То ли карма такая, то ли попросту закономерный ход вещей,
zloy_odessit — 26.01.2016
То ли карма такая, то ли попросту закономерный ход
вещей, но каждый раз, когда российские генералы хвастаются
какими-то достижениями, суровая реальность их тут же бьет по носу.
Примеров множество, а передовиком по «ударам в спину» от судьбы
остается Дмитрий Рогозин.
Вот, казалось бы, буквально в прошлую субботу
главнокомандующий Воздушно-космическими силами России
генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил о том, что гордость
российского авиастроения ПАК ФА Т-50 в скором времени пойдет в
серию, как в Красноярском крае уже в понедельник потерпел крушение
МиГ-31. Можно было бы неделю ликовать, распуская лучи пропаганды,
но вот под скрежет алюминия не сильно теперь и
разойдешься.
В принципе для российской пропаганды сейчас иной темы
для поднятия национальной гордости, кроме как достижения ВПК – нет.
И это обусловлено во многом тем, что в нынешних условиях особо и
нечем гордиться. Экономика в предынфарктном состоянии, наука и
техника неспешно скатывается в бездну средневековья под молебен
патриарха Кирилла, культура застряла между документальными фильмами
о Путине и научными трудами о том, как хитрый рубль доллар победил.
А потому акценты на достижениях ВПК ставятся не из-за того, что там
действительно происходят феноменальные и передовые преобразования,
а из-за безальтернативности.
Но, вернемся к нашим баранам, а точнее - к ПАК ФА
Т-50.
Итак, если верить словам
Бондарева, то гордость российского военного авиапрома готовится в
серию, и истребитель пятого поколения под №11 уже скоро увидит
свет. А вариант дальней авиации ПАК ДА могут поднять в небо уже в
2021 году…
Честно говоря, все эти
пропагандистские дифирамбы Т-50 не стоят и выеденного яйца. Причем
это понятно даже не с позиции экспертного анализа, на который я ни
в коем случае не претендую, а более подробных заметок в открытом
доступе более чем достаточно. Даже с позиции доступных для
обывателей данных становится понятно, что гордость ВКС РФ на самом
деле - весьма проблемный самолет.
Время потеряно. Для начала
стоит отметить, что разработки многоцелевого истребителя пятого
поколения в СССР начались одновременно с США, в начале 80-х, но в
то время, как первый полет YF-22 (прототип будущего F-22 Raptor)
состоялся уже в 1990-м, разработки у наследницы советской империи
оказались на довольно посредственном уровне. В итоге, на
сегодняшний день Россия так и не имеет на вооружении вожделенных
Т-50, в то время как в ВВС США полным ходом эксплуатируются 195
единиц F-22 Raptor и 174 F-35 Lightning II. Иными словами –
первенство в небе пятого поколения уже проиграно.
Сроки и количество. Еще год
назад ВКС РФ намеревались до 2020 года поставить в строй 52 ПАК ФА,
но после того как Индия отказалась от совместной разработки
«истребителя будущего» в пользу закупки французских истребителей
Rafale по тендеру MMRCA, эта цифра значительно поредела. Так, на
данный момент озвучивается более реалистичное количество в 12
самолетов. Негусто…
Экспорт и конкуренция. Все
прекрасно понимают, что без экспорта не может быть и полноценного
производства. Но, опять же, из-за потерянного времени основным
монополистом истребителей пятого поколения сейчас являются США. Но
даже и они не окажут главную конкуренцию РФ.
На сегодняшний день,
параллельно с российским истребителем, аналогичная машина
разработана китайцами - модели J-31 и J-20, и японцами Mitsubishi
ATD-X Shinshin. Причем китайский аналог Т-50 J-20 планируется
запустить в серию аналогично с российским, в 2017-м. Если учитывать
хваткость Поднебесной, то именно она составит России основную
конкуренцию на рынке… Но мы все о конкуренции да экспорте, а ведь
говорить об этом еще рано…
Кому продавать-то? Если свои
истребители США продают союзникам, то российские Т-50 отправятся в
страны, ищущие разумную альтернативу американской монополии. В
частности, вполне возможно, что данные самолеты могли бы пойти в
Индию, но после скандала с СУ-30 МКИ, страдающим хронической
неисправностью – это вряд ли.
К тому же не следует
забывать, что перед поставками подобных машин необходимо проводить
подготовку пилотов. С учетом всех моментов, Россия сможет
поставлять ПАК ФА странам-партнерам не ранее, чем через лет 15
после старта серийного выпуска, а это не раньше 2030 года как
минимум, с учетом исключительно благоприятной экономико-социальной
атмосферы в стране!
Техническая отсталость. Если
взять в расчет эту самую благоприятную экономико-социальную
атмосферу и предположить, что России таки удастся выйти со своим
ПАК ФА на мировой рынок, то для нее все равно будет потеряно время,
ведь в США уже приступают к разработке истребителя шестого
поколения. При этом, часть технологий которая будет использована в
будущей модели, так или иначе, будет опробована в имеющихся
«пятерках». То есть, ежегодная модернизация и улучшение. Сможет ли
это предложить Т-50? Нет.
Надежность. ПАК ФА -
проблемный истребитель. То он чуть было не взорвался во время
выступления на МАКС-2011, то он загорелся на аэродроме в
подмосковном Жуковском. Всего 10 машин, а ЧП на них случаются от
раза к разу. Да, это прототипы, но практически каждый из них горел,
создавал аварийные ситуации и подвергался ремонту. При этом
происходили эти инциденты не так давно, чтобы говорить о полном
решении проблем и запуске серийного производства.
По сути, ПАК ФА пиарится так
же интенсивно, как и пресловутая платформа Армата, практически все
изделия на базе которой страдают целым набором хронических
заболеваний. То заглохнет посреди репетиции, то самовозгоранием
удивит любителей селфи. Что в авиации, что в сухопутных войсках –
грабли одни и те же, прямо однояйцевые близнецы. До ума не довели,
а уже хвастаются на весь мир. Как говорится, кто
поспешит…
Читайте и смотрите так же в: