Уличные акции
livchak — 05.01.2010 (материалы к круглому столу)Не знаю, как в других местах, а у нас в свердловской «Солидарности» - дикие раздоры. Дело доходит чуть ли не до мордобоя. На мой взгляд, наши внутренние дрязги в значительной степени объясняются тем, что мы мало знаем друг друга. Из списочного состава трех десятков человек добрую половину я вижу только на конференциях, кто они такие, зачем записались – мне не понятно. Естественно, что в таких условиях возникают взаимные подозрения, недоумения, раздоры. Возможно, они напрасные.
Может быть, люди чего-то делают, но мы просто этого не знаем, или не понимаем смысла этой работы. Поэтому я предлагаю провести серию «круглых столов», первый из которых будет посвящен уличным акциям.
Вопросов очень много. Для экономии времени я решил предварительно опубликовать свои соображения по предлагаемой тематике. Вот они.
Уличная акция как элемент системы
Расскажу о некоторых акциях, в которых довелось участвовать. Началось с компании за общественный контроль милицейских обезьянников. Это было задолго до появления закона об общественном контроле, и мы хотели легализовать проверки ментовских застенков на региональном уровне. В результате многолетней кампании, включающей не только уличные акции, но и писание книжек, статей, проведение конференций, круглых столов, и т.п. нам удалось заставить нашего омбудсемна и ГУВД подписать соответствующее соглашение.
Вообще, на мой взгляд, уличная акция должна быть элементом большой системы, включающей разные компоненты (аналитика, публицистика и т.п.). Ведь можно, например, написать на заборе «Менты – козлы». Или, как было на Уралмаше несколько лет назад, взять гранату, и рвануть ее в ментовке. Но мне лично ни то, ни другое не нравится. Я хочу, чтобы граждане имели возможность выражать свой протест цивильно.
Элементом кампании, о которой я говорю, был сбор информации о милицейской преступности. Мы даже книжечку издали «Преступления свердловской милиции». Кстати, накопилось много нового материала, и надо издать продолжение, если найдем деньги.
Эта работа началась с уличной акции. Мы собирали подписи под обращением об общественном контроле. Там были, помнится, такие слова: «в милиции людей убивают, насилуют, грабят». И вот один мой знакомый, прочитав обращение, говорит: «Ну, это ты загнул. Разве в милиции людей убивают?» Хотя человек этот - интеллигентный и политически грамотный, но это для него было новостью. На фоне всех наших несчастий, а также летающих тарелок, душераздирающих прогнозов и т.п., информация о ментовских убийствах терялась. Сейчас, правда, ситуация изменилась.
Я понял, что нужно собирать и публиковать информацию о милицейских преступлениях. А без этого протестные акции выхолащиваются.
Вот свежий пример. Перед самым проведением «Золотого Евсюка» мне позвонил Легедин, и потребовал информацию о последних милицейских преступлениях. И я ему в течение получаса ее выдал. Думаю, что собранная заранее информация о реальном состоянии проблемы (в данном случае – ментовский беспредел) в значительной степени определила успех акции. Иначе был бы один общий треп и зубоскальство.
С кем сотрудничать?
Теперь еще один вопрос: с кем сотрудничать. В частности, нужно ли сотрудничать с КПРФ, НБП и т.п. Вопрос очень актуальный и острый. Я уже говорил о буре негодования, которую вызвало в местной «Солидарности» наше участие в защите Алексея Никифорова (см. http://livchak.livejournal.com/4330.html). В чем только меня не обвиняли! Правда, потом наше руководство поправилось, и даже приняло, хотя и со скрипом, резолюцию в поддержку Никифорова.
Я считаю, что при решении конкретной социальной проблемы сотрудничать нужно со всеми, кто заинтересован в ее разрешении, партбилетов не спрашивая. К сожалению, этот очевидный, на мой взгляд, тезис, принимается со скрипом. Вот любопытный фрагмент моей дискуссии с нашим депутатом Леонидом Волковым.
« livchak Мне кажется, нужно выработать какую-то общую точку зрения на сотрудничество с левыми. Следует ли записывать их всех чохом в «красно- коричневые»? Можно ли участвовать в совместных с ними мероприятиях? И вообще, как нужно относиться к людям иных убеждений.
Несмотря на то, что ответы на все эти вопросы очевидны, на мой взгляд, для любого демократа, здесь нет единства даже среди членов политсовета. …
leonwolf А я не уверен, что нам так нужна общая точка зрения. Я пока для себя не могу представить ситуацию, чтобы я пошел на один митинг с КПРФ, допустим…
livchak Но в Думе-то Вы сидите рядом с коммунистами? А поддержку Никифорова не считаете «братанием с нацболами» и «провокацией»?
Вот и нужно понять, какие формы взаимодействия допустимы.
leonwolf В Думе сижу. и поддержку Никифорова считаю (теперь) защитой конституционных прав и свобод.
ОК, давайте попробуем на след. политсовете устроить открытую дискуссию о допустимых форматах взаимодействия.
livchak Хорошо»
Дискуссию мы так и не устроили. А жаль.
Кстати, о кампании в поддержку Алексея Никифорова, вызвавшей, по началу, резкую отповедь лидеров местной «Солидарности», поскольку мы тесно взаимодействовали с КПРФ. Могу поделиться личным опытом взаимодействия. Мы вместе выходили на митинги и пикеты, сидели в суде по делу Никифорова. Разумеется, общались. Идеологических вопросов я старался не поднималть. Сказал только: вот когда Никифоров освободится, мы организуем банкет, и обсудим там, что было бы с ним и со всеми, кто его публично поддерживал, в сталинские времена.
Там тоже успешно сочеталась аналитическая работа с уличными акциями. Вот любопытная цитата из статьи «Новый 1937. Пикет в поддержку Алексея Никифорова»: «…Коммунисты и комсомольцы начали раздавать листовки с портретом Алексея … и статьей … «Враг народа из Заречного», которую написал … Александр Ливчак. Удивительно, но ту пачку, которую комсомольцы принесли с собой (а в ней была почти тысяча листов), они раздали буквально за час!» Я лично ничего плохого не вижу в том, что коммунисты и комсомольцы распространяют мою статью. Но наши неофиты-демократы считают любой контакт с иноверцами смертным грехом. Мне кажется, тут действует психология футбольного фаната: мочить всех, у кого другой шарф. На мой взгляд, глупая позиция, с демократией ничего общего не имеющая.
Кроме всего прочего, это лишает наших фундаменталистов возможности участвовать в массовых акциях, поскольку там могут оказаться «красно-коричневые». В результате, когда народ перекрывает улицы, «пуристы» сидят дома и брюзжат. Яркий пример – борьба за справедливую монетизацию транспортных льгот. Победу пенсионеров чистоплюйствующие «демократы» подарили коммунистам.
Акции и власть
Организаторов акции «Рыба гниет с головы» упрекают в том, что из-за них свердловская «Солидарность» потеряла офис на улице Ленина.
Насколько я понял, после этой акции менты позвонили охране здания, в котором находился офис, и запретили пускать туда «Солидарность».
Сам я в этой акции не участвовал, судить о том, насколько она была вызывающей и провокационной, не могу. Но вот обвинения в «потери офиса» кажутся мне странными.
Граждане, если вы хотите, чтобы вас любили власти, вступайте в «Единую Россию». Не к лицу оппозиции иметь офис, в здании, где охрана или милиция определяет, кого пускать, а кого нет.
Другая точка зрения заключается в том, что акция должна обязательно злить власть. Дескать, если против ее участников возбуждено административное (а еще лучше – уголовное?) дело, то это значит – акция прошла успешно, поскольку власть нас заметила. И вообще, кто хоть в какой-то мере сотрудничает с властью – коллаборационист.
Я считаю, мы работаем не на власть, и не против власти. Мы работаем на гражданское общество. И лозунг «Никакого сотрудничества с властью» кажется мне детским. Я пишу антиментовские книжки, участвую в «Золотом Евсюке» и подобных акциях. Но если на меня нападут бандиты, я обращусь за защитой в милицию. И буду требовать, чтобы та исполнила свои обязанности.
Если чиновник делает что-то хорошее, я его хвалю и поддерживаю, если плохое – критикую и добиваюсь смещения. И никакой беспринципности я тут не вижу.
Городские сумасшедшие
Нас называют городским сумасшедшими. Или, как говорят более политкорректные граждане, неадекватными. Что же, это не новость.
В советские времена тех, кто осмеливался выйти на улицу с протестом, без лишних разговоров отправляли в психушку. Впрочем, я не исключаю, что среди нас есть психически больные люди. Они, по-моему, есть в любой толпе.
На Руси издавна были юродивые. Кто-то из них был действительно сумасшедшим, а кто-то носил маску помешанного. Но они, если верить Пушкину, могли сказать царю, что тот – убийца. Люди же добропорядочные предпочитали вести себя благопристойно. Правда потом они же (или их духовные наследники) провозглашали пророком вчерашнего «неадекватного».
Очень забавно видеть портреты Сахарова у людей, которые вчера объявляли его сумасшедшим. Недавно у них на том же месте «дедушка Ленин», висел, и они точно так же лицемерили под ним. Вся их «перестройка» и «демократизация» - в смене символов.
Кучка отщепенцев
Нас упрекают в том, что нас мало. Дескать, выходя на площадь вдесятером, мы только подыгрываем властям, подтверждая их тезис о том, что нас – ничтожное меньшинство. А кому, спрашивается, подыгрывали те, кто вышел на Красную площадь в 68-ом?
Любопытно, что этот упрек предъявлялся Жене Легедину - организатору нашумевшей на всю Россию акции «Золотой Евсюк». Действительно, непосредственно в акции участвовала жалкая кучка «отщепенцев». Но вот я задал поисковику запрос: «Золотой Евсюк». Причем, в кавычках, которые требуют точного текстового совпадения. Google отвечает: «Примерно 37 100 для "Золотой Евсюк"». Это значит что, по крайней мере, 37 тысяч человек не только обратили внимание на эту акцию, но и захотели рассказать о ней еще кому-то, выставив на свой блог или сайт.
Вот некоторые отклики на акцию.
«По части чёрного юмора "Золотой Евсюк" непревзойдён»
«Судья Кировского районного суда Екатеринбурга Дмитрий Ишенин перед началом судебного заседания … поинтересовался у присутствующих наблюдателей, наградят ли свердловских судей статуэткой, аналогичной "Золотому Евсюку".»
«Вне всяких похвал, перепост можно?»
«Супер! Надо бы что-то подобное замутить и у нас.»
«Отлично! "евсюки" на марше!..»
«Смелый выпад, можно и попасть под разнос... Дай Бог им навести порядок в том хлеву.»
«Молодцы! Не молчать! Всё правильно! Лучший способ ставить чиновников на место - привлекать к их безобразиям общественое внимание. Успеха!»
«Что за дискриминация? Объявить имена "особо отличившихся" по всей России, страна должна знать своих "героев" в лицо.»
«Верно, эту премию надо сделать всероссийской, "герои" есть не только в столице Урала. Медаль за номером 1- Нургалиеву. Следующая партия медалей вручается безусловно всем сотрудникам МВД забившим насмерть подследственных и задержанных, а также доведшим до самоубийства. Золотой Евсюк 2-й степени вручается покалечившим людей, посадившим невинных. Ну и так далее.»
Вместо заключения
Что меня поражает в моих молодых коллегах по «Солидарности», так это легкость, с которой они приходят к самым категорическим выводам. Они считают себя носителями абсолютной истины, записывая своих идеологических противников в идиоты, моральные уроды, и т.п. Ну, точь-в-точь комиссары двадцатых. Им бы кожан и маузер.
Боюсь, что с таким настроениями все разговоры о гражданском обществе будут пустыми.
Александр Ливчак