Уроки мерчандайзинга

топ 100 блогов svictorych23.02.2011 Есть такое умное слово - мерчандайзинг. Начиная свой бизнес, я это слово знал слышал, значение его выяснил чуть позже, а реальный вес этой науки (да-да, это целая наука) понял сильно позже. Тогда и начал внедрять и применять. Помните, ещё в начале нулевых в компьютерных фирмах были популярны прайс-листы? Это такой превед из электронного бизнеса 90-х, когда большинство компьютерных фирм ютилось по подвалам, а продавцами работали сильно волосатые небритые админы мужчины, консультировавшие на уровне ёмкостей конденсаторов, установленных на конкретной материнской плате. Потом пришли сети, гипермаркеты электроники, где всё можно было потрогать и пощупать. Мужчины ушли, на их месте проявились мальчики с пушком под носом, различающие товар по цвету и размеру. 

Дело было уже лет пять назад. Супруга моя, имея цель пошастать по тряпочно-обувным магазинам, привела сынишку ко мне на работу. Было мальчонке тогда четыре годика. Сначала он сидел в моём кабинете, что-то терпеливо рисовал и вырезал. Потом ему это дело надоело и отправился он бегать по торговому залу среди продавцов, покупателей и витрин с товаром. Что происходило дальше сам я не видел и буду пересказывать со слов управляющего тем магазином. Прицокивая языком, он зашёл ко мне в кабинет и произнёс: "Ну, босс! С твоим семейством хрен прорвёшься. Твой мелкий меня только что построил и как пацана отчитал". 

История и предыстория этого забавного случая такова. За неделю до этого наша мама с сыном уже заходила к нам в магазин. Меня на месте не оказалось, поэтому они сделали какие-то свои дела и ушли, пробыв в торговом зале минут пять. У входа в магазин была установлена витрина с CD-дисками: игры, обучающие программы, энциклопедии и прочая мультимедиа-продукция. Оказалось, что заполнена она была не полностью и в некоторых держателях диски отсутствовали, образовывая пустоты в ровном ряду такого блестящего, цветного, манящего товара. Мальчик мой спросил у дяди Игоря (так зовут управляющего): "Дядя Игорь, а почему на этой витрине есть пустые места?". Дядя Игорь не напрягся (в тот раз) и ответил мальчугану: "Ну Серёж, хорошо продаются. Люди купили и ушли, а новые диски мы ещё не успели на место поставить". 

Тот запомнил. И вот, придя ко мне на работу в следующий раз и отправившись носиться по торговому залу, пацанчик изловил управляющего и задал ему удивляющей своей простотой вопрос: "Что, дядя Игорь, плохо диски продаются?". В этот раз витрина была полностью укомплектована дисками и пустых мест на ней не было. Логика? Просто блеск! Скажу честно - мы всем коллективом потерялись, ища ответ на поставленный вопрос. 

В телевизионных передачах, посвящённых магазинчикам и там, где принято ругать супермаркеты и сетевую торговлю, часто рассказывается об уловках торговцев. Товар с вызревающим сроком годности - вперёд, ближе к покупателю. Свежий товар - до поры до времени - на нижние полки, пока не уйдёт старый. Дорогой и медленно продающийся товар - на уровень глаз, а тот, который "и так уйдёт" - повыше или пониже на полках. Не отстают от торговцев и производители. Самый яркий и запомнившийся мне на всю жизнь пример - упаковка с соком Rich. На каждой стороне прямоугольной упаковки - одна буква из четырёх. На витрину надо поставить в ряд четыре упаковки с соком, чтобы полностью, как в детстве из кубиков, собрать название. К супермаркетам такой приём имеет меньшее отношение, но в небольших магазинчиках такая выкладка будет выгодно отличать именно этот сок на фоне конкурентов по полке. 

Все эти фишки и штучки - самые простые примеры, просто цветочки для науки, которая называется мерчандайзингом. О ней сегодня немножко и поговорим.

Как я уже не раз упоминал, здесь блог не бизнес-консультанта и не преподавателя бальных танцев бизнеса для старшеклассников. У нас тут блог для интересных историй и заковыристых задачек, а цель - заставить читателя, будущего или уже состоявшегося предпринимателя, думать головой прежде, чем что-то предпринимать: просчитывать максимум из возможного, учиться предвидеть последствия своих решений, производить самые результативные из возможного действия, затрачивая минимум энергии и, конечно,  денег. Я не жадный, я экономный. :)  Мой читатель - как я его вижу - не тот, кому нужен для действия волшебный пендель "оторви жопу от стула и сделай уже что-нибудь" (методика Олега Тинькова, который всё правильно сделал - упреждающе забанил меня в своём в журнале :) Это медаль, почти орден - если ты, Юпитер, сердишься, значит ты неправ). Ну так вот, чегой-та я отвлёкся... 

Я тут покопался в своём фотоархиве и нашёл фотки 2008-го года. Свежее пока нет, нам и этого сейчас будет достаточно. На фотках представлены специально отобраные (конечно, мною) отдельные тематические витрины одного из моих магазинов-подразделений. Специально я их отбирал по одному принципу - на всех фотках имеются в наличии грубые ошибки при выкладке ассортимента на витрины. Какие именно? Конечно, здесь не идёт речи ни о какой "просрочке" или о товаре с меньшим или бОльшим спросом - этой информации фотки вам не дадут, вы и не ищите. На каждой из этих фоток я сам найду и дам вам в виде подсказки одну-две ошибки. Остальные недостатки я предлагаю поискать вам, для этого фотки будут пронумерованы. И не надо бояться показаться непрофессионалом или сказать какую-нибудь глупость - вполне вероятно, что вы (как обычный покупатель, непрофессионал) увидите на картинках такое, до чего мы и сами ещё не допёрли и сами не увидели. Ну, а мои коллеги по розничному бизнесу, профи.. а чо профи - тренируйте цепкость взгляда и внимательность! :) 

Фото №1. Яркий пример, когда бренд-бук в части требований к размеру ценников не совпадает с практикой. Для видеокарт - самая верхняя полка на снимке - по правилам требуется применять большие ценникодержатели и ценники. Цель - разместить характеристики этого сложного  товара на самом ценнике. Как мы видим - полка и выкладка сконструированы так, что либо видеокарты, либо ценники. Продавцы нашли выход из положения - подвесили ценникодержатели к полке. Это неправильно. Остальные ошибки  по этой фотке предлагается найти вам. 

Уроки мерчандайзинга


Фото №2.
Помните историю про моего сынишку и дырки в витрине с дисками, рассказанную в самом начале статьи? Ну вот вам ещё такой пример, только с относительно дорогим товаром - около тысячи долларов за штучку.  Ещё недостатки видите? 

Уроки мерчандайзинга  


Фото №3.
На третьей  фотке недостатков столько, что я их перечислять устану - предлагаю оторваться вам. 

Уроки мерчандайзинга  


Фото №4.
Акустические системы, колонки в простонародье. Выставлены правильно - по росту и бренду. На каждой полке рядышком стоит продукция одного и того же производителя, но разные модели. И всё равно глюки есть. Дьявол - он в мелочах и деталях! 

Уроки мерчандайзинга  


Фото №5. Обратите внимание на нижнюю полку. На ней по цене слева направо (от меньшего к большему) выставлено электрооборудование: сетевые фильтры, источники бесперебойного питания. Вам всё нравится? Мне - нет.

Уроки мерчандайзинга


Фото №6. На этой фотографии всё правильно и, на мой скромный взгляд, ошибок и недочётов нет вообще. Приглядевшись к ней внимательнее, вам будет легче найти ответы к остальным примерам из этой статьи-задачки.

Уроки мерчандайзинга

Фото №7. На этой фотке я вижу два недостатка, один из которых - реклама банка, лежащая на клавиатуре ноутбука. Думаю, вы тоже часто бываете в компьютерных магазинах , видели и можете рассказать, как можно неправильно демонстрировать ноутбуки. Я подскажу. Часто сталкиваюсь с выкладкой, когда экраны ноутбуков находятся под разным углом к покупателю. Последствия печальные - больший угол - тусклее показывает. А ещё? :) 

Уроки мерчандайзинга  

Ну вот и всё, задача поставлена. Наверное, вы уже заметили, что я с каждым разом от статьи к статье всё меньше рассказываю сам и всё больше полоскаю мозги вам, моим читателям. Поэтому, заряжу опрос: считаете ли вы, что такая подача материала с моей стороны оправдана, или надо как раньше - всё разжевать, рассказать и ни о чём не спрашивать? 

View Poll: Просто читаем или будем участвовать?

Успехов всем! Все рассказы и истории, анонсированные ранее, будут продолжены в ближайшее время. Я ничо не забыл. Не переключайтесь :) 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Начну с одной истории. Почти 15 лет назад было дело. В спортшколу сына (в 5 лет) водила на тренировки по утрам. Часов в восемь. Затем мне надо было побыстрее везти его в сад и ехать ...
Вы будете удивлены, но мошенники, обобравшие множество людей, всё никак не угомонятся.Вот год 1992.А это фото сделано в п.Верх-Обском 08 августа 2010 ...
Не будет сегодня сюжетных подводок. Спрошу сразу напрямки и без лишней мишуры. Вот чтобы вы выбрали для себя? 1. Отсутствие необходимости спать. При этом вы постоянно чувствовали бы себя бодро. И да здравствуют дополнительные 6-8 часов в день! 2. ...
Посмотрите, какая возмутительная картина! Дед - ветеран войны, весь в наградах, в кителе с погонами майора, торговал себе у вокзала картошечкой, которую вырастил на шести сотках, - а пришли полицаи, деда арестовали, совести у них нет, дед натруженными ножками сам идти не смог, и ...
Сегодня по телевизору, в средствах массовой информации передают новости из области криминалистики об убийствах, нападениях, ограблениях, пожарах. То есть сейчас нужно задуматься над собственной безопасностью, безопасностью своей семьи и окружающих. Для этого есть разные средства и меры ...