Утомлённые тортом нежно с Канном прощались

топ 100 блогов periskop25.05.2010 Михалковские УС-2 я посмотрел в три приема (всё сразу не смог осилить) - сначала перед 9 мая, а окончание фильма - после. Вначале я честно хотел пойти в кино, дабы понять, как оно выглядит именно на Большом Экране с Громким Звуком. Однако мне после возвращения из Одессы вручили диск, скачанный с торрентов и в итоге я поленился нести в кассу синематографа свою денежку, а отсмотрел нетленку частями дома.
Вообще, этот фильм успел стать жутким Интернет-бояном, его перемыли уже на сто рядов, поэтому не думал по нему отдельно высказываться. Однако прочитав у камрада Утомлённые тортом нежно с Канном прощались [info]baxus интересное, но спорное мнение, всё же решил про это великое произведение написать.


Вот что пишет Утомлённые тортом нежно с Канном прощались [info]baxus:
Интересно, а никому не кажется странным (как минимум), что режиссёр вдруг вызвал своим фильмом такой резонанс?
Режиссёр, снявший первые "Утомлённые солнцем" - замечательнейший фильм! - снявший "Двенадцать" походя, в процессе работы над своим ебучим "Предстоянием" (и фильм был даже в интернете оценен неплохо - я про "Двенадцать"), режиссёр, который вообще всю жизнь немало снимал и немало играл, и, как правило, все его фильмы и все его роли весьма запоминались (лично мне он очень нравится в "Статском советнике" Филиппа Янковского, уж больно хорошо он вписывается в роль "князя Пожарского", но это уже личное) - вдруг подвергается такой обструкции?


Почему подвергается... Думаю, это очень даже обьяснимо. Только вот совсем не "обструкции", а нормальной критике, как мне кажется. Ведь произведение предъявлено обществу - и оно его оценивает, при этом за ниточки из-за кулис никто никого специально не дёргает.

Однако, давайте по порядку - вернемся к резонному вопросу о всеобщей "обструкции".
Попробую пояснить механизм ситуации на вольной аналогии.

* * *
Решил, допустим, один очень известный - даже всемирно известный - оперный тенор сочинить и исполнить новые арии для старой, классической оперы. Он громогласно, через печать об этом обьявляет, причём неоднократно - что его исполнение будет новаторским и эпическим, оно будет поистину великим вкладом в оперное искусство. И опера, как жанр, после его исполнения непременно изменится.

Ему создают беспрецедентные условия и открывают щедрую линию государственного финансирования.
Специально для него - загодя - строят высокотехнологичный курятник, где у специально селекционированных кур несутся специальные яйца с высоким содержанием селена. Специальные поля засажены специальными злаками, чтобы кормить этих Особенных Кур. Тенор по специально созданной для него программе пьёт эти яйца и повышает дальше свойства своего голоса.

Тенор торжественно обещает, что возьмёт из архивов все партитуры известных ему оперных сочинителей и добросовестно изучит их - кто какие ноты брал, когда и где, какой у них такт и особенности. Он набирает специально под себя полный симфонический оркестр с известнейшими скрипачами, виолончелистами, пианистами и т.п.

Руководители Оперного Театра в него верят: ведь он раньше славился своими произведениями и часто побеждал на Музыкальных Конкурсах в Консерватории. И даже как-то завоевал приз от театра "Ла Скала". И не только: порой он писал про руководителей Театра хвалебные оды, написанные вполне талантливо. Хоть и не без некоторых изъянов. В общем, близок он им был - и как тенор и как человек.
Руководители приезжали на его репетиции, заворожённо смотрели, как он разбивает на ней специальные селеновые яйца и пьёт их, а иногда и бросает в оркестровых рабочих; как виртуозные скрипачи натирают специальной канифолью смычки. Все были очень довольны и надеялись на то, что тенор внесёт Новое Слово в оперу, причём именно во время Их руководства Оперным Театром.

И вот, прошли годы. Тенор, наконец, созрел на исполнение.
Наступает Великое Пение по Великой Опере, с этим именем печатаются и расклеиваются миллионы афиш по всей стране.
Созываются все-все Главные Зрители, в самый главный зал страны. Занимают места, рассаживаются по протоколу, раскланиваются между собой, блестят брульянтами и сапфирами.
Руководители Оперного Театра, довольные, садятся в императорской ложе.
"Ну вот, щас-то, наконец, Наш Тенор всем недоумкам покажет, блять, что надо и как надо!"

...Великий Тенор, торжествуя, под разноцветными софитами, в безупречном концертном наряде выходит на огромную сцену.
Зал ликует, встречая его аплодисментами.

Однако, вместо того, чтобы взять первое "соль", он берет украшенный стразами микрофон и неожиданно подносит его к своему заду.
Раздаётся пердёж, многократно усиленный самой передовой звукотехникой; потрясённый зал застывает в оцепенении, Руководители Оперного Театра тоже.

Пердёж слышится не простой, какой был бы от кислой капусты в студенческой столовке - ведь яйца тенор пил от специально селекционированных кур - а с руладами. Меняется тембр звучания, быстрота выпуска газов, но от своего зада тенор микрофон, однако, не отнимает. На недоумённые вопросы обескураженных слушателей он отвечает, что в нынешнюю эпоху оперные арии исполняют именно так, и не иначе. А кто этого не понимает - тот сам дурак.

Зрители не верят, выходят из главного зала и задают возмущённые вопросы: зачем же строили этот высокотехнологичный курятник, зачем засевали поля специальными злаками, зачем оркестранты и тенор пили эти сверхдорогие селеновые яйца? Господин тенор, а зачем же вы читали партитуры композиторов? Зачем обещали, что изучите миллионы нот?
Руководители Оперного Театра скромно отмалчиваются, не решаясь лично рецензировать столь новаторское исполнение.

Но и это ещё не всё.
Тенор со своим оркестром и селеновыми яйцами едет на Круглолунное Море, в гламурный городишко Шманны, надеясь получить благожелательный отклик от Передовых Театров - дома-то его не поняли! А он очень старался внести новаторские нотки, в ту классическую оперу. Он даже макнул Главного Инквизитора Композиторов башкой в перемолотую скрипичную канифоль. Чтобы соответствовать Правильной Текущей Линии.
В Шманны сьезжаются и другие теноры из разных оперных театров. Эти другие теноры скромнее и малоизвестнее - куда им там тягаться.

...Однако Злобные Атлантические Пидарасы из круглолунного жюри тоже прокатывают новаторское оперное искусство Великого Тенора; ему не достаётся ничего, даже скромная конфетная обёртка с поощрительной надписью "Этот Кара-Кум жевал Моцарт".

Тенор разочарованно выходит прочь, от всех этих неблагодарных и коварных зрителей. Они его не поняли...
По пустынной вечерней набережной вальяжный ветер гонит обрывки афиш с надписями "Великое Пение по Великой Опере", пугая случайных бродячих собак.

Занавес.

* * *
Так примерно и выглядел механизм "всеобщей обструкции", как мне кажется.

Общество-то не обмануть, былыми заслугами и регалиями (которых, равно как и несомненного таланта, я вовсе не отрицаю).
Оно ждало эпопеи, эмоций, нового слова в киноискусстве - а получило жалкий фарс, фальшивые потуги на пафос, помноженные на близость к источникам добычи ресурсов и огромное самолюбование. Которое теперь, задним числом, объявляется непонятым публикой "артхаусом".

Кто много на себя берет - с того много и спросится.
Ведь так?

* * *
Вот очень любопытный образец логики Никиты Сергеевича:
В своем интервью вы говорили, что изучали десятки часов документальных материалов. Но историки уже отмечают ряд несоответствий в фильме. Например, штрафбатов в 1941 году не было, ГУЛАГ находился слишком далеко и не мог быть подвергнуть бомбежке.

Ответ:
...Мы действительно изучали огромное количество архивной хроники. Но не для того, чтобы ей следовать, а для того, чтобы понимать, что будем нарушать. Ужасно, когда художник, режиссер или писатель нарушают не от того, что не знают материала, а от того, что не потратили время, чтобы изучить его. Как говорил Толстой: «У художников свои задачи, а у историков свои». Для меня было важнее, чтобы дух взаимоотношений и атмосферы не был разрушен. И это я готов отстаивать.

Я думаю, что сегодняшним российским школьникам, которые вообще не знают, с кем была война, не очень важно, когда появились штрафбаты — в 41-м или в 42-м. Что касается ветеранов, которых я очень уважаю, то они свое кино уже получили — за 65 лет после победы. Прекрасное кино, великое кино. Но кино, в котором не все можно было говорить. Для многих из них сегодня война и есть результат того кино.


Вот так. Он судит за "школьников" - важна ли им историческая правда о войне, или не важна. Берет на себя роль верховного судии по формированию идентичности. С ветеранами тоже строг - не для них он снимал, "у них было своё кино, которое они уже получили".
Для кого же он тогда снимал свой "великий фильм"? Чтобы потешить своё ЧСВ? Но этого мало.

В общем, факт "обструкции" - лично для меня совсем не удивителен. Это совсем не "вдруг" получилось, а очень закономерно.
Разбирать частности не буду - это многие хорошо сделали до меня.

А вот что и правда оказалось удивительно - так это то, что Никита Сергеич сумел объединить в одном строю, скажем, Гоблина и "Эхо Москвы", либералов и патриотов, государственников и космополитов. Да, этого непросто добиться. Ну о-о-очччень непросто. У него - получилось.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После выхода поста с рассказом о жизни оленеводов много вопросов мне пришли с просьбой рассказать, как и сколько они зарабатывают, поэтому решил посвятить этому отдельный пост. Источник: ...
Два года назад Крым присоединился к Росси. А как вы считаете View Poll: Крым Только по чесноку. Опрос анонимный. Кто, как ответил не видно… Есть еще вариант «Крым это не бутерброд». Дескать, зря, конечно, забрали, но не отдавать же его теперь. Не поймут. Это вариант Навального. Есть ...
Главный раввин Украины ответил Путину, который назвал Владимира Зеленского "позором еврейского народа". "Я лично могу сказать, что горжусь президентом Зеленским, что он не убежал и делает все для помощи украинскому народу. И не только я. Думаю, что весь мир гордится им", - отметил Моше ...
" Арабские письменные источники VIII-X веков нашей эры указывают на то, что на территории нынешнего села Борщёво Хохольского района Воронежской области существовала столица славянского княжества. В арабских источниках город называется Джерваб, что в переводе означает «обрывистый город» ...
Обзор дела Рохлина. https://t.me/bigexcitement/7060 Рохлин зап день до своего убийства прямо заявил, что сотрудники администрации президента работают на иностранные правительства, то есть изменили родине и у него есть материалы на них. Администрацию президента тогда возглавляли два ...