The Beatles One
zis-man — 24.09.2014Я ведь обещал написать про Битлз? Обещал.
Да мне и самому интересно. Да ещё и очень хотелось показать то, что мне не удалось в программе.
Битлз - эпоха. Я помню это совершенно шоковое впечатление от того первого раза, когда я услышал "All My Loving" с сорокапятки (слово сингл я ещё не знал) на "Ригонде". Эта музыка радикально и принципиально отличалась от всего, что я слышал раньше. Классика не в счёт. А то, что было с другой стороны - великие композиторы и исполнители - Соловьёв-Седой, Мурадели, Серафим Туликов и Борис Мокроусов, Шульженко, Кристалинская, Кобзон и Магомаев... Я не знаю, как это сформулировать. Выдающиеся, талантливые мастера. Но в целом, в советской эстраде было что-то от старой девы. Пардон, конечно.
И я помню потом, как записывал на бобину на "Комете-201" уже десятую перезапись очередного альбома битлов, впаяв в штекер конденсатор, чтобы срезать бубнящие низкие частоты, коллекционировал всё подряд, боясь, что что-то из их музыки не сохранится, а у меня будет. Я сохраню.
А потом я видел выхваченное камерой лицо мужика со слезами на глазах во время концерта Маккартни на Красной площади в 2003 году. Он тоже когда-то думал, что это абсолютно невозможно.
У многих так, я думаю.
Так что садитесь поудобнее.
Идея следующая - взгляд на "The Beatles" глазами академического музыканта и, поскольку основной темой передачи "Let It Be!" Эркина Тузмухамедова на "Радио Культура" было участие академических музыкантов в записях "Битлз", речь пойдёт главным образом о них.
Я буду выкладывать небольшими порциями, зато с музыкой и картинками.
Итак...
"Это, блин, будет посильнее "Фауста" Гёте".
Это не я сказал. Но мысль вполне крылатая. С тех пор каждый, прочитав "Фауста", берёт "Девушку и смерть" Горького и сравнивает.
Или наоборот, сразу по прочтении Горького хватает Гёте и сравнивает, но уже в обратном направлении.
В обоих случаях Вождь оказался прав.
Так и остался Гёте без Сталинской премии.
Впрочем, Горький тоже.
(С тех пор "Фауст" Гёте всё теряет и теряет свой рейтинг, откатываясь за пределы шорт-листа, потому что даже московская тротуарная плитка зимой, как пить дать, окажется значительно сильнее "Фауста" Гёте. По своему физическому воздействию).
Так вот, в своё время американский композитор Нед Рорем (тот ещё оторва, автор огромного количества произведений, лауреат Грэмми и Пулитцеровской премии, как я понимаю, за совершенно скандальные дневники, известный как автор изящного афоризма "Юмор — это способность видеть три стороны одной медали") отозвался о «She’s Leaving Home» как о песне, «равной любой из когда-либо написанных Шубертом".
Звучит нахально и спекулятивно, потому что всякий знает, что Шуберт - классик, а Битлз - ливерпульские недоучки и симфониев, пусть даже и неоконченных, не писали.
Во имя истории как науки, а заодно и ради истины используем метод наложения биографий. С битлами , в общем, всё понятно, поэтому интереснее будет поближе взглянуть на Франца Шуберта. С моей любимой исторически горизонтальной точки зрения.
"Первый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная им в 1816 году".
А, стало быть, на тот момент было ему девятнадцать лет.
(Вообще-то, оригинал написан для баритона с фортепиано, но эта оркестровая версия с лирическим баритоном Германом Преем и Джеймсом Ливайном повеселее будет, чем Фишер-Дискау с фортепиано. А вообще, конечно, жуткая история. Опять же, Гёте).
Самые знаменитые альбомы Шуберта, если пользоваться общей терминологией - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" написаны, когда ему было соответственно 26 и 30 лет.
То есть Леннону было 26, когда записали "Rubber soul", а Маккартни - 27 во времена "Abbey Road" и "Let it be".
(Если продолжать отслеживание этого жанра, который у "Битлз" называется альбомами и с определённого момента имеют вполне концептуальный характер, то мы легко нагребём некоторое количество произведений в этом жанре, которое в академической музыке называется вокальным циклом. Начиная с "К далёкой возлюбленной" Бетховена, Шуберта мы уже (у)помянули, "Любовь и жизнь женщины" Шумана, "Пять песен на стихи Матильды Везендонк" Вагнера (которые уступают любому диску Битлз), "Песни странствующего подмастерья" Малера и, например, "Из еврейской народной поэзии" Шостаковича. Можно ли сюда включить его же Четырнадцатую симфонию, не знаю, но навскидку препятствий не вижу.)
С образованием у Шуберта было получше - контрапункту и композиции до 19 лет он обучался у хорошо знакомого нам Антонио Сальери.
Но зато у "The Beatles" был Джордж Мартин, который закончил Лондонскую Guildhall School Of Music, в которой обучался по классам фортепиано и гобоя. А также изучал композицию, оркестровку и дирижирование.
|
</> |