношении которых объект определен в своем понятии, тогда как для реальной сущности вещи (esse rеі) нужно знание тех предикатов, от которых, как оснований определения, зависит все то, что принадлежит к ее наличному бытию.