Усолье-Сибирское

топ 100 блогов nord_ursus02.12.2017 Иркутская область, особенно в местах, расположенных вдоль железнодорожных магистралей, богата промышленными городами. Один из них — город Усолье-Сибирское в 90 километрах к северо-западу от Иркутска, на Транссибе. Статус города Усолье получило в 1925 году, а в качестве села существует ещё с XVII века, и его название прямо указывает на то, что здесь были соляные промыслы, а вторая часть названия, добавленная в советское время, — географическое уточнение, так как существует и "просто" Усолье в Пермском крае. В советские времена Усолье переквалифицировалось на химическую промышленность, когда, в период с 1930-х по 70-е годы было построено несколько заводов с разнообразным спектром продукции, объединённых в комбинат с названием "Усольехимпром". Но к сожалению, сегодняшнее Усолье-Сибирское представляет собой то, что обозначается термином "депрессивный моногород", так как от былой промышленной мощи почти ничего не осталось. Население города составляет ныне 78 тысяч жителей, сократившись на четверть в сравнении с 80-ми годами, когда оно насчитывало 105 тысяч. В общем, впереди рассказ об этом городе, каким его увидел я во время восточно-сибирского путешествия 2017 года.

Усолье-Сибирское

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

Усолье-Сибирское

От Иркутска Усолье отстоит примерно в два раза дальше, чем Ангарск — нефтехимический индустриальный гигант, который я посетил в тот же день. Изначально я планировал поехать из Иркутска в Усолье на электричке, но утром не успел на неё, найдя выход в виде регулярно отправляющихся с привокзальной площади маршруток. И примерно за час с небольшим дороги по федеральной трассе я приехал в Усолье, выйдя из маршрутки возле близкого к выезду на Иркутск железнодорожного вокзала.

2. Итак, вокзал. Хоть и приехал я не на электричке, начну именно с него. Это Транссибирская магистраль. И на станции Усолье-Сибирское останавливаются почти все поезда (кроме фирменного Москва - Владивосток). Вокзал, видимо, построен в позднесоветские годы, но, увы, в наше время испорчен пластиковыми панелями.

Усолье-Сибирское

3. Вот так выглядит привокзальная площадь. Видна стоянка маршруток на Иркутск и Ангарск, а также деталь, уже хотя бы ради которой в этот город точно стоило приехать, — трамвай! Для города такого размера не самое частое явление. Это уже верный признак промышленного города, и, кстати, несмотря на деградацию индустрии и общий городской упадок, трамвай в Усолье-Сибирском функционирует относительно неплохо. Между прочим, ветка с разворотным кольцом у вокзала построена уже в 2010 году.

Усолье-Сибирское

4. Поблизости — новодельная церковь Николая Чудотворца:

Усолье-Сибирское

5. Привокзальные кварталы Усолья, расположенные фактически на южной границе города, застроены в основном типовыми пятиэтажками. Это Привокзальный микрорайон — та часть Усолья-Сибирского, которая традиционно отвечает за связь этого города с железной дорогой.

Усолье-Сибирское

6. Но и основная специализация города напоминает о себе в топонимике:

Усолье-Сибирское

7. Уютные городские дворы. И дома, из которых слышен шум проезжающих поездов. Усолье стоит на Транссибе, а значит это один из бесчисленного множества городов, мелькающих за окном поезда на пути через всю Россию.

Усолье-Сибирское

8. Во дворах довольно-таки чисто:

Усолье-Сибирское

9. Это место уже в квартале от вокзала. Рядом расположен рынок и несколько торговых центров и кафе. Эта небольшая площадь запомнилась как центр привокзальной части Усолья, которая в городе несколько обособленна.

Усолье-Сибирское

10. Проспект Красных Партизан ведёт от вокзала в город:

Усолье-Сибирское

11. А ещё дальше можно выйти на оживлённый и шумный Ленинский проспект — не что иное, как часть федеральной трассы, соединяющей... Москву и Владивосток! Да, у Усолья нету объездной, и столь важная трасса до сих пор проходит через почти 80-тысячный город. Это, кстати, почти самый край города: за девятиэтажками на заднем плане городская застройка резко обрывается, и начинаются поля.

Усолье-Сибирское

12. Рядом находится стадион "Химик" (не сфотографировал), а чуть дальше него — мемориал усольчанам, павшим на Великой Отечественной войне.

Усолье-Сибирское

13. Рядом с ним стоит вот такой памятник, в котором по будённовке угадывается тематика гражданской войны. Это памятник шестнадцати красноармейцам, пленённым белыми 6 февраля 1920 года в бою недалеко от Усолья, и расстрелянным ими на следующий день на берегу Ангары.

Усолье-Сибирское

Рядом с этим местом главная городская магистраль раздваивается. Федеральная трасса в виде улицы Озёрной отклоняется налево и идёт вдоль железной дороги, а прямо в центр города ведёт Комсомольский проспект. В целом город достаточно вытянут с севера на юг между Транссибом и Ангарой (к реке он выходит задворками, и я туда не добирался).

14. Идём дальше. За мемориалом — озеро Молодёжное (вроде как, искусственное). В него впадает речка с совершенно выносящим мозг названием Скипидарка. Ну да, химический город ведь...

Усолье-Сибирское

15. Дальше начинается более старая часть города. Можно сказать, основная. В кадре — типовая школа.

Усолье-Сибирское

Устройство городской планировки Усолья одной своей деталью напоминает крупные города. Здесь есть главный проспект, и есть второстепенный параллельный ему, по которому ходят трамваи. Главный — это Комсомольский проспект, а "трамвайный" — переходящие друг в друга улицы Суворова, Интернациональная и Менделеева. Для начала пойдём по Комсомольскому и затем, сделав круг, вернёмся обратно по параллельным улицам.

16. Дворы по Комсомольскому проспекту. Надо сказать, что Усолье — город на удивление малоэтажный. Учитывая, что население его превышало сто тысяч жителей, да и сейчас немаленькое, здесь очень мало домов выше пяти этажей (запомнилось лишь несколько девятиэтажек поблизости от выезда из города), что, вероятно, связано с тем, что не хватало сейсмоустойчивых многоэтажек (поскольку регион здесь сеймоопасный). А панельные пятиэтажки в городе приятно для глаза покрашены в разные яркие цвета. Кстати, способ расцветки "по квадратам" мне сильно напомнил Воркуту.

Усолье-Сибирское

17. Очевидно ещё советская детская площадка:

Усолье-Сибирское

Как уже говорилось, в советские времена Усолье-Сибирское было центром мощной химической промышленности. Начало этому было положено в декабре 1933 года, когда здесь был основан завод этиловой жидкости, начавший работу спустя три года. На базе эвакуированных сюда в войну предприятий был открыт хлорный завод. Новый виток развития индустрии пришёлся на конец 1950-х, когда началось строительство ряда других производств, с последующим объединением всех заводов в химический комбинат "Усольехимпром", где производились полимеры, различные сложные органические соединения, использовавшиеся в разных отраслях — в энергетике, сельском хозяйстве, медицине, и более сложной химической промышленности; производились там и товары народного потребления — краски, растворители, моющие средства. Но увы, в постсоветскую эпоху комбинат стал постепенно угасать, в 2010-е годы окончательно прекратив работу. Из химической промышленности города по-прежнему работает (и, судя по официальному сайту, вполне исправно) лишь Усольский химико-фармацевтический завод. А из остальных — машиностроительный завод "Усольмаш", мясокомбинат, и, может, ещё что-то небольшое.

18.

Усолье-Сибирское

Понятно, что по городу такая ситуация сильно ударила. Население за постсоветские годы сократилось более, чем на четверть (со 105 до 78 тысяч). И внешне город заметно беден и неухожен, сильно контрастируя на фоне своего соседа — зажиточного и благоустроенного Ангарска. Хотя в целом, для города, потерявшего большинство своей промышленности, выглядит Усолье местами не так уж и плохо. В Ангарск, а иногда даже и в Иркутск, многие усольчане ездят на работу. И население в городе на глаз заметно более пожилое, чем во вполне молодёжном Ангарске.

19. Но всё-таки жизнь идёт и продолжается. На фото — широкий и просторный Комсомольский проспект.

Усолье-Сибирское

20. И новые дома в небольшом количестве строят. Довольно приятные на вид, кстати.

Усолье-Сибирское

21. Дом культуры "Мир". Типовое сталинское здание.

Усолье-Сибирское

22. Ещё новые дома. Это, скорее всего, социальные — для расселения людей из ветхого жилья.

Усолье-Сибирское

23. И снова цветные панельные хрущёвки. Тихие зелёные дворы довольно уютны в летний день.

Усолье-Сибирское

24. В перспективе Комсомольского проспекта видны заброшенные постройки бывшего завода ЖБИ.

Усолье-Сибирское

25. Усольский химико-технологический техникум. Нетрудно догадаться, что раньше он был кузницей кадров для местной промышленности, но в наше время, из-за её развала, стал филиалом иркутского политеха.

Усолье-Сибирское

26. Дальше по Комсомольскому проспекту застройка становится старше, и появляются сталинки. Это центр Усолья, который являет собой вполне классический соцгород.

Усолье-Сибирское

27. В глубине кварталов — типовые двухэтажки послевоенного времени:

Усолье-Сибирское

28. Школа примерно тех же лет постройки:

Усолье-Сибирское

29. С ленинской цитатой на фронтоне:

Усолье-Сибирское

30. И дворы, в которых идёт неспешная жизнь:

Усолье-Сибирское

31. Улица Ленина, пересекающая Комсомольский проспект. И снова трамваи. Почти весь парк представлен моделью КТМ-5, но, как видим, есть даже КТМ-19 (правда, судя по статье в Википедии, их всего два). Трамвайная система в городе устроена довольно просто: одна линия, идущая через весь город от вокзала к промзоне, а также ответвление к трамвайному парку — в кадре именно оно. Что странно, проезд в Усолье (равно как и в Ангарске) стоит на рубль дороже, чем в Иркутске.

Усолье-Сибирское

32. Дальше находится Комсомольская площадь — главная площадь города, где находятся дворец культуры и дворец спорта.

Усолье-Сибирское

33. И напротив — типовая гостиница "Усолье":

Усолье-Сибирское

34. Рядом находится парк, у входа в который — вот такая, видимо, советская ещё стела.

Усолье-Сибирское

35. Вид поближе. Барельефы на тему химической промышленности. Справа виден советский герб города (сейчас уже другой).

Усолье-Сибирское

36. Чуть дальше за площадью скромно приютилась городская администрация.

Усолье-Сибирское

37. Дальше я свернул с проспекта — вглубь кварталов усольского соцгорода.

Усолье-Сибирское

38.

Усолье-Сибирское

39. Я почти полностью прошёл пешком город с юга на север, и здесь уже край его жилой части. Тут уже такая типичная рабочая окраина, даром, что близко к центру города. Дальше на север жилая застройка заканчивается, и вскоре начинается промзона. А ещё это место мне запомнилось соседством "украинских" названий улиц — Богдана Хмельницкого и Шевченко.

Усолье-Сибирское

40. Попадаются и сильно обветшалые дома. Наверное, подлежащие расселению. Кстати, в первом этаже этого дома находится отделение полиции.

Усолье-Сибирское

41. Похожий деревянный дом, но в более приличном состоянии:

Усолье-Сибирское

42. А вот и ещё одна новостройка для расселения ветхого жилья:

Усолье-Сибирское

43. Выходим на улицу Менделеева, по которой идёт трамвайная линия. К ней обращён второй фасад соцгорода. Некоторые дома, как видим, отремонтированы.

Усолье-Сибирское

В паре километров отсюда находится промзона, по большей части, наверное, заброшенная. Но я туда не добирался, хотя, впрочем, сейчас она вряд ли представляет собой что-то зрелищное. Туда, как водится в промышленных городах, проложена трамвайная линия с остановками у проходных, но, по понятным причинам, сейчас трамваи туда ходят совсем редко.

44. И большинство их оборачивается здесь же, в конце улицы Менделеева. Как и этот, только что выехавший из кольца.

Усолье-Сибирское

45. Теперь уже по "трамвайной" улице Менделеева я направился в обратную сторону. Соцгород продолжается. Я сначала принял эти дома за довоенные (ведь первый химзавод построен ещё в 1930-е), но оказалось, что они конца 1950-х годов.

Усолье-Сибирское

46. Дом детского творчества того же времени:

Усолье-Сибирское

47. Советские панно на его фасаде:

Усолье-Сибирское

48. Дома достаточно интересные. Переходные от сталинок к хрущёвкам, ещё с высокими потолками.

Усолье-Сибирское

49. Дворы:

Усолье-Сибирское

50. Я люблю в разных городах заходить во дворы. Особенно в районах с типовой застройкой. И особенно в городах, далёких от дома. Это даёт особенно глубокое ощущение атмосферы того или иного города.

Усолье-Сибирское

51.

Усолье-Сибирское

52. Не все дома в хорошем состоянии. До многих пока ещё ремонт не добрался, но, думаю, это дело времени.

Усолье-Сибирское

53. В этом доме мне понравилась арка в два этажа на фасаде:

Усолье-Сибирское

54. Снова улица Ленина с трамваями. Обратите внимание — в Усолье все трамвайные пути проходят по выделенной линии.

Усолье-Сибирское

55. Улица Менделеева дальше переходит в Интернациональную. По другую сторону от неё — обширные кварталы частного сектора. Насколько я понял, это и есть бывшее село Усолье, известное с 17 века, и фактически сохранившееся как район города в стороне от центра. Я туда не ходил, хотя, вроде, там есть даже интересные дореволюционные дома, и по тем улицам можно выйти к берегу протоки Ангары.

Усолье-Сибирское

56. Здесь я сел на трамвай и проехал несколько остановок в сторону вокзала, выйдя поблизости от упоминавшегося уже Молодёжного озера. Улица с трамваем здесь уже называется Суворова.

Усолье-Сибирское

57. Здесь находятся ещё несколько сталинских кварталов. Это маленький соцгород уже также упоминавшегося машиностроительного завода "Усольмаш" (до него самого я не доходил).

Усолье-Сибирское

58. Этот завод, кстати, работает, но как раз его соцгород выглядит совсем запущенным, и даже мрачноватым. Впрочем, возможно, он будет смотреться заметно уютнее, если покрасят дома.

Усолье-Сибирское

59. На аттике этого дома написан год постройки — вроде бы, 1957.

Усолье-Сибирское

60.

Усолье-Сибирское

61. Свежепокрашенный дом. Заметно выделяется на фоне остальных.

Усолье-Сибирское

62. Есть и барачные деревянные дома. Но им явно недолго осталось.

Усолье-Сибирское

63.

Усолье-Сибирское

В этом месте я закончил прогулку, сев снова на трамвай, и доехав до вокзала, у которого мне предстояло сесть в маршрутку до Ангарска (в расписание электричек я, к сожалению, опять не вписывался). Кстати, в Усолье я в этот же день практически случайно оказался второй раз, и уже вечером (о чём ещё расскажу позднее).

В общем, вот такой город. Которому, конечно, хотелось бы пожелать улучшения ситуации в будущем. Город по-своему интересный, хотя и не очень выразительный в плане архитектуры (всё же сталинки здесь довольно обычные, особенно на фоне Ангарска). В следующем рассказе отправимся в Ангарск. Это уже действительно крупный город, в несколько раз больше Усолья.

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Во френдленте у карельского блогера увидела репост вот этого видео с заголовком "Странная логика. Отношение к жизни и уровень цивилизованности - разный, но народ - один? " Прошлась по источникам, репостов было несколько. Авторских комментариев под ними нет - репостеры, надо полага ...
Иногда, просматривая это сообщество, или разнообразные кулинарные форумы-группы, ...
Дорогие дамы, женщины, девочки, девушки, девули, поздравляю Вас с этим чудесным днем. Хочу пожелать Вам всяческих успехов в постели, на работе, под столом, на нем! Женского счастья, любви и тепла чужого тела внутри Вас! А так же хочется поблагодарить Вас за эти выходные! Мужики, кто как п ...
Это же ебана в рот сенсация, вы не поверите никогда, представляете себе, исполнительным директором "Сколково" назначили ЕВРЕЯ!!!! Нет ну надо же, ну какой же ужас в "этой стране". ЕВРЕЙ - исполнительный директор! А в Африке, блядь, дети, голодают и ...
О! в кои то веки интересный кейс (с) Надеюсь, что у меня хватит друзяк, которые живут в разных странах и распедалят утопия это или нет. Или может быть где-то это реально работает? Я вот склоняюсь все же к утопии больше. Оригинал взят у vovney в Государственно-частное ...