Титанически-ноевковчеговое
rl2 — 10.04.2012 Уважаемый френд gavrioutchenkov разместил ссылку на статью Марьяна Беленького "Ноев ковчег построил любитель". Марьян - это слабоизвестный мне юморист из Израиля, который любит ставить в сообществе izdato посты на тему, какое говно все редакторы, кои не печатают сборники его гениальных шуток. Еще он меряется упоминанием ссылок в Яндексе на собственную персону, и затроллит он любого сомневающегося. Так вот, Марьян пишет, что для автора не надо никакого образования, Литературный институт непонятно зачем нужен, а все известные писатели профильно не образовывались (ну да, Пушкина в Литературном институте и верно представить сложно). Чем проще, тем талантливее, и тем больше шансов пробиться на Олимп, потому что тут самородки от сохи, а от профессионалов, дескать, сухую хрень можно ожидать + понты убогие.Полный вариант статьи тут:
http://vz.ru/opinions/2012/3/27/571291.html
В комментах у френда поднялась буча, где заочно затроллили самого Марьяна, ибо статья спорная, и пурги он там нанес неслабо. Начнем с того, что документально существование Ноева ковчега вообще не подтверждено, и ссылаться на него - уж совсем извините меня. Далее, утверждение, что Луи Армстронг вокалу не учился - натурально сенсация небывалая. Армстронг несколько лет учился музыке в оркестре исправительного интерната, куда попал в 13 лет, потом его взял в свою команду, и тренировал успешный тогда артист тромбона Ори, а вообще классифицированным музыкантом его сделала игра в бэнде профессионала джаза Мерейбла. Но это уж ладно. Прежде всего тут действительно интересен аспект - может ли непрофи писать книги? Ну, что ж...
"За". Я сам работаю не по профилю. В журналистике, кстати, много людей с гуманитарным образованием, кои не заканчивали журфак МГУ. Из чего следует, если у человека язык подвешен, и пишет он грамотно и талант у него имеется, то журналистское образование ему не сильно к чему. Это я не себя оправдываю, что не сижу щас в Госархиве, и не пишу исследования по Византийской империи за 20 тысяч рублей в месяц - а просто потому, что я много таких видал. Зато из МГУ щас приходит народ, пишущий "коммерческие" с одной "м", "ЕльцЫн", и многие другие перлы изящной словесности, за что хочется носить на руках преподавателей, и любить их вечно. Посему самородки есть везде. Тот же Пикуль закончил 8 классов, но он писал потрясающие книги - и Литинститут ему не понадобился. Такую вещь, как талант от природы, никакой Литинститут не заменит.
"Против". В последнее время книги стали писать ВСЕ, и как минимум половина - не имея никаких понятий о грамматике. Когда я показывал человеку на прорву ошибок в книге, он говорил - "А редактор и корректор на что? Они поправят". Неудивительно, что книгу так и не издавали. Таких людей безмерно раздражают фразы об их неграмотности - они таланты, а таланту много должны простить, даже если он искренне считает, что "еще" пишется как "исчо". У Марьяна-то, я думаю, с грамотностью все в порядке - его возмущает, что у него книги берут...а небось у тех, кто из Литинститута, типа с руками отрывают. Так вот - по моему мнению, автор книги пусть пишет как Бог на душу положит, лишь бы было интересно. Но вот русским языком он должен владеть в совершенстве, избегать повторов , знать редактуру. Мне повезло - я это знаю, потому что в журналистике 23 года работаю. А так бы пришлось учиться. И нет, я не против домохозяек в литературе - Агата Кристи тоже была домохозяйка, но детективы у нее и щас читаются на одном дыхании. Другое дело, что Агата Кристи - она одна, а пишущих домохозяек полчища. И каждая думает, что вот именно она и есть Агата Кристи.
Резюме: Самородки были, есть и будут в любой области. И человек, абсолютно не ознакомившись с правилами литературы, запросто может создать интересный роман "с нуля". Но надо помнить - это редкость. Таких существенно меньше, чем остальных. И ты можешь быть не из их числа. Но, к сожалению, многие как раз отталкиваются от принципа - "Я тоже так смогу, сейчас все равно всякую хрень печатают". О да. Умножать количество хрени - это значительно проще, чем освоить русский язык. "Титаник" был вполне хорошим кораблем. Просто ему не повезло наскочить на айсберг. Случай, который возносит одних, и топит других.
|
</> |