Тупиковая ветвь эволюции
kloch4 — 12.08.2018Создание узкоспециализированной боевой техники (фактически под одну задачу) иногда приводит к странным результатам. Вот и появление модификации ударного вертолёта Ми-24К, предназначенного «для визуального наблюдения за полем боя, расположением войск противника, корректирования ракетной и артиллерийской стрельбы, а также перспективного фотографирования местности», и создало в вертолётной авиации Советской Армии такой прецедент.
Конечно, он мог использоваться как ударный, применяя блоки неуправляемых ракет, встроенный 12,7 мм скорострельный пулемёт и подвесные пушечные гондолы. Но, управляемое ракетное вооружение ему, увы, было уже недоступно.
На мой взгляд, было бы оптимальным размещение специальной аппаратуры в подвесных контейнерах и в качестве сменного модуля в пассажирском отсеке обычных Ми-24Д/В/П.
Те же, кому нужна была информация от Ми-24К, отношения к вертолётам не имели, а эти машины оказались приписаны к полкам и эскадрильям армейской авиации. Где стали фактически обузой – боевую подготовку строевых экипажей на них можно было выполнять в очень ограниченном объёме. Задействованы они в мирное время были не сильно, что порождало разрыв в часах налёта по сравнению с ударными бортами. Это хорошо видно по табличке, что приводил по ремфонду казахстанских Ми-24, которые прибыли из ГСВГ:
Так или иначе, со времени окончания холодной войны и распада СССР вертолёты Ми-24К остались совершенно не у дел – ныне их задачи выполняются с привлечением совсем других средств. А машины, мало выработавшие ресурсные показатели, у новых хозяев фактически «зависли». Благо, что их наклепали не очень много (пишут про 92 единицы), попробую пролить свет на их судьбу.
1. Начну, пожалуй, с ненавистной всему прогрессивному человечеству укропии.
По последним данным от Советского Союза ей досталось значительное число Ми-24 – 307 единиц. По моим подсчётам среди них было не менее 29 штук Ми-24К. На фото сразу три таких машины на аэродроме Чернобаевка в Херсонской области:
Официально продано было всего 4 единицы, остальные просто сгнили по задворкам аэродромов.
2. В Казахстан из бывшей ГДР пригнали 7 единиц Ми-24К. Фото оттуда пока единственное:
Есть большие подозрения, что этот вертолёт, находящийся в частных руках на североамериканском аэродроме El Mirage Field Adelanto имеет казахстанское происхождение:
Об этом говорит старый номер «52», написанный на носу:
3. Белоруссии тоже досталось некоторое количество корректировщиков (пишут про 9 единиц). В настоящее время два из них находятся в боевом составе:
Ещё несколько машин зависло на Оршанском авиаремонтном заводе, который сейчас проходит санацию после хозяйничанья там укропского жлоба Богуслаева:
4. Республика Армения постепенно стала обладательницей нескольких таких изделий, все в боевом составе:
Тут нужно признать, что это как следствие бедности лишённой ресурсов и промышленности страны. Невостребованные вертолёты скупались за бесценок и пополняли стоянки аэродрома Эребуни:
В армии Арцаха его тоже засветили:
Происхождение их в тумане, однако, в наличии минимум 7 единиц. От СССР им достался всего один такой вертолёт.
5. Подозрительный
Есть обоснованные сомнения, что разбившийся в самом начале 2017 года в Демократической Республике Конго в предыдущей жизни был Ми-24К:
6. Российская федерация.
На её долю должно было остаться (92 – 29 – 9 – 7 – 1) примерно 46 единиц Ми-24К. Однако ни одной машины в боевом составе в настоящее время нет – невостребованность и время оказались беспощадными. Злую шутку с ним сыграла (как и с радиохимическим разведчиком Ми-24Р), техническая нецелесообразность модернизации.
В отличие от боевых модификаций, коих очень много попало в экспозиции и музей, Ми-24К в этой ипостаси выступил слабо – всего два экземпляра.
На первом фото статьи этот экземпляр, установленный в 2015 году мордовском городе Ардатове (с вооружением у него всё в порядке, даже тубусы ПТУР «Штурм-В» повесили):
Второй хранится в Барнауле:
Есть, правда, ещё отпиленная кабина в частном авиационном музее в Перми:
Летающих машин две и обе принадлежат московскому вертолётному заводу:
Второй был серьёзно переделан в скоростного рекордсмена:
Один борт имелся на стоянке кировского авиационно-технического училища:
После его расформирования инициативная группа авиаторов пыталась организовать установку памятника Ми-24, но всё как об стенку горох. Власть новорусских нуворишей и слышать об этом не хотела – слишком была занята дележом собственности и земель училища. Сообщалось, что авиатехника оттуда была утилизирована.
Все остальные машины сфотографированы во всевозможных отстойниках как уже фактически списанные.
344-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в городе Торжок Тверской области:
810-й читинский авиаремонтный завод, 2012 год:
Аэродром Прибылово в Ленинградской области:
Фотографии разных лет с аэродрома Пушкин, что тоже в Ленинградской области:
Место не указано, но сразу пять Ми-24К, подписано как «6 марта 2012»:
Отстойник при 419-м авиаремонтном заводе в посёлке Горелово Ленинградской области. Этот борт в советском камуфляже «трилистник» с двух ракурсов:
Ещё один вертолёт в патриотической раскраске:
Из ГДР на аэродром в Вязьме вернулось несколько Ми-24К:
Одного из них перекрестили:
А это они уже в Горелово:
В марте 2017 года одна из машин была ещё там:
Неожиданно, но в 2014 году один борт проходил капитальный ремонт на новосибирском авиаремонтном заводе:
|
</> |