Тройной тупик
ivanov_petrov — 19.03.2016 Идеалов общественного устройства не так много. В основном люди думают весьма смутно, и то, что им видится как идеал, не похожий на другие, является лишь вариантом весьма известной идеи. Спутанное и смутное мышление не вывести к какому-то решению, его можно, пожалуй, лишь поставить в тупик, в надежде, что, ощупав носом это затруднение, человек озаботился поиском выхода - созданием хотя бы в своих мыслях некоторого общего идеала социального устройства.На смену пользующегося массовым признанием марксистского идеала пришел другой, который можно обозначить как идеал гражданского общества. Этот идеал разрабатывал и защищал Эрнест Геллнер, в частности, в книге "Условия свободы". Там есть очень характерное место.
Можно видеть, что Геллнер почти вплотную подошел к формулировке: он перечислил три общественных идеала - основанный на доминировании культурного начала в обществе, на доминировании правового (государственного) начала и доминировании экономического начала. Просто два первых идеала он берет с отрицательной стороны, а третий, более ему симпатичный - с положительной. Соответственно, в результате работы своих симпатий, он видит нарушения свободы, которые возникают в первых двух доминированиях, и не собирается замечать нарушения свободы в случае третьего идеала. Хотя ясно видно, что эти разные идеалы ограничивают свободы разным образом, и потому любой из идеалов может, указывая на другие, похвастаться той свободой, которую он дает, и промолчать о той свободе, которую он отбирает.
Если интересует человеческая свобода, то, видимо, надо думать честнее и хотя бы отдать отчет, что с тремя нынешними идеалами общественного устройства мысль находится в тупике - надо бы из него выйти.
|
</> |