Тут вам не Тангейзер!

топ 100 блогов diak_kuraev04.08.2018 На 31 августа в епархии бывшего екатеринбургского епископа Никона назначено языческое жертвоприношение. Поскольку это часть программы местного министерства культуры, протеста епархии не было и не будет.

"Официальное название — межмуниципальный фестиваль коми-пермяцкой обрядовой культуры «Проллавер» (День святых Флора и Лавра). Именно так он записан в программе «59 фестивалей 59-го региона», размещенной на сайте проекта. В Минкульте 59.ru прокомментировали, что знают о жертвоприношении на фестивале, но попросили организаторов особо ритуал не афишировать. Акцент сделать посоветовали на праздничной программе"


Этнограф М. Малахов, считавший обряд языческим по происхождению, описывает Быкобой в 1887 году следующим образом:

Хотя со времени Стефана Великопермского пермяки были обращены в христианство, тем не менее этот укоренившийся обычай остался, а день принесения жертвы приурочен к 18-му августу, дню св. Флора и Лавра. Случится ли у пермяка в доме какое-либо несчастье, заболеет ли кто, или что либо он сильно захочет, то, обращаясь к Богу, он просит исполнение его желаний, или же в память минования несчастия, он обрекает в жертву чистого бычка, который с того времени до 3-х летнего возраста воспитывается и откармливается у него в доме. Бычок должен быть непорочен. Когда обреченному бычку минет три года, то в какой бы деревне или селе он не возрастал, его владелец ведет для заклания в деревню Большую Кочу Кочевской волости Чердынского уезда, где находится часовня св. Флора и Лавра, наиболее древняя и сильно почитаемая. <�…> Здесь я узнал, что так как 18 августа приходится в понедельник, день считаемый пермяками постным, то жертвоприношение должно быть, по обычаю, совершено накануне, а также и жертвенное мясо сварено и съедено до наступления следующего дня.

Все обещавшие направились в часовню, где в среднем иконостасе было выставлено две иконы св. Флора и Лавра. Сотни свеч жёлтого воску пылали перед этими излюбленными иконами… Наконец раздался с колокольни продолжительный звон, возвещавший, что Бог благословляет приступить к совершению жертвы. Хозяева отвязывали своих быков и вели к северной стороне площадки, где назначено было место колотья. Каждый избирает себе наиболее удобный пункт, родственники помогают связать ноги бычку и повалить на землю. Давший обет, согласно обычаю, должен собственноручно совершить заклание. Орудием при этом служит узкий длинный нож, который имеется у каждого пермяка на поясе. В скором времени вся помянутая часть площадки была ареной кровопролития, около каждого пункта группировались как помощники, так и любопытные. На каждом поваленном быке сидело по несколько человек, противодействуя его усилиям вырваться. Жертвоприноситель, обнажив нож из ножен, с глубокомысленным взором обтирал его об полу армяка, и с видимым сознанием важности наступающей минуты вонзал нож в шею быка. <�…> Снявши кожу, начинался раздел жертвенного животного: голова посвящается Богу, филейная часть — попу, грудинка нищим, а прочее на православную братию. Шкура идет на приклад в часовню, или же тут же продаётся и вырученные деньги вскоре пропиваются участниками. Часовенные сторожа принимают головы, продевают пальцы в прорезанные уши и волокут их в амбарушку при часовне, где складывается он пирамидою.
Когда всё мясо сварено, тогда по колокольному звону приступают к еде. В настоящем году было заколото и сварено 22 быка. На другой день после молебствия на воде происходило окропление стоящих в воде пермяков и скота.

Обычно Быкобой и окропление с молением в воде происходило в один день, 18 августа.

В 1914 году этот обряд был запрещён властями, и лишь в 1993 году стараниями Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорным ансамблем «Мича асыв» (Ясное утро) возрождён вновь. В 2009 году в связи с 430-летием села Большая Коча обряд Быкобой проводится 30 августа.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Быкобой_(Большая_Коча)

"В 1999 году, основываясь, главным образом, на описании М. Малахова, была предпринята попытка возродить обряд в традиционной форме. Пригласили даже священника из районного центра для освящения жертвенного быка. Правда, церковное начальство «выслало его в наказание» за участие в обряде, как говорят большекочинцы, служить в каком-то удаленном селе Сибири (Архив полевых исследований и материалов УНЦСА РГГУ, 2009).

В 2000 году Быкобой провели снова, и это было запечатлено известным режиссером-документалистом Анатолием Балуевым. Его фильм «Быкобой» не просто обошел всю страну, но и завоевал уже 8 престижных премий на различных кинофестивалях, а сам автор в 2002 г. был награжден Государственной премией Российской Федерации. Служителей церкви на празднике уже не было. Жертвенного быка «освящал» один из самых уважаемых и знающих традиции жителей Большой Кочи – В.И. Гагарин. В последующие же годы сельчане не могли найти финансирования на проведение обряда.

А в 2009 в Большой Коче праздновали 430-летие образования села. И благодаря учреждению фольклорного фестиваля в районе большекочинцы снова смогли провести Быкобой. Но если реконструировать традиционную форму празднования Пролавра возможно, то восстановить его содержание оказалось задачей гораздо более трудной и, как нам представляется, невыполнимой в настоящее время. "

https://anthropology-ru.livejournal.com/498145.html


Варианты реакции:
1. Пробовать воцерковить. Епископ благословляет резчика быка и громогласит какую нибудь молитву.

2. Не замечать и не ссориться с населением и властями.

3. Тихо настучать в ФСБ об экстремистах

4. Громко обличить языческие мерзости и призвать
а. Православных не принимать в них участия,
б. Властям их не поддерживать,
в. Властям принять меры к недопущению.

Судя по молчанию в предыдущие годы, избран вариант 2.
Его сложность в том, что это уже не чисто языческий ритуал. Вот режут мусульмане баранов - это их дело и церкви ее касается. Но тут в этом участвуют люди, уже считающие себя православными. И дать оценку поведению своей паствы епископ вроде как обязан. Местный епископ зависим от местных нравов? Что ж, пусть возьмет слово свободный Великий Господин и Отец, печальник всей земли русской...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чем так раздражает "победа" Алексиевич? Здесь, думаю, подойдет следующая аналогия. Членами римского сената, как известно, долгое время были самые разные люди: плохие, хорошие, веселые, мрачные, талантливые, недееспособные и т.п. Но при всех своих самых разнообразных качествах и свойствах ...
У нас сейчас в центре внимания протесты "последнего поколения". Недавно активисты провели очередную громкую акцию: на несколько часов заблокировали работу главного аэропорта Берлина. Клима-активистов породила немецкая пресса, которая годами раздувала панику и религиозную манию по вопросу ...
Начну неполиткорректно: Природа обделила Герарда де Лересса красотой и крепким здоровьем, но эти недостатки были с лихвой компенсированы умом и талантом, так что жизнь художник прожил не самую худшую. У него был врождённый сифилис и это отразилось на чертах лица, роста он, судя по ...
- Большой вызов, - сказала Меркель. - На мой взгляд, ЕС столкнулся с самым серьезным испытанием с момента своего основания. https://tass.ru/obschestvo/8174151 Но тут важно, не что Меркель видит, а какие выводы делает, какие цели ставит. В Италии, например, некоторые обиделись на ...
Часть I, исторически-терминологическия:  https://rostislavddd.livejournal.com/499832.html В первой части мы рассмотрели устоявшуюсяв большом мире терминологию (значение термина легкая пехота в том числе) и немного разобрались в причинах, почему лучшие умы  ВС CCCH/РФ ...