TFT.aero или "как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы"

топ 100 блогов ru_aviation31.10.2013 TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы


В Москве по адресу Кутузовский проспект, 12 есть место,без сомнения интересное, если не сказать, уникальное для всех, увлеченных гражданской (и не только) авиацией.
Имя ему -
TFT.aero.
Именно здесь расположены единственные (насколько мне известно) в России общедоступные полнофункциональные авиатренажеры Boeing 737NG и Airbus А320.
Мечтаете слетать куда-нибудь в Нью-Йорк, например, в роли командира воздушного судна? Хотите почувствовать напряжение гидросистем на штурвале Боинга? Своими руками почувствовать как многотонный Эрбас
управляется маленьким джойстиком - сайдстиком? Тогда вам сюда.
Я побывал в Москве в командировке в начале неделе, и, конечно, поспешил воспользоваться моментом и увидеть все своими глазами.

Под катом обнаружатся 40 с небольшим фотографий и немного технических подробностей.
Все фото, традиционно, тыкабельны до 1400 точек.


Тренажеры располагаются в одном, довольно просторном зале. Это, кроме всего прочего, отличная возможно сразу окунуться в обе "религии" современного самолетостроения и, возможно, ответить для себя на вопрос Canon или Nikon Boeing или Airbus. Я не зря говорю именно "тренажер", а не симулятор, хотя в зарубежной терминологии и то и другое обозначается словом simulator с разными приставками. Перед нами именно тренажеры, а точнее - КТС - комплексные тренажеры самолета. Только КТС позволяют проводить подготовку экипажей воздушных судов в полном объеме их функционала. Кокпиты абсолютно идентичны кабинам реальных самолетов, платформы подвижны и оборудованы передовыми системами визуализации и озвучки. Системы позволяют отрабатывать в том числе и нештатные ситуации.

Хотите пожар двигателя на взлете?
Можно устроить.
Все по-взрослому.

1
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

К оформлению зала, надо сказать, также подошли творчески.
Фотографии рассмотреть не было времени, но подозреваю к ним приложил руку Летчик Лёха, тем более что именно здесь проходила его фотовыставка "Небо мое".

2
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Ну что же, давайте заглянем на борт Боинга.

3
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

После первого wow-эффекта "ух ты сколько огоньков" все в общем-то начинает вставать на свои места.
У человека, немного знакомого с капиталистической философией самолетостроения, по крайней мере, глаза не разбегаются так, как в Ту-154.

4
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Итак, перед нами кабина Боинга 737NG (Next Generation, "следующее поколение", вроде как, ага). А что это значит? Прааавильно, садись, пять.
Унифицированная "стеклянная" кабина, как на всех новых Боингах. То есть с известной долей упрощения можно сказать, что такую же картину мы увидим и в 747, 757, да и в 777, что уж там. В основе концепции - шесть многофункциональных EFIS-дисплеев, на которых и отображается бОльшая часть всей необходимой полетной информации.
Никаких тебе православных стрелочных приборов, ужасужас.

  Для упрощения задачи разделим, как и положено, все это световое безобразие на сектора:

то что самое сверху - потолочная, как ни странно, или overhead-панель
Далее, сверху-вниз:
Козырек (здесь живет пульт управления автопилотом)
Там, где два экрана слева и два экрана справа - приборные доски КВС и второго пилота, соответственно. Один из экранов есть авиагоризонт с расширенным функционалом, второй - навигационный дисплей, здесь отображается план полета, отметки от TCAS, информация с радара и куча всего еще.
Между ними - центральная панель приборов, на основном ее дисплее видим информацию о работе двигателей
Все что ниже - центральный пульт ( РУДы, механизация, маршрутный компьютер, радиостанция...)

5
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Глянем для приличия на потолочную overhead панель.
Детализация фото никакая, посему рассказывать ху-из-ху не стану, ежели вкратце, то все стандартно, расположены здесь органы управления системами самолета: световым оборудованием (ближняя к стеклу панель), климатическими системами (давление/температура кабины/салона), обогревы, указатели температур топлива и масла, ВСУ, генераторы и тому подобные нужные штуки. Для страждущих очень подробно оверхед панель (да и не только она, а вся кабина,  Б737 "классики" разобрана в посте уважаемого TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы lx_photos, кому интересно - велкам туда).

6
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Ну и опустимся  с небес на землю

7
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

MCDU - вводное устройство полетного компьютера. Через них задается маршрут полета, полетные данные самолета и тестируются какие-то системы еще, насколько я знаю.
На фото видно, что пунктом назначения указана полоса 14R Домодедово

8
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Большая часть верхней панели-козырька отведена автопилоту

9
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

10
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  На переднем плане в тени притаилась ручка выпуска-уборки шасси. На "классике" она связана напрямую с гидравлическим краном, хардкор короче.
На Next Generation Боингах может и на электронику завязали, не знаю.
Под ручкой наблюдаем памятку приборных скоростей к выпуску шасси и закрылков.

11
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Никакой самолет никуда и никогда не полетит без часов

12
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Главенствующие позиции на центральном пульте занимает сложносочиненный орган управления двигателями и механизацией.
РУДы объединены с рычагами управления реверсом - РУРами.
Три тумблера-кирпичика внизу у основания колонки - управление системой пожаротушения, слева направо: первый двигатель - ВСУ - второй двигатель.
Вытягиваем вверх - перекрывается топливопровод, гидромагистраль, отключается электропитание. Поворачиваем - срабатывает баллон пожаротушения.

13
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

За РУДами, чуть дальше видим две рукоятки, слева - спойлеры (speed brakes), справа - закрылки (flaps)

14
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

15
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

По бокам управляющей колонки расположены диски триммера стабилизатора, слева также видим стояночный тормоз

16
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

В торцах рукояток есть маленькие кнопочки отключения автомата тяги

17
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Ниже на пьедестале видим пульты управления бортовой радиостанцией  (блоки слева-справа, с цифровой индикацией), между ними чего за безобразие я не в курсе, но где-то здесь должен быть пультик управления TCAS. Ниже слева пульт управления аудиоустройствами (да-да, когда вы сели в самолет и КВС по громкой связи говорит "Уважаемые пассажиры, говорит командир, я рад приветствовать Вас...", он явно здесь чего-то понажимал :)
Ну и совсем внизу блок управления триммированием, и в правом нижнем углу - управление замком двери кабины, чтоб не шастал кто попало.

18
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

19
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Прежде чем перейти в кабину Эрбаса, рекомендую (ежели не видели еще) посмотреть видео Алексея TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы letchikleha Кочемасова о подготовке к полету B737NG, вы получите ответы на ряд наверняка возникших по ходу вопросов.
Видео, кстати, снималось на этом самом тренажере :)




20
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

21
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Заглянем?

22
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Кабина Эрбаса более аскетична, нежели у Боинга, немного более просторна, и, субъективно, менее уютна
Компоновка в целом не отличается от компоновки Боинга:
- оверхед панель так же отвечает за системы самолета,
- на козырьке приборной панели располагается управление автопилотом,
- панели КВС и второго представляют собой по два multifinctional дисплея с каждой стороны,
- основа центральной панели - два дисплея: верхний - информация по двигателям, нижний - состояние систем самолета. На кажый из дисплеев можно вызывать различные окна, и          переключаясь между ними, посмотреть, например, состояние топливной системы, температуру в разных частях самолета и за бортом, работу системы кондиционирования и т.д.
- на "пьедестале" видим панели задатчика компьютера MCDU, радиостанцию, РУДы, закрылки, спойлеры, и еще кой-чего по мелочи

23
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Очевидно, что штурвала здесь нет и никогда не будет. Эрбасы, если кто вдруг не знает, управляются сайдстиком под левую руку у КВС и под правую, соответственно, у второго пилота. Хорошо это или плохо, лучше спросить у пилотов, но пока вроде никто не жаловался, тем более что преимущества концепции налицо - места больше, приборы ничто не загораживает, ну и конечно фирменный Эрбасовский выдвижной столик, горячо любимый экипажами.

Загогулина за сайдстиком - ручка управления передней стойкой на рулении

24
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Управление дисплеями центральной панели осуществляется вот с этого блока на центральном пульте. Слева и справа видим MCDU

25
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

На отдельные ручки в дальней части пульта (ближе  нам) вынесено управление спойлерами (слева) и закрылками (справа)

26
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

27
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Верхняя половина пульта нам уже знакома. Ниже, почетное место традиционно занимает колонка с совмещенными РУД/РУР, как и у Боинга есть черно-белый диски перекладки стабилизатора. Слева и справа от колонки располагаются панели радиостанции и управления аудиоустройствами

28
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Запуск двигателей

29
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

MCDU на Эрбасах гораздо более функциональны, нежели на Боинге.
Фактически, все общения человека с самолетом ведется именно через эти устройства.
Да, часы здесь тоже в наличии, видим их над экраном компа

30
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Поднимаем взгляд выше..еще выше..видим overhead

31
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  Субъективно, опять же, но мне оверхед Эрбаса показался гораздо более "читаемым", нежели в Боинге.
Вся панель строго разделена на сектора световой индикацией.
В Боинге наиболее важные пульты окрашены в светло-серый цвет

В левом и правом модулях расположены элементы управления кучей систем и блоков: обогревы, сигнализации..
О панелях центрального блока расскажу ниже, разве что здесь не попала в кадр панель пожаротушения, ее краешек виден вверху кадра.

32
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Управление гидросистемами (ближе) и топливной системой (дальше).
На фото не видно, но под надписью RAT MAN ON расположен красный защитный колпачок, а под ним - кнопка выпуска знаменитого Эрбасовского аварийного ветрогенератора.

33
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Управление электропитанием

34
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Кондиционирование воздуха

35
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Управление световым оборудованием, система поддержания внутрисалонного давления, противообледенение.
Ближайшая к нам крутилка (не в фокусе) - запуск вспомогательной силовой установки (ВСУ)

36
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

А вот так выглядит все хозяйство с места Командира.

37

TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

38
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

39
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Даже бортовой номер, как видите, имеется :) Он принадлежит реальному Airbus А320-214 "Аэрофлота".
Авиагоризонт на фото - резервный. Я правда думал всегда, что резервировать электронику лучше механикой, ну да инженерам виднее

40
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

Пока я по кабине ползаю с фотоаппаратом, борт томится на исполнительном, работа аэропорта парализована :)))

41
TFT.aero или как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

  От себя добавлю, комплексы действительно выполнены на высочайшем уровне, единственное серьезное несоответствие с реальными кокпитами - отсутствие панелей автоматов защиты сети за креслами пилотов, что неудивительно, для целей тренажера они попросту не нужны.
  TFT.aero предлагает множество программ полетов, как для новичков, так и для опытных пилотов. Впервые за штурвалом? Можно совершить простой рейс из Домодедово в Шереметьево, например. Хочется чего-нибудь посложнее? Тогда летим в Женеву, Франкфуркт, Нью-Йорк...при желании можно усложнить полет ливневым дождем, обледенением, боковым ветром..а еще ночные полеты,отказы двигателей, пожары, разгерметизации..вариантов - сотни! А чтобы лайнер не затерялся в бескрайнем небе, помогать Вам будет опытный второй пилот - действующий пилот Аэрофлота. В общем, если будете в Москве - рекомендую.

  За гостеприимство и возможность еще чуть-чуть приоткрыть завесу удивительного мира гражданской авиации благодарю администрацию TFT.aero и лично - Наталью :)
  Спасибо!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
как говорит КГБ - картинки в пизде Эмиль Бертэн Артиллерия: 3 × 3 — 152-мм/55 Зенитная артиллерия: 1 × 2 и 2 × 1 — 90-мм/50 4 × 2 — 37-мм/50 4 × 2 — 13,2-мм пулемёта Торпеды: 2 × 3 — 550-мм 1 самолет Честно говоря не представляю что ему должны накрутить для баланса чтобы не ...
Как-то так. 11 лет назад в этот день(по пьяни) я зарегистрировался в Живом Журнале. Ничуть не жалею. С праздником, дорогие наши женщины! Вами не возможно не ...
Ликвидаторы ФСБ задержаны в Турции. По данным издания Hurriyet, в Стамбуле задержаны двое граждан России. Они обвиняются в шпионаже, а также проходят по делу об убийстве чеченского экстремиста Абдулвахида Эдельгиреева — родственника идеолога экстремистской организации «Имарат Кавк ...
Рецепт нашла на сайте  "Кулина"  вот  тут , там есть пошаговые фото. Получаются такие интересные, хрустящие  воздушные штучки, как орешки, да еще к тому же такие смешные по виду :) Я делала не большую порцию 150 гр. слоеного без дрожжевого ...
В продолжение После того, как инцидент попал на видео, его моментально распространили по сети и оно стало вирусным. О том, что случилось в соборе во время Пасхальной мессы написали СМИ Испании и некоторые мировые СМИ. Соцсети не отстают: мемы, оскорбления, шутки . И все это в ...