рейтинг блогов

Участвуй сам в расследовании крушения Боинга.

топ 100 блогов verola18.10.2015 В мире самые трудные дела решаются судом присяжных. Присяжные — обыкновенные граждане без специальной подготовки, которые слушают все доказательства, представленные обвинением и защитой, и решают дело. Этот подход требует умения от обвинения и защиты умения "разложить дело по полочкам", но он также опирается на фундаментальные свойства правды. Правда она имеет свойство выходить наружу самым неожиданным образом.

Участвуй сам в расследовании крушения Боинга.
Установка БУК М2.

Например, ополченцы, видимо, потратили нечеловеческие усилия, чтобы убрать все боевые элементы "бабочки" с места крушения Боинга. Боевые элементы — это металлические стержни, которой начинена поражающая боеголовка. Но не догадались, что боевые элементы будут в мёртвых телах пилотов лайнера. И спектроскопического анализа одного такого элемента достаточно, чтобы точно определить партию металла из которой он был изготовлен. Дело в том, что в любой плавке всегда присутствуют дополнительные примеси из других металлов. Эти примеси достаточны, чтобы определить абсолютно точно из какой партии пришла это боеголовка, год изготовления, завод изготовитель, в/ч получатель ракеты.

Мы здесь в ЖЖ не имеем доступа ко многим техническим анализам и данным, но тем не менее здесь достаточно грамотных людей. Многие важные вопросы мы можем разобрать сами и досконально. Есть немало служивших в ПВО, и даже немало служивших непосредственно на БУКах. Работы очень много — на всех хватит.

Работа вообще-то уже идёт. Вот например пост, который показывает, что Алмаз-Антей смоделировал не тот вариант, который дали голландские следователи. Почему? А на это нет вообще ответа. Похоже свой вариант Алмаз-Антей, в лучшем случае, выбрал случайно.
http://schekn.livejournal.com/22991.html

Предлагаю провести народное расследование крушения и ответить на несколько чётких вопросов. Начать с Вопроса номер 1.

Вопрос 1. Могла ли автономная пусковая установка БУК самостоятельно взять воздушную цель и сбить её? Возможно ли, что расчёт пусковой установки был не способен различить Ан-24 и Боинг 777? Почему велась стрельба одной ракетой, а не двумя?

А вот, что мне пока написал читатель вопросу:

Как офицер запаса имеющий ВУС связанную с со станциями обнаружения ПВО, могу несколько прояснить этот вопрос. Для захвата цели при ее внезапном появлении в зоне досягаемости собственных ЗРК, обычно используется внешнее целеуказание (ЦУ), и такое внешнее ЦУ у Бука-М существует. В штатный состав дивизиона Бук-М входит станция обнаружения, которую обычно называют Купол. Купол осуществляет обнаружение целей и выдает ЦУ на ЗРК собственного дивизиона, а так же имеет возможность обмениваться данными с соседними дивизионами. Для того чтобы сбить цель в обязательном порядке требуются как угловые координаты цели, так и высота полета цели, иначе атака цели бессмысленна.

В старых вариантах РЛС использовались отдельная кабина для снятия угловых координат цели, а для определения высоты использовался высотомер. Т.к. Бук-М мобильный комплекс, то Купол совмещает в одной установке определение угловых координат цели и параметров высоты. Отсюда можно сделать несколько интересных выводов:

1. Если ЗРК Бук-М использовался автономно, то его РЛС для подсветки цели должна в обязательном порядке должна уметь определять как угловые координаты так и высоту цели. Но утверждать, что РЛС автономного ЗРК может самостоятельно определить все необходимые координаты цели, я не могу, т.к. не доводилось иметь дела с данной системой. Если это так, то экипаж не мог не знать высоты цели...

2. Если предположить, что автономный ЗРК не может определять высоту цели, то это означает, что он работал при взаимодействии с штатным комплексом Купол, или вообще получал ЦУ от РЛС типа Межа или Низина (но данный вариант крайне маловероятен). В данном случае, так же экипаж не мог не знать высоты цели, и к тому же ЗРК как минимум работал во взаимодействии с Куполом.

3. Если команда состояла из профессионально подготовленных ПВОшников, то при обстреле цели должно было использоваться как минимум 2 ракеты, т.к. вероятность поражения цели ракетой никогда не достигает 100%, а для сложных целей иногда может падать до 50%-60%. В боевых условиях (подчеркиваю не на учебных стрельбах), для поражения цели всегда рекомендуется использовать не менее 2-х ракет, и обученные экипажи обычно не отступают от данной рекомендации. Были ли какие нибудь сведения об использовании второй ракеты, или данная версия вообще не рассматривалась? Если не искали вторую ракету, то это очень странно... Я во всяком случае нигде не встречал упоминаний об этом, и это меня всегда удивляло...


Ну, те, кто служил, и даже командовал расчётами БУКа, что вы можете сказать тут по делу?

ОТВЕТ от Вадима Лукашевича:

... как экипаж СОУ мог перепутать большой гражданский Боинг, летящий со скоростью 900 километров в час на высоте 10 километров, с меньшим по размерам военным Ан-26, летящим со средней скоростью 450 километров в час на вдвое меньшей высоте – около 5 километров? В своем анализе по этой теме (см. http://www.buran.ru/htm/mh17_4.htm) я уже показал с помощью анимации, как могла произойти эта ошибка, но оставались вопросы – какой информацией обладал экипаж СОУ в момент обнаружения воздушной цели, мог ли он хотя бы теоретически идентифицировать цель как гражданский Боинг-777, и что именно перепутал экипаж СОУ, глядя на свои приборы?

Начнем с того, какую информацию о воздушной обстановке получает СОУ ЗРК «Бук-М1». Когда ЗРК развернут в составе батареи, то вся исчерпывающая информация поступает на СОУ от мощной радиолокационной станции (РЛС) «Купол», которая обнаруживает цели, идентифицирует их, селектирует (выделяя наиболее важные или угрожающие), и передает эти данные на СОУ, задачей которой в этом случае является взять указанную цель на сопровождение (захватить), после чего произвести пуск ракеты, обеспечивая её наведение (осуществляя подсветку цели своим радиоизлучением).

Но если СОУ «Бук-м1» работает без информационного сопровождения РЛС «Купол», то ситуация меняется – СОУ сама должна обнаружить цель, идентифицировать ее, захватить и произвести пуск. Для этого на СОУ имеется своя РЛС, но с более скромными возможностями, чем у «Купола» - как по дальности обнаружения цели, так и по ширине поля зрения (сектору обзора неба). Соответственно, уменьшение дальности обнаружения цели приводит к уменьшению времени, которое остается у экипажа после появления цели на мониторе кругового обзора для выполнения всех перечисленных операций. Чтобы было понятно, о каких временных промежутках идет речь – на полигонных испытаниях ЗРК «Бук» от момента обнаружения цели до пуска ракеты проходит всего 20-25 секунд. Запомним эти цифры.

А теперь посмотрим, что видит (т.е. знает) экипаж СОУ при автономной работе. Развернув свою РЛС в угрожающем направлении (сектор обзора 120°, поэтому нужно более-менее точно знать направление, откуда полетит цель), экипаж смотрит на большой монитор воздушной обстановки. Как только в поле зрения (в досягаемости) РЛС появляется цель, на экране тут же появляется метка цели, при этом чем больше линейные размеры цели, тем метка ярче (но по яркости цель идентифицировать нельзя).

Кроме этого, справа от большого монитора расположены приборы, показывающие (по раздельности) дальность до цели в километрах, скорость и высоту цели. На большом мониторе оператор СОУ видит угловую скорость перемещения цели над горизонтом (изменение угла места), как это показано на нескольких анимациях на странице http://www.buran.ru/htm/mh17_4.htm, но это тоже никак не позволяет идентифицировать цель. А на датчиках справа оператор до захвата (это важно!) цели видит только (внимание!) дальность до цели. Все, до захвата цели на сопровождение оператор другой информации не получает. И имея только такой объем информации, оператор должен принять решение о взятии цели на сопровождение. Команда на захват цели выдается нажатием загорающейся кнопки «ЗАХВАТ».

Только после того, как аппаратура СОУ захватила цель, оператор начинает видеть, помимо дальности, скорость цели и высоту ее полета. Но здесь есть многократная «засада» (смотри на приведенную фотографию приборов):

—— во-первых, скорость цели измеряется не привычных километрах в час, а в метрах в секунду, при этом ее значение выдается на цифровой двузначный (!) индикатор в значении х10; иными словами, скорость Боинга-777 в 900 км/ч оператор увидит как «25», а скорость Ан-26 в 450 км/ч – как «13»; Интересно, правда? Это удобно для первичной селекции целей по типам, например – меньше «33» означает дозвуковой самолет, вертолет или крылатую ракету, значение выше «33» - это сверхзвуковой (т.е. однозначно военный) самолет, а где-то больше «70» - это уже летящая ракета, при этом возможно противорадиолокационная, т.е. выпущенная кем-то по самой СОУ. В определенном смысле это не столько идентификация цели, сколько сигнал оператору – как быстро он должен действовать, принимая решения на пуск ракеты; как вы понимаете, и Боинг, и Ан-26 "сидят" в одном диапазоне дозвуковой скорости;

—— во-вторых, стрелочный индикатор в нижнем левом углу фотографии показывает высоту цели, но опять же в масштабе х10, т.е. высота для Ан-26 будет на этом приборе как «0,5», а у Боинга-777 – «1».
Посмотрите в качестве примера на фотографию – СОУ «Бук-М1» захватила цель (горящая кнопка в верхнем правом углу кадра), летящую на расстоянии 24 километра (две горящие цифры слева) со скоростью чуть больше скорости звука – 1760 км/ч (две горящие красные цифры «49» справа) на высоте 2 км (стрелка внизу слева на «0,2»).

Участвуй сам в расследовании крушения Боинга.
Прочтите цифры на приборной доске Бука. Насколько уверенно вы их читаете?

Отмечу принципиальный момент – СОУ ЗРК «Бук-М1» оснащена аппаратурой автоматического определения цели по принципу «свой-чужой», которой оборудованы военные самолеты, при этом отсутствие отклика цели за автоматический запрос понимается системой как «чужой». Транспондеры, установленные на гражданских самолетах, СОУ «Бук» не видит. Другими словами, аппаратура СОУ "Бук-М1" не может отличить чужой военный самолет от чужого гражданского – отклик на запрос не приходит в обоих случаях.

Вернемся к исходному вопросу – так как же можно было перепутать Ан-26 (высота 5 км, скорость 450 км/ч) с Боингом-777 (высота 10 км, скорость 900 км/ч)?

Попробуйте ответить сами с учетом того, что оператор видит только комбинацию показаний двух разных (!) приборов – «25» и «1» (вместо «13» и «0,5»), при этом цель уже идентифицирована как «чужой» и даже уже захвачена, а её метка двигается по экрану именно так, как и должна, и на все про все отпущено всего-то 20-30 секунд…

Мог ли экипаж СОУ отличить Ан-26 от Боинга-777? Теоретически мог. Но для этого он должен был точно знать, что у него над головой постоянно летают Боинги и Эрбасы, а с учетом зверского цейтнота оператор должен был еще и иметь перед глазами шпаргалку-памятку с соответствующими цифрами, чтобы знать, какую цель нужно пропустить, даже идентифицируемую как «чужую». Либо – какую единственную цель (13 и 0,5) нужно сбить на фоне многочисленных других, и тоже всех «чужих»… Знал ли экипаж «Бука» о том, что над ним международный воздушный коридор с оживленным движением? Судя по недоуменным заявлениям главарей сепаратистов 17-18 июля – это сильно вряд ли.

Экипажи СОУ учат «на автомате», за считанные секунды сбивать «чужие» самолеты. А здесь имелась поставленная боевая задача, был приказ, и в небе – чужая дозвуковая цель, которую и ждали – ну и к чему сомнения? Добавлю, что даже приклеенная к приборной панели, под носом оператора шпаргалка не могла гарантированно спасти Боинг – а вдруг вместо чужого Ан-26 к нам летит чужой Ил-76?


Ответ от генерала-майора Михаила Круша, начальника войсковых ПВО Сухопутных войск РФ:

СОУ сама может вести огонь. И если уж задаться целью взять на сопровождение и обстрелять такой самолет, как «Боинг», то для СОУ это вообще не задача. Мы на полигонах с учетом того, что у нас порой ограниченные возможности по наличию мишенной обстановки, стреляем по очень маленьким воздушным мишеням. В частности, по ракете ЗРК «Оса». Мишень называется «Саман». Она летит всего лишь секунды. Мы ставим на огневую позицию самоходные огневые установки в секторе полета мишени. И СОУ стреляет автономно, самостоятельно, без станции разведки, ПБУ, потому что времени на передачу информации в этом случае просто нет. Возможности самоходной огневой установки по самостоятельному обнаружению цели, подчеркиваю, высокие. Единственное, что надо знать, – направление полета цели или сектор.http://www.vpk-news.ru/articles/21223


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Часть 1. Москва. 80-е.Мы с мужем едем  за покупками и "развеяться".Кто ездил в Москву из провинции с этими целями помнит  до какого состояния там истаптывались ноги,выматывалась душа,и как потом сильно хотелось спать в поезде. Исходив ...
Во-первых - сеанс начнётся в 15.10, прежнее время давало посольство Японии, ошиблись они. Учтите, приглашённые и пресса. Приедет на презентацию японская актриса, девочка, что озвучивала рыбку Поньо, она - японский голос Чебурашки. Русский голос - ...
Дочка одной хорошей знакомой 27 лет отроду развелась с мужем-ровесником, прожив с ним 5 лет и родив от него ребёнка, и вышла замуж за мужчину на 20 лет старше её. -Устала я ждать, когда он разбогатеет, -объяснила свой поступок девушка.-Только обещает, а сам даже на маникюр мне не в состо ...
Прошу суд обратить внимание, что джинсы бывают только марки «Levi’s», всё остальное — просто штаны. Ян Рокотов, из последнего слова на суде Levi’s, безусловно, отличные джинсы. Хотя, конечно, сегодняшние «ливайсы», отшитые то в Бангладеш, то в Лесото, не сравнятся с теми, настоящими ...
Ещё немного токийской осени образца 2019 года. Пожалуй, я помню этот день ещё и потому, что с утра понеслась забирать заказанную недавно Демобазу со склада DHL, потому что ждать доставки было выше моих сил. Склад находился где-то глубоко в Йокогаме, на месте выяснилось, что нужно ...