Трибунал и иные правовые последствия расследования с боингом
2015 — 28.09.2016Озвученные первые итоги международного расследования катастрофы малазийского боинга, кроме непосредственного политического значения в виде формирования статуса для России как страны агрессора имеют еще и далеко идущие правовые последствия.
Во первых, это разумеется вопрос возмещения ущерба. Поскольку сразу же было установлена в качестве причины именно как от вооруженных действий, то соответственно здесь не применимы международно-частно правовые нормы об авиакатастрофе, где претензии предъявляются к авиакомпании, по законом той страны, к которой самолет был приписан, и частью территории которой он формально и является.
Вопрос сразу же переводится в разряд международного права военных действий, которое по своей сути не является частным, поскольку подразумевает обязательное участие в качестве стороны государства. При этом в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. даже в случае не объявления войны как таковой в соответствии с Гаагской конвенции 1907 года, регулирующей правила ведения войны, под соответствующие международные нормы подпадают и случаи применения агрессии без объявления войны.
К которым относятся в частности- «бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства;», что напрямую относится к этому случаю.
Здесь встает вопрос о подсудности такой категории дел. Поскольку Россия не согласна с решениями международной комиссии расследования, что не лишает ее решения юридической силы, то говорить серьезно о рассмотрении таких исков национальными государственными судами РФ нельзя. Решения же внутренних судов Малайзии не смогут иметь ни какой юридической силы, ни в России, ни на международном уровне. Встает вопрос о международных судебных органах. И таковым, поскольку компетенция ЕСПЧ не касается Малайзии, остается только международный суд ООН. И туда Малайзия теоритически может обратиться, но проблема в том, что Россия до сих пор не сделала заявления, которым бы признавала юрисдикцию этого суда для себя обязательной.
Получается двусмысленная картина с одной стороны имеется международно правовое признание России, как виновницы в гибели боинга и даже возможно получения решения международного суда о возмещении ущерба, но Россия будет отказываться признавать это решение, становясь тем самым в оппозицию практически ко всему миру.
Дальше- больше. Агрессия на территории иного государства без объявлении войны- это несомненно военное преступление, преследуемое на международном уровне. Родственники жертв безусловно потребуют сейчас же наказать виновных. И хотя Россия не ратифицировала до сих пор соглашение о Международном уголовном суде в Гааге, но это все же не освобождает ООН от обязательств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении международных военных преступлений. К тому же теоритически могут быть созданы специальные трибуналы для рассмотрения конкретных дел. Как после Второй мировой, только в ином масштабе.
Это еще не все. Тут ведь недавно как нам всем стало известно, что гуманитарный конвой в Сирии разбомбили, так вот по данному факту тоже возможно международное расследование, результаты которого могут ввести Россию в разряд стран рецидивистов опасной для окружающих.
В общем говоря, картина получается не то что бы не важная, а совсем швах. Россия своими необдуманными военными действиями, проводимыми как слон в посудной лавке, показывает, что попросту не умеет воевать и, использовать свое же вооружение, которое так расхваливает, так она еще вводит себя в разряд государств изгоев, маргинализируясь до крайней степени.
А вы как думаете, имеет ли правовое значение решение международной комиссии расследования?
|
</> |