рейтинг блогов

Тихоокеанская транспортная задача как колыбель логистики

топ 100 блогов periskop06.11.2014 Во вчерашнем посте про битву у о. Лейте неожиданно для меня выявилось то, что комментаторы в массе своей не понимают разницу между логистикой (научным подходом к организации снабжения) и собственно снабжением. Скромное дополнение к тексту о том, что "логистика как наука родилась на Тихом океане в 40-е у американцев", вызвало массовый разрыв шаблонов и море яростных опровержений. Приводили в качестве аргумента даже... Семилетнюю войну. Я ваще был в шоке - что, не нашлось ни одного коллеги, кто в институте решал классические транспортные задачи на матпрограммировании? Нам в советском институте три семестра подряд трахали мозг этой дисциплиной, и забыть её уже не получится, даже при желании. Ах да, сейчас же сплошь одни универы, я и забыл - институты уже неактуальны :) Так что получилось, что у меня комментировали одни технари (поменьше) и гуманитарии (тех побольше), но ни одного экономиста, который осознаёт это отличие.

Кроме того, озадачил в комментариях и какой-то примитивный антиамериканизм. Ребята, знаете - можно, конечно, не любить Северо-Американские Соединённые Штаты - я, скажем, тоже отнюдь не являюсь их поклонником. Но нельзя на основании своих фобий отрицать факты. Картину мира надо оценивать адекватно, и сухая констатация происхождения логистики вовсе не является поклёпом на "священный подвигнарода" (тм). Американские адмиралы на Тихоокеанском ТВД действительно столкнулись с крайне нестандартной ситуацией, которая ранее не возникала перед военными игроками в Мировом Океане и в итоге за 3 года сумели разрешить её планомерно, грамотно и самое главное - системно, будем уж честны перед собой. И именно оттуда, из того уникального опыта, и выросло в начале 50-х понятие "контейнера" как стандартизованной и унифицированной транспортной единицы снабжения и вообще, понятие пакетных перевозок и всеобщей унификации единицы разнородного груза. Можете смеяться, можете плакать, но до Тихоокеанской кампании 2МВ люди нашей планеты контейнеров не знали и до этого не додумались. Даже гениальные систематизаторы немцы.

Поскольку имеет место непонимание, то я решил вынести из комментов мой ответ Тихоокеанская транспортная задача как колыбель логистики legatus_minor с пояснением различия между логистикой и снабжением, и пояснить происхождение термина - почему оно выросло именно из Тихоокеанской войны, и именно с американской стороны. Для наглядности соорудил карты, на основе карт из советского Атласа Офицера. Итак, немного о "Тихоокеанской транспортной задаче", назовём её для удобства так...
Тихоокеанская транспортная задача как колыбель логистики


Не надо путать логистические задачи с задачами снабжения войск. Между ними есть тонкая, но ощущаемая разница. Из чего вообще возникла современная логистика и почему она отличается от снабжения, и военного снабжения в частности? Она выросла из вычленения и формализации имеющихся ограничений и подходу к снабжению как к математике - к транспортной задаче.

Так вот, только на Тихом океане к 1943 у американцев возникло уникальное стечение нескольких задач:
а) не только временный дефицит ресурсов (как и всегда на войне),
б) не только дефицит транспортных средств доставки (вызванный мобилизацией сил и/или одновременным противодействием противника на коммуникациях),
в) но ещё и ничтожно малые географически возможные варианты площадей (точек) размещения складов - промежуточных и основных, на атоллах и островах,
г) кроме того, гигантские расстояния плеча доставки - до 14.000 км,
д) а самое главное - практически полное отсутствие ресурсов на месте в точке снабжения,
е) при огромной номенклатуре и разнокалиберности потребных материалов,
ж) и большом размере снабжаемых военно-морских соединений и экспедиционных сил.

Чем ситуация для тихоокеанского адмирала принципиально отличалась от ситуации атлантического адмирала US Navy?

Как пример. В Англию шли конвои с материалами. Там было до 1944 сильное противодействие ПЛ немцев, и до 1943 был острый недостаток судов снабжения. То есть, серьёзные ограничения были. Однако перед американским адмиралом на Атлантике в принципе не стояла задача снабжения группировки абсолютно всем: на месте, в Британии, можно было взять - например - все виды гвоздей, цемент, дерево, часть номенклатуры взрывчатых веществ, часть номенклатуры металлов и даже бронесплавов, и так далее. У атлантического адмирала не стоял вопрос расчёта и дефицита складских мощностей - сколько надо, столько и дадут складов (пирсов, погрузочных мощностей) на месте. Инфраструктура развита. Во время наступления склады затем можно разместить в тылу, в удобном месте без особых ограничений, с тысячами возможных вариантов. Кроме того, плечо доставки - через Ньюфаундленд и Исландию - 2000 + (3000)-3500 км. Вполне подъёмно.

А вот у тихоокеанского адмирала этот вопрос стоял, и стоял остро. На атоллах не было ничего, и площади были жёстко ограничены. Если не снабдил заранее - не будет ничего, и ты ничего не перехватишь на недельку у английского коллеги, даже по мелочи. Давайте посмотрим на карту Тихого океана, где можно разместить промежуточные склады - между Гавайями, Иводзимой, Формозой и Австралией? Там будет не более 20-30 возможных точек, на гигантскую площадь в 20-25 млн.кв.км. И нет почти никаких наличных ресурсов. Завозить надо всё. Номенклатура - огромная. Попробуйте-ка одновременно снабжать 1) экспедиционные силы Макартура 2) гигантские соединения Хэлси, и всё это на расстоянии плеча в 11-15 тыс.км. А сколько надо ресурсов в сутки, скажем, соединениям Хэлси с его 250 корабельными единицами и огромной номенклатурой вооружений, видов топлива, масел, провианта, воды, одежды, металла и так далее, если оно крейсирует в море Сибуян у Филиппин, и снабжение идёт через 3-4 перевалочных точки в океане? Среднее расстояние прохождения груза при этом больше, чем от Лондона до Южно-Сахалинска через Ла-Манш, европейские дороги, Транссиб и Татарский пролив. Прикиньте путь груза от индустрии Чикаго, через Сан-Диего, распредпункт на Гавайях, затем через пару атоллов, затерянных в океане и до флота у Филиппин.

Отсюда и пошла попытка постановки транспортной задачи в том виде, как мы ей сейчас знаем. Математикой. Потребная номенклатура ресурсов, оборот судна снабжения, расчёт величины склада в промежуточной точке, подсчёт расстояния, и т.п. Классические квартирмейстеры и снабженцы-тыловики просто не могли адекватно справиться с такой сложностью задачи, и американцы пошли по новому пути. Отсюда же и там же родилась и концепция "контейнера": однородной пакетной единицы груза, унифицированной для массовой перевозки, со стандартизованными же средствами крепления и оснастки. И это всё было придумано не от хорошей жизни, а от острой потребности решения задачи крупномасштабной дальней доставки.

2. Вот карта Тихоокеанского ТВД из атласа советского офицера. Я для удобства наложил на неё в примерно равном масштабе Атлантический ТВД с маршрутом конвоев снабжения европейской группировки. Кроме того, синий прямоугольник шкалы равен 3000 км. Так вот, положите такие синие фигурки по маршрутам тихоокеанского снабжения. И осознайте масштаб задачи.
Тихоокеанская транспортная задача как колыбель логистики

3. А это та же карта, но с основными портами открузки (синим), центром распределения и сортировки (зелёным) и пунктами промежуточного складского снабжения (красным). Пункты не все - где помнил, там поставил, кроме того, не точно помню про Каледению, успели ли американцы нагнуть французов под размещение складов. При этом помните, что к синим точкам из глубины континента груз ещё надо было подвезти, скажем от Детройта до Сан-Диего (4300 км), а от красной точки - доставить к крейсирующему соединению или высадившейся группировке морпехов, это ещё 400 - 1200 км. И считайте суммарный путь. Вот вам и транспортная задача. Понятно, что ни одна команда квартирмейстеров, даже самых крутых, с такой сложностью справиться традиционным путём уже не могла. Пришлось привлекать математику.
Тихоокеанская транспортная задача как колыбель логистики

4. Ну и на десерт - сравнение масштабов Атлантического ТВД (1), всего сухопутного ТВД в Европе - от Челябинска до Дублина и от Тронхейма до Каира (2) с Тихоокеанским ТВД. Разница в масштабе, опять же, налицо - даже несмотря на искажения от проекции карты.
Тихоокеанская транспортная задача как колыбель логистики

Вот отсюда-то и выросла логистика как наука. Вызов был принят, и был решён.

PS. Такое же массовое непонимание сложности и специфичности задачи имеет место при рассмотрении Русско-Японской войны 1904-1905. Там тоже - фанаты с историками массово играются в кораблеги, вплоть до мельчайших нюансов и деталей, но им совершенно неинтересно рассмотрение задачи повседневного ж/д снабжения на расстоянии от Москвы и Харькова до Мукдена с Владивостоком, вопросы повышения пропускной способности совершенно хилого на 1904 г. Транссиба и расшивка узких мест, вопросы снабжения морских группировок императорского флота.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спустя почти два года разобрал фотографии Псково-Печерского монастыря, одного из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми "Богом зданными" (то есть ...
Раздел сайта "Православие и мир", посвященный демографии - это непрерывная попытка влезть в рай за чужой счет. В основном - за счет женщин. ...
Есть кто? Девочке? А чем живет щас девочка 25-35 лет? Ну, новые там веяния, мода, то да сё? Такая... мидыл класс. Ну там фотик у неё зеркалка, она ею еду красиво фотографирует, пилатесом занимается, йогой, что еще? Еду красиво учится готовить, в Италию на ...
Илья Новиков перестал сниматься в телепрограмме «Что? Где? Когда?» из-за работы над делом Надежды Савченко. Генеральный продюсер «Что? Где? Когда?» Борис Крюк заявил в интервью «Московскому комсомольцу», что работу над делом Савченко нельзя совмещать с выступлениями в Клубе ...
Оказывается, что она уродливо она узнала совершенно случайно! Хотя вокруг кипели моря говн, но она была слишком занята своим внутренним миром, чтобы обращать на это внимание. Но узнав, она причесалась, напялила очередное дочкино платье, приталенное как у девочек старших групп детского ...