рейтинг блогов

В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

топ 100 блогов periskop23.07.2016 В ночь на 9 июля я побывал в очень необычном месте - в чреве Троицкого моста и осмотрел все его внутренности, плюс поприсутствовал у пульта управления на петербургском таинстве разводки моста. Кроме того, совершенно случайным образом получил, наконец, ключ к мучившей меня уже 15 лет загадке - когда и почему возник образ "Города-на-Неве с белыми ночами и разводными мостами"? И когда он прочно укрепился как цельный туристический бренд для внешнего мира - до войны, после войны? Что мешало ему возникнуть раньше? И что удивительно - ключ к разгадке я получил не от искусствоведов, краеведов или историков (хотя им этот вопрос я задавал неоднократно, но получал туманные и не очень конкретные ответы), а от старшего мастера разводного моста :)
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

Впрочем, давайте посмотрим там всё по порядку, как оно устроено.
И в конце будет рассказ про ключ к ответу на эту историческую загадку.


Надо сказать, что из больших питерских мостов у меня есть два несомненных фаворита. Это Троицкий, бывш. Кировский (с французским прошлым от фирмы "Батиньоль") и Большеохтинский, или Петра Великого (он отечественный и местный, но почему-то напоминает мне о германским инженерном стиле). И если куда-то идти - то у меня сомнений не было, надо обязательно на какой-то из них. И так удачно получилось, что мне выпал жребий в эту знаменательную ночь идти на Троицкий :)

Историю моста я вам пересказывать не буду, она очень подробно изложена тут, так что сразу перейдём к осмотру.

2. Я пришёл на мост примерно к часу ночи. Движение ещё вовсю продолжалось, и через пять минут на другой стороне я увидел четверых коллег, которые тоже были в группе захвата посещения. Час ночи по путинскому вечному зимнему времени - самое тёмное время суток - так что потом небо только светлело, правда, медленно.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

3. Если отойти от предыдущего кадра чуть назад, то по правой стороне расположена будочка, за которую при проезде моста взгляд обычно не цепляется. Так вот, рядом с этой будочкой есть массивный металлический люк, который и ведёт в загадочное чрево моста. Сейчас он открыт, видите справа?
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

4. Да, вы верно подумали - нам туда, вниз. Спускаться надо аккуратно, трапы очень крутые, прямо как на военном корабле.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

5. К нам в условленное время (за 20 минут до начала разводки) выходит суровый и немногословный провожатый, и мы дружно спускаемся вниз, за ним.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

6. Проходим предбанник пункта управления...
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

7. ...И оказываемся в довольно тесном помещении, где двум человекам протиснуться мимо пульта очень сложно. Это диспетчерская, или операторская, или мозговой центр управления разводными механизмами моста. Кстати, они оказались довольно непростыми по устройству. Снимок пришлось позаимствовать у В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда fotomanya, так как я после похода с огромным удивлением обнаружил, что в своей фотосессии я так целиком и не снял это помещение, увлёкшись сьёмкой процесса на видео. Но тут видно, что оно очень компактное - в отличие от Литейного, где довольно свободно. Это обусловлено конструкцией моста.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

8. Пульт управления мостом, с наиболее важными функциями. Обратите внимание на верхний правый угол: сейчас светятся только два индикатора навигации в стандартном неразводном положении. Т.е. светофоры с "зелёным" для катеров, которые вы видите днём на водных экскурсиях. Остальное погашены. Самая нижняя зелёная кнопка в левом нижнем углу - это та самая сакральная кнопка, которая запускает ракету в космос процесс разводки моста.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

9. Состояние параметров моста на мониторе за 9 минут до начала разводки. Мы уже никуда не уходим, ждём начала процесса.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

Важное примечание для местных граммар-культуртрегеров: процессы правильно называются "разводка" и "наводка" моста. Не "сведение мостов", не "разведение", не "развод" или "свод" - а именно так. Помните про это!

10. Выше пульта - мониторы наблюдения: рабочий ряд и дублирующий. Раньше, как нам сказали, были только команды по рации на начало разводки, но с 2002 года появилось вот такое полноценное видеонаблюдение. Но и сейчас наверху присутствует один из бригады управления, он (кроме штатной охраны) следит за процессом перекрытия моста и полной готовностью к разводке, давая отмашку на начало.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

11. Хотя, в принципе, камеры контролируют все критически важные точки для принятия решения.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

12. Как только наступило 1.35, пришло подтверждение сверху о полной остановке движения, мастер нажал кнопку разводки и процесс пошёл. Мы (кто смог протиснуться) устремились к малюсенькому мини-балкончику операторской, наблюдая за процессом. Я в основном снимал видео, но несколько кадров тоже сделал. Вот сейчас мост в готовности, 1:34.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

13. А это - в процессе. 4-я минута. Разводка продолжается до полной фиксации противовеса 6 минут, разводной пролёт поднимается в итоге на угол 72º. В процессе задействована половина двигателей, и в форс-мажорной обстановке можно развести мост и за 2 минуты - если задействовать двигатели все полностью.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

14. Всё, мост разведён и пролёт встал на максимальный угол. 1:42 на часах. Место очень красивое: слева видна Петропавловская крепость, справа вдалеке светится Соборная мечеть на Петроградке.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

15. Посмотрим снова на пульт управления, в разводном положении моста. Если сравнивать с фото 8 - то вы видите, что горят индикаторы автодорожной сигнализации, навигационной и судопропускной. Судопропуск осуществляется караванами в одну сторону, и сейчас горит разрешение на пропуск судов Волго-Балта вверх по течению. Затем, когда суда по заявке пройдут, включат по команде диспетчера разрешение на пропуск вниз по течению.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

16. Ну что же, мост разведён, пойдём дальше во чрево ещё на уровень ниже.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

17. Идём мимо гидроцилиндров, которые и поднимают пролёт, опуская одновременно противовес. Их тут 4 (а на гораздо более тяжёлом Литейном - 8). Они приводятся в движение масляными насосами. 2 цилиндра поднимают пролет наверх, а ещё 2- тянут противовес вниз.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

18. По гулкому коридору проходим в камеру противовесов.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

19. Вверху можно посмотреть положение противовеса до разводки (в 1:25).
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

20. Камера для противовеса огромна по объёму и это понимаешь, только когда оказываешься тут (противовес вверху). Таких камер тут две.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

21. Целиком противовес (неразводное положение).
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

22. Днище камеры.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

23. И второй снимок от Маши В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда fotomanya: положение противовеса после окончания разводки. Я, как ни старался, не смог сделать предельно наглядный кадр без ширика, как у неё. У меня получался только фрагмент, а вот на её кадр влез весь противовес, жёстко зафиксированный здоровенным штоком слева (см.).
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

24. Около двери в камеру на бетоне строителями оставлен ключ для разгадки цельного образа Ленинграда-Петербурга "разводные мосты и белые ночи". Видите, А-29-10-66? Это он. Впрочем, об этом ниже. Тут мы как раз завязали этот разговор с мастером моста, и потом он продолжился уже на наблюдательной галерее.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

25. Теперь идём на наблюдательную галерею, откуда можно лицезреть пропуск судов. Путь идёт мимо мастерской.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

26. Помещение с гидроцилиндрами и маслопроводами. Два цилиндра находятся по бокам кадра (за его обрезом, не вошли). Лесенка ведёт на галерею.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

27. Маслопроводы к гидроцилиндрам и манометры, показывающие давление в системе. Разводка, наводка...)
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

28. Поднялись на галерею. Вода совсем близко к нам. Наивный вопрос - "А что бывает, если наводнение и невская вода перехлестывает этот уровень?" - "Что бывает, что бывает... ущерб системе и обесточивание!". "А бывало?" - "До дамбы изредка бывало...".
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

29. Но виды отличные. Пожалуй, окружение Троицкого моста наиболее красивое по видам.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

30. Пошли большие волго-балтовские суда. "А большая заявка на эти сутки"? - "14 единиц - 7 туда, 7 обратно. Это сравнительно немного. Раньше бывало и по 30, и даже по 35...".
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

31. Мост нависает своим тяжёлым крылом прямо над нами...
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

32. Суровый и строгий ленинградский волшебник Троицкого моста - Евгений Геннадьевич Шишов. С ним мы и общались по истории моста. "А с какого времени вы тут работаете?" - "С 1989-го. Ещё со времён Кировского моста. Застал очень разные времена...". - "А столкновения судов с мостом заставали?" - "Конечно. Несколько навалов было за мою бытность. Один раз вот как раз на этом месте, где мы разговариваем". "И как? Мост сильно пострадал?" - "Мост практически нет. А вот судно искорёжило и нос и борт пропороло".
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

33. Но остаётся ещё одно важное неосмотренное помещение. Спускаемся с галереи опять в чрево моста.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

34. Проходим через мастерскую, а затем наверх.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

35. Двигательный отсек (или машинное отделение). Вот эти компрессорные двигатели и работают на нагнетание масла в гидроцилиндры, для разводки и наводки моста. Их 4, но разом обычно работают по два двигателя. Четыре - это на форс-мажор, для быстрой разводки.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

36. Вроде все внутренности осмотрели, теперь пора на свежий воздух. Уже помаленьку светает, почти пол-третьего утра.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

37. Разводной пролёт.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

38. Тут пролёт превращается в противовес и уходит вниз в камеру (см. фото 23).
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

39. "Дырка". Ходить надо аккуратно - не дай Бог провалишься, достанут уже в бифштексовом состоянии.
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

40. Красота! :-)
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

41. Когда мы пришли, погода ещё была циклонная - дул ветер, носились по небу тяжёлые облака. Но за два ночных часа стало раздувать и прямо на наших глазах свинцовое петербургское небо стало очищаться и приобретать светло-синий оттенок. Так, пожалуй, даже красивее, чем в спокойную погоду!
В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда

* * *
А что же про образ Ленинграда?
Меня тут, собственно, давно уже интересовало, почему до 1960-х в искусстве и кино не было никаких значимых свидетельств того классического образа Северной Пальмиры, который все мы знаем и который привлекает сюда в сезон миллионы приезжих - "в белой ночи крыльями машут разводные мосты". Так когда же появился этот образ?
Возвращаюсь к разговору с Евгением Шишовым (см. фото 24):

- А вот это про 1966 год, на бетоне - то есть, раньше, крыла пролёта, поднимающегося вверх, не было?
- Не было. Его сделали при реконструкции.
- А как было?
- Банально. Как турникет. Поворот вбок, узкие проходы для судов, два.
- И никакой романтики, получается?
- Какая уж тут романтика. Всё прозаично. Литейный тоже был с таким же механизмом. Кажется, в 1963-м его сделали с "крылом". Затем нас, попозже на три года. В рамках реконструкции для Волго-Балта, чтобы крупные суда пропускать.
- Вона как...
- Биржевой был деревянным и без "крыльев". Опять же, начало 60-х, когда его достроили в каменном виде.
- В таком вот "романтическом"?
- Да. Проект его вообще 1940 года, предвоенный. Просто блокада, война. Не успели.
- То есть, ансамбль мостов, "ленинградская романтика с разводными крыльями" ещё в 50-е просто не был создан.
- У моста Лейтенанта Шмидта тоже симметрии с Дворцовым не было. В 1938-м при генеральной реконструкции разводной пролёт перенесли в середину. Раньше он был у Васильевского острова.
- И мост Александра Невского построили к середине 60-х.
- Да.

И тут для меня всё наконец встало на свои места. Цельный ансамбль больших ленинградских мостов с разводными пролётами-"крыльями" - это приобретение эпохи позднего Хрущёва и раннего Брежнева. Между 1959 и 1966. Раньше были неромантичные "турникеты" у Кировского и Литейного. Деревянный Биржевой, тоже с "турникетами". И несимметричный Дворцовому мост Лейтенанта Шмидта.

Поэтому даже в киноискусстве этот образ стал воспеваться только во второй половине 1960-х, а больше даже - в начале 1970-х. Вспомните "Невероятные приключения итальянцев в России" - новый Биржевой мост, который засветился в фильме, был к этому моменту возрастом всего 10 лет. Получается, что романтический образ послевоенного Ленинграда, как "города белых ночей и разводных мостов" - следствие генеральной реконструкции мостов под Волго-Балт, 1960-1966 гг. Закончили всё как раз перед 50-летием празднования Октябрьской революции.

PS. Должен сказать, что это вообще самый красивый проект в истории питерского сообщества В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда spbblog. Получилось очень круто, честно! Моя благодарность СПБ ГБУ "Мостотрест" за доступ в чрево моста. Спасибо также компании "Таксовичкофф" за доставку нас ночью обратно по домам.

По части рассказов про внутренности: на мой взгляд, самый красивый и романтичный с художественными фотографиями - пост Маши В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда fotomanya. Она была вместе со мной на этом походе.

Самый информативный технически - пост Руслана В чреве Троицкого моста. И немного про классический образ Ленинграда unis про Литейный мост. Он сходил на самый тяжёлый и стратегически значимый для Северо-Запада мост (и потенциально предназначенный для переправки негабаритной военной техники с одного берега на другой) и очень связно рассказал о механике процесса.

Рекомендую ознакомиться, если вам эта тема интересна.
Спасибо за внимание.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Терпеть не могу, когда на меня во время сна что-нибудь надето. Жизнь - штука суровая, и с трусами как-то пришлось смириться:) Но надевать на себя в постель еще ...
Надеюсь, это видео поможет многим из вас одуматься. "Нам трудно себе представить, допустим, сорокалетнего человека, который слушает тяжелый рок. Ну, кроме как какой диджей там или сам музыкант. Но он вынужден. Он с этого живет. Дело в том, что с ...
Я фигею с местных СМИ, тема есть, все про нее знают и тишина в эфире.... История следующая. Недавно сотрудники ФСБ при участии полиции, все из Москвы ибо местным веры нет или просто на всякий случай не предупредили чтобы те инфу не слили, проверили "Самаранефтепродукт" в частности АЗС ...
Радость, захлестнувшая интернет, после поражения россиян от греков, едва ли не сильнее радости после выигрыша украинцев у шведов. И эти люди удивляются, что их считают хохлами, провинциалами и хуторянами. Чтение коментов и постов - чтение ...
Какая разница? Немцы рыдали, падали в обморок и отказывались верить, что вот её Гансик способен на подобное... Нечто подобное предстоит и хохлухам. Рыдать, падать в обморок и публично отказываться верить,что её нежный и ласковый Тарасик способен на подобные зверства. А им, как ...