"Тысячи тонн словесной руды"

топ 100 блогов inesacipa23.02.2016
Имха

Кучка защитников не то Белянина, не то литературы как таковой набежала защищать их от меня, что Белянина, что литературу. Одновременность визитов наводит на мысль, что я опять загремела в какой-нибудь топ, чтоб у него серваки обвалились. А может быть, один и тот же полубот в десяти ипостасях ходил, трудяга, через прокси, людей изображал — целую толпу сетебыдла. Или, может, диарейные жители ощутили шило в том самом месте, в котором все они сегодня собрались. Оставила троих как выразителей праведного гнева ширнарбиомасс, остальных смыла в унитаз, пусть поплавают брассом.

Еще шизофреник пришел (обострением предвесенним, видать, накрыло). В начале простыни заявил: "хуйня это всё, писательских курсов миллион и все дерьмо", а в конце: "пусть Инесса те курсы пройдет и станет как Белянин, спасибо за внимание". Пожалуйста. Еще могу описание припадка вашего добавить, больной: паралогизм и шизофазия в каждом слове — из тех, которые имеют хоть толику смысла, а таких немного. Ну, если кто не принял свои таблы вовремя, я не виновата. Замечу, впрочем, что ебанько было единственным среди набежавших, кто хоть примерно сообразил, о чем сабж. Остальные строем шли защищать девичью честь Белянина, как будто я его вот-вот оприходую. Однако что характерно, Минакова не только не защищали, но и вообще не заметили, что он тоже причастен. А ведь мужик пишет на порядок лучше Белянина (это, очевидно, поняла только я).

Потом пошли песни про мою зависть к масслитовцам и бла-бла-бла. Эх, как бы я хотела, чтобы в жизни современного автора развлекательной литературы было чему завидовать! Лет семь как ушла из масслита, намереваясь если не попасть в мейнстрим, так хотя бы научиться писать не масслит — а все равно сочувствую писателям-середнякам, на которых, если разобраться, держится репутация отечественной литературы. Именно поэтому хочется крепкого, грамотного среднего уровня — и чтобы ни читатели, ни писатели не деградировали в то, во что они деградировали за 2010-е годы. Я уж не говорю о том, насколько они деградировали, если сравнить с совписами.

Я еще помню времена, когда напечатанное на бумаге было если не хорошо, то хотя бы читабельно. Редакторы были звери, а корректоры — профессионалы, все работало, как часы. Литература не шла таким валом, она была, словно горная речка рядом с цунами — не искупаешься, не говоря уж о том, чтобы смести с лица земли город-другой. Ну и проку от нее было, сами понимаете, как от горной речки, а не как от цунами.

Я видела, как попса советских времен жировала и жуировала — баре, просто баре. А сейчас быть фисателем-понтастом и писать серии по заказу издателя, увы, значит лабать по четыре книги в год и жить на копейки. Причем, как правило, в Задрищенске: в столице и в Европах живет десяток звезд, раскрученных в 90-е — и в эту когорту на новенького не берут, издатель больше не тратится на создание новых брендов. А для души что рядовому клерку от литературы остается? Разве что пошлить напропалую, под шумок обворовывая писателей вроде гениального Леонида Соловьева.

И узбагойтесь уже, белянинофилы! Ваш любимче просто-напросто попал под раздачу — уж очень громко визитка заявляла о презрении ее создателя к пишущему бабью. Это ж надо было так проколоться! Кабы на белянинском месте стояла морда другого графомана, неважно, кого, важно, что графомана, я бы сказала то же самое. И подытожила: данное существо научит вас не писать, а в издательство пролезать. И даже этому не научит, поскольку учить больше нечему. Кончилось сладкое время гонораров и перспектив. Проснуться знаменитым, написав романчик и послав его в редакцию, больше никто никогда не сможет. Вначале придется очень и очень побегать по поручениям "нужных людей" и вылизать начальство с ног до головы, стать буквой "зю", втереться в доверие...

Дорогие мои, надеющиеся на чудо, рукотворное, мануальное, опаментайтесь. Вы живете в эпоху кризисов, следующих один за другим. Книги — последний пункт в потребительском списке. Издатель борется за каждого бумагофила, правда, не слишком конструктивным способом. Устраивает, например, эдакие курсы, а тираж "победителей" пытается распродать болельщикам. На вас же и расчет: вот вы повоняете-повоняете в жуже, потом послушаете курсы, напишете кучку херни, никому, кроме вас самих, не интересной, впарите ее френдам... Птичка по зернышку клюет, а блондинки, неспособные без ошибок и предложения написать — по экземпляру.

Вы ведь думаете, что, издавшись бесплатно после курсов, конкурсов, проектов или еще какой пакости, вы станете обладателем собственной серии и неких перспектив? Поверьте человеку, у которого тридцать книг на бумаге вышло (без учета книггерских работ): ничего единичное издание не значит. И гонорара оно вам не принесет, и сердца оно вам не согреет, и связей с издателем вам не наладит. То, на что вы готовы потратить время и силы, надеясь на внимание со стороны высших сил в лице главредов, есть единичная акция отъема денег у населения. Ну не за бла-бла-бла писателей-редакторов платить придется, так за тираж изданных победителей. За магнитики и наклейки, итить.

Вот и получается, что вам дают советы по заведомо провальным стратегиям. Если вам хочется на них потратиться (многие вместо работы над своими проблемами предпочитают ходить на тренинги для тех, у кого имеются аналогичные проблемы, и ощущать себя частью чего-то большего) — вперед и с песней. Я вам испортила предвкушение чего-то большого и чистого? А на хрена читали? Вы всегда так: придете сами, незваными, а потом плачете, что дальше читать не будете, потому что многабукафф это ужасно, ужасно! Слова "геи", "вибраторы" и "отсасывать" прожгли вам череп и обидели ваши бедные глазки!

Как говорилось в старом анекдоте, "что ж ты с больными руками замуж выходила?" — проблемы у вас, а претензии ко мне.

Но особенно прекрасно стало, когда бландинго с двенадцатью ошибками в одном комменте прямым текстом выдало: без связи с сюжетиком цитировать аффтара нечестно! Переводится блондинковое пиканье на русский язык как "Только сюжетик может прикрыть дебилизм юмора и уродства стиля, поэтому без пересказа сюжета критиковать опус нельзя, а замеченные в тексте идиотизмы нищитаюцца".

И тут, как на грех, заговорили мы с Максом о сюжете. На коем, если послушать любителей попсы, держится вся красота не оцененного снобами кластера легких жанров.

Вот сколько ни слышу от этой публики: сюжет-сюжет-сюжет, сюсюсю, про Белянина ли, про Панкееву, про Тиамат, про Кузьмину, про Ща, про Зю (Щепетнов со Звездной, если кто не в курсе сокращений) — всегда недоумеваю: КАКОЙ, вашужмать, сюжет? Где попсоеды его вообще нарыли, сюжет-то? Шарятся некие людишки (иной раз и не поймешь по именам, о ком речь — все одинаково распрекрасные, отличаются лишь цветом своих шелковых волос, ниспадающих до пояса) по неким дребеням, лут собирают, сварятся, как базарные бабы, из-за надуманных сложностей, шутят так, что человека, далекого от обожания петросянства, с души воротит... А сюжет-то где?

Ну да, возможно, распуписьки дойдут из пункта А в пункт Б. И что? На этом месте аффтар их бросит, потому что в плане у него еще пять книжек с теми же волосатиками. Они попросту не могут ничего достичь, издателю оно не-рен-та-бель-но. И в каждой серии минимум по пять булек на стакан продолжений, причем не сказать, чтобы аффтар знал, зачем стока. К третьей книге аффтар вообще по нулям — и читатель, что забавней всего, тоже по нулям, плачется, что стало скучно и тягомотно. К четвертой создатель уже не знает, откуда высасывать новые приключения для персонажей. Причем и на приличных авторов, вроде Мартина, правило четвертого тома действует. Эдак можно запутаться в сюжетных линиях и даже начать убивать старых героев, вводя новых. Правда, последнее уже есть признак распоясавшегося автора, которому по барабану указания маркетологов на жизненно важную необходимость ХЭ и выживания полюбившихся персов.

А с приходом в литературу традиций фанфика и геймерства искать сюжет в порнушно-геймерском лытдыбре становится все сложнее. Оно и раньше было довольно проблемным занятием, но во времена, когда я писала рецензии для МОСКа, сюжет худо ли бедно отыскивался и мы его всем МОСКом рвали, как Тузик грелку вдумчиво обсуждали и анализировали. А нынче сюжет, видимо, издох на пару с обоснуем. Эти стороны произведения определенно связаны: не объяснишь, почему ГГ делает то и се, чудят персонажи от балды, без мотивации — и сюжет склеивает ласты. Внезапно все в книге становится фальшивым и скучным. Оттого и плачется читатель над четвертым томом: почему история еще не кончилась, а мне уже неинтересно, чем все завершится, где мое сопереживание герою?

Ну и какой тут сюжет, если автор у нас разучился давать даже промежуточные финалы, попросту сливая их и разрывая повествование где придется? Объем дал — и шабаш, можно считать, очередная книга закончена. Лишь бы акт о приемке рукописи подписали. И подпишут! Поверьте человеку, издавшему немало книг в те времена, когда книгоиздат еще вполне тянул на молочную реку с кисельными берегами, — уже тогда разговор шел в основном не о тексте, а об объеме. Платят-то за него. И верстают объем. И предварительную оценку стоимости выводят из объема. Словом, объем-объем-объем, мы будем делать хардкор, нет, мы будем делать покетбук...

Никто не позволит автору писать книгу на столько листов, на сколько ему хочется. У нас не только толщина книг в серии, но и размер глав, и даже длина названий должна быть одинакова. Так что красиво играть размерами глав, временами делая замануху в три абзаца для привлечения читательского внимания, могут позволить себе лишь авторы мейнстрима, но никак не масслита. В масслите всё чОтко: как изначально задано, так и пиши. И не выбивайся из формата — серии, редакции, издательства.

Издателю, в свою очередь, пофигу, на сколько хватит воображения и вдохновения автора, поэтому он не намекает, а попросту приказывает писать очередное продолжение или доводить книгу, вполне законченную, до того количества алок, какое ему, издателю, втемяшилось. Да он и не скрывает, что собирается выдавить из читателя еще, и еще, и еще четыре сольди, а книга — пресс, который не должен быть ни слишком сложным, ни слишком изысканным.

Но однажды у читателя кончаются сольди и терпеж, он больше не хочет воды, в которую превратилось повествование — и дядя издатель поступает с малюткой аффтаром, как с Поповой, чью законченную книгу, седьмую, что ли, просто не стали издавать. И несмотря на мое, прямо скажем, негативное отношение к данному автору, соглашусь с Максом: с писательницей поступили жестоко, гадко и бесчестно. Да и читателям ее как в лицо плюнули.

Обращению с этой скользкой тварью, издателем, Белянин и будет учить молодняк. Невзирая на то, что и сам не знает, не выкинут ли его на панель прямо завтра. Нынче этого не знает никто. Кончатся у издателя деньги на серию — и вместе с нею пошлют лесом ее автора. Надоел ты, скажут, со своими инквизиторами и гусарами, андроидами и казаками. Иди с богом, дружок. И пойдет, утешая себя, что хоть какое-то время был популярен.

Зная все эти красоты масслита не понаслышке, я могу только рассказывать о них беспристрастно, как не прикормленный, свободный человек. Поверьте, кабы я пела сладкие песни про заливные луга книгоиздата, на которых пасутся матерые попсоделы и юные таланты, джунгли бы в луга не превратились. Поэтому можно сколь угодно старательно обличать мой слог, мат, завистливую натуру и тяжелый недоеб, однако положение дел таково, каково оно есть, и более никаково. Только ни редакторы, ни масслитовцы о нем говорить не будут, побоятся попасть в черный список. А мне чего бояться, я уже там. Напугали бунтаря гневными блондинками.

Расстроенным и напуганным МТА могу посоветовать одно: стройте независимую систему контактов с публикой. За нею будущее, не за обваливающимся книгоиздатом. Сейчас и авторам развлекательной литературы придется жить, как живут мейнстримовцы ("элитарии", как называют их издательские шестерки): своим умом и вкусом, не издательскими проектами. Проекты гробят и писательский дар, и читательское отношение к книге, и самоощущение людей искусства, и вообще все, на чем стоит литература. Это и есть данность наших дней.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Женщины больше никому не нужны! Осеменить как можно больше женщин - вот единственная мужская программа по отношению к женщине! – утверждает Дмитрий Селезнев, участник "антибабского" мужского движения. По крайней мере, такие выводы он делает в своей статье , которую так и называет – «Главн ...
Вчера у клиентки дома увидела вереницу арбузов на дорожке. - О, откуда арбузы? - Из местной группы. Из села привезли недорого. Она мне дала один на пробу и номер телефона продавца. Я разрезала кавунчик, он лопнул от ножа и оказался очень сладкий. И вот, мне домой привезут сегодня много ...
фразой: "если бы была надежда на нормальное следствие - можно было бы ждать и молчать. А так скажу свою версию - это Вася Якименко заказчик" за страдания с меня и Газеты Ру хотят получить лимон. Заседание будет ровно через 7 месяцев после ...
...
Украинская артиллерия 30 минут била по пивзаводу "Сармат", пока не нащупала магистраль с аммиаком Затем очевидцы увидели зарево и почувствовал незабываемый запах нашатырного ...