Тест фотоаппарата Ricoh GR Digital IV
podakuni — 14.03.2012* * * на правах рекламы *
на правах рекламы * на правах
рекламы * * *
Предыдущие пробы фотоаппаратов:
Традиционно хочу сказать, что у меня не было задачи лабораторно протестировать фотоаппарат во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать стотыщмильонов карточек для их попиксельного препарирования. Много полезных замеров шумов, дисторсий и прочих аберраций всегда можно спокойно найти в интернете, например, здесь: dpreview Studio Scene. Вообще, свою позицию по поводу тестов я подробно выразил тут: FAQ | Вопросы про тесты фотокамер.
Выглядит Ricoh GR Digital IV так:
Это очень компактная и лёгкая камера в несколько мрачноватом чёрном корпусе. На первый взгляд, он не производит впечатления ни своим дизайном, ни материалами, из которых он собран. Не очень-то броская камера, одним словом. Но потом, через некоторое время, понимаешь, что всё тут находится в гармонии, а качество изготовления довольно высокое.
Ricoh GR Digital IV выпускается и в белом корпусе (ограниченная партия). Если бы я покупал себе этот фотоаппарат, то непременно искал бы именно белый:
Ricoh GR Digital IV оснащена складывающимся при помощи электропривода фикс-объектвом с фокусным расстоянием 6.0mm (28mm в 35 мм эквиваленте) и с максимальной диафрагмой f/1.9:
Управление порадовало лаконичностью, но при этом всё на своих местах, пальцы сами ложатся на кнопки:
Остальные важные для фотографов характеристики фотоаппарата выглядят так:
- сенсор: 1/1.7" CCD, кроп-фактор 4.6
- разрешение кадра: около 10 мегапикселей, размер кадра: 3648 x 2736 пикселей
- чувствительность: ISO 80 — 3200
- несменный объектив, фокусное расстояние: 6.0mm (28mm в 35 мм эквиваленте), диафрагма: f/1.9 — f/9.0
- гибридный автофокус (фазовый датчик + контрастный метод)
- стабилизатор изображения со сдвигом матрицы
- дисплей, размер: 3" Transparent LCD, разрешение: 1,230,000 пикселей
- серийная съёмка: около 1.5 кадра в секунду
- возможность съёмки в RAW (DNG)
А снимает эта камера так:
ISO 200 | f/1.9 | 1/9 | утренний сумрак через окно
ISO 200 | f/1.9 | 1/60
ISO 200 | f/1.9 | 1/350
ISO 200 | f/2.5 | 1/130
ISO 200 | f/1.9 | 1/140
ISO 200 | f/1.9 | 1/850
ISO 200 | f/1.9 | 1/3
ISO 200 | f/1.9 | 1/25
ISO 200 | f/2.5 | 1/190
ISO 200 | f/1.9 | 1/290
ISO 351 | f/1.9 | 1/30
плюсы
1. Компактные размеры
Камера действительно очень мала (108.6 mm x 59.8 mm x 32.5 mm) и легка (219 грамм с батареей и карточкой памяти). Это меньше, чем, например, одни из самых компактных камер Sony NEX-5N или Nikon 1 J1, причём, если брать их без объективов. Ricoh GR Digital IV легко умещается в карман куртки или брюк. При этом, фотоаппарат выглядит как обычная "мыльница" и на него никто не обращает никакого внимания. Это очень большой плюс, на мой взгляд.
2. Простота управления и работа автоматики
Несмотря на компактные размеры, все кнопки и крутилки расположены очень грамотно, они прямо под пальцами:
Камерой вполне удобно управлять одной рукой. Дополнительно есть пара кнопок Fn, на которые можно назначить любые функции. Все настройки камеры можно запоминать в трёх пользовательских профилях и переключаться между ними поворотом колеса PASM (на нём есть дополнительные пункты MY1, MY2 и MY3):
А само это колесо переключения режимов, кстати, имеет блокировку (кнопка, расположенная на снимке рядом с "М"), предохраняющую от случайного поворота, который может произойти когда камера лежит в кармане, например.
Меню очень приятно выглядит: строгое и понятное. Никаких вопросов по настройке камеры не возникло, в инструкцию не понадобилось залезать. Жаль, что другие производители практически не делают таких меню.
Отдельной похвалы заслуживает работа автоматики камеры. Единожды настроив Ricoh GR Digital IV, можно снимать вообще одной рукой, потому что работу автоматики практически не нужно корректировать. Камера очень хорошо справляется даже со сложными сценами:
ISO 200 | f/1.9 | 0.5 сек
ISO 200 | f/1.9 | 1/350
3. Работа системы автофокуса
фазовый датчик фокусировки в овальном окошке
Автофокус у этой камеры гибридный: датчик фазового определения фокуса работает в тандеме с традиционным для компактных камер контрастным методом. В результате — автофокусировка получается быстрой и качественной, даже если снимать с рук и в движении:
ISO 200 | f/1.9 | 1/750
Пожалуй, схожий вариант у компактных камер я видел только у Nikon 1, где тоже применяется комбинированная система автофокуса.
4. Расстояние фокусирования объектива
В обычном режиме объектив фокусируется от 30 см и до бесконечности:
ISO 200 | f/5.0 | 1/220
В режиме "макро" (который, кстати, очень удобно включается-выключается одним нажатием соответствующей кнопки) объектив начинает фокусироваться уже в одном сантиметре от объекта съёмки:
ISO 200 | f/1.9 | 1/80
Конечно, это не совсем макро, но очень порадовало, что можно без особенного напряжения снимать довольно мелкие сюжеты:
ISO 200 | f/1.9 | 1/380
И что ещё хорошо, что в макрорежиме камера может фокусироваться и на дальних объектах тоже. То есть, режим макросъёмки вполне универсальный, только фокусироваться камера начинает медленнее.
минусы
1. Складная конструкция объектива
Опять же, понятно, что выдвигающийся при включении камеры объектив позволил сделать камеру намного более компактной в выключенном состоянии, но сама эта конструкция не внушает доверия. Уж больно хлипкий на вид этот "мыльничный" объектив. Да и его выдвижение в рабочее положение требует несколько дополнительных секунд при включении камеры, а за это время сюжет может уже и уйти. В прямом и переносном смыслах.
2. Управление системой фокусировки
Всего есть несколько режимов фокусирования камеры: Multi AF (когда камера сама выбирает за что схватиться в плане фокуса), Spot AF (автофокус по центральной зоне), Subj.Tracking (когда камера пытается следить за каким-то объектом), MF (ручной фокус), Snap (предустановленный фокус на расстояниях в 1м, 1.5м, 2.5м, 5м и ∞) и "бесконечность". И при таком разнообразии абсолютно удобного режима я не нашёл...
В режиме Multi AF фотоаппарат хватается самопроизвольно за то, что считает нужным. А это не всегда то, что нужно мне. Spot AF наиболее удобен, но зону фокусировки нельзя переместить и приходится перекадрировать, что легко может привести к потере фокуса, особенно при съёмке макро. Subj.Tracking довольно нервный и следить может только за медленными объектами. А остальные режимы в столь компактной камере мне кажутся не совсем нужными. Хотя, конечно, хорошо, что они есть, запас карман не тянет. =: )
В общем, получается, что чаще всего используется Spot AF (фокус по центральной зоне), как наиболее контролируемый способ, и из-за этого все картинки начинают тяготеть к центральной композиции:
ISO 835 | f/1.9 | 1/30
ISO 911 | f/1.9 | 1/30
ISO 336 | f/1.9 | 1/30
Впрочем, не получается сказать что это однозначно плохо. Скорее такая система управления фокусировкой выглядит неудобной в каких-то конкретных видах съёмки и приноровиться к использованию центральной точки фокусировки можно.
3. Заурядная картинка
Это хоть и спорный момент, но лично для меня, пожалуй, это ложка дёгтя в бочке мёда. Увы, небольшая матрица 1/1.7" (около 7 х 5 мм) и широкоугольный объектив (28мм в эквиваленте) дают картинку, которая выглядит чёткой и однообразной по всему кадру:
ISO 200 | f/1.9 | 1/2000
Исключение составляют только "макроснимки":
ISO 308 | f/1.9 | 1/30
ISO 1250 | f/1.9 | 1/30
ISO 766 | f/1.9 | 1/30
Понятно, что малая матрица и фикс-объектив позволили построить компактную камеру, влезающую в карман брюк. Но всегда хочется какого-то волшебства от кадров. А оно есть только в макрорежиме...
дополнительно
1. Несменный широкоугольный объектив
ISO 200 | f/4.0 | 1/950
Этот пункт, пожалуй, нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам, это просто особенность камеры. Однако, снимать всё время "шириком", на мой взгляд, скучновато. Пейзажи и стрит-фото получаются хорошо:
ISO 200 | f/5.0 | 1/2000
А портреты должны быть либо более общие:
ISO 200 | f/1.9 | 1/50
...либо это будут шаржи:
ISO 200 | f/1.9 | 1/950
ISO 200 | f/1.9 | 1/180
Уж больно заметными получаются перспективные искажения. Поэтому, прежде чем делать крупный портрет на эту камеру, убедитесь в наличии чувства юмора у портретируемого! =: )
2. DNG
ISO 200 | f/6.3 | 1/1250
RAW формат представлен адобовским DNG. Как же хорошо, что это не свой закрытый стандарт! А то, если честно, производители начинают уже утомлять собственными RAW-форматами, которые приличные RAW-конвертеры не понимают. Пусть DNG не так хорош, как пропиетарные форматы, но зато его сразу сходу можно использовать даже на старом ПО.
3. Дополнительные режимы
У камеры для них есть отдельное положение на кольце переключателя режимов: SCENE:
И тут есть, например, режим съёмки с расширенным динамическим диапазоном, когда камера автоматически склеивает один кадр из двух (но для этого требуется установить фотоаппарат на штатив и избегать попадания движущихся объектов в кадр).
Ещё есть экзотический режим интервальной ночной съёмки, результат которой потом автоматически сшивается в один кадр, и на нём становится видно движение звёзд (фотоаппарат тоже должен стоять на штативе, разумеется):
пример съёмки интервального режима
И есть ещё один, совсем уж экзотический режим для исправления георметрии широкоугольно объектива при съёмке досок объявлений и визиток, хе-хе-хе.
На фоне вышеперечисленного совсем уж простецкими кажутся режимы работы, эмулирующие, например, чёрно-белые или кросс-процессинговые результаты. Они доступны во всех режимах PASM, а не только в SCENE:
ISO 200 | f/1.9 | 1/2000 | B/W
Кстати, что выгодно отличает эти пресеты от подобных режимов в других камерах, так это то, что в Ricoh GR Digital IV их можно настраивать самому. Например, в режиме ч/б съёмки можно изменить контраст, резкость и виньетирование.
Но работают они только с JPEG-ами и поэтому лично для меня не так интересны.
4. Качественный экран
Экранчик очень порадовал: чёткий и яркий, снимать можно и на ярком солнце. Правда, при просмотре уже отснятых кадров есть такое ощущение, что картинки дополнительно шарпятся,когда показыватся на маленьком экранчике. Ещё жаль, только, что экран не поворотный. Да, это заметно увеличило бы габариты камеры, но с широкоугольным объективом так и тянет поэкспериментировать: поснимать на вытянутых над головой руках или от уровня пола.
Кстати, для любителей оптических видоискателей, RICOH для этой камеры выпускает дополнительный аксессуар — видоискатель, устанавливаемый на горячий башмак:
5. Приличное время работы
Заряда батареи хватает на полный день с избытком. Очень забавно, что при выключении камера показывает количество отснятых за день кадров. Например, я сегодня снял 366 кадров, а заряд батареи показывается на уровне 80%! Настоящая камера туриста!
P.S.: Батарея окончательно села на 749 снимке. Это очень много.
6. Встроенная вспышка
Ricoh GR Digital IV оснащена встроенной маленькой выдвигающейся вспышечкой. Не сказать, что она очень мощная, но в некоторых ситуациях может быть полезна. А автоматика настроена так, что старается задействовать её по-минимуму: вспышка срабатыват только когда совсем уже не хватает света:
ISO 1250 | f/1.9 | 1/30 | ночью на улице дети запускают воздушные шары после празднования дня рождения | искусственный свет + вспышка
7. Ожидаемая работа на разных ISO
В общем, тут никаких особенных откровений. При матрице 1/1.7" с ISO всё ожидаемо:
ISO 200 | f/1.9 | 1/30
ISO 400 | f/1.9 | 1/90
ISO 800 | f/1.9 | 1/200
ISO 1250 | f/5.0 | 1/250
Лучшие результаты на ISO 200-400, ISO 800 частично рабочее, ISO 1250 — граница, за которой уже мощные шумы и, что самое важное, — уплывают цвета. Само AutoISO ограничено значением 3200, но ни разу до него не доходило, почему-то. Впрочем, особой печали по этому поводу я не испытывал. Благо, что у камеры светосильный объектив и поэтому нет особенной надобности задирать ISO даже при недостатке света.
Интересно наблюдать работу автоматики. Если поставить AutoISO, то камера будет стремиться до последнего удерживать ISO 200, и только когда диафрагма будет f/1.9, а выдержка опустится до 1/30, только с этого момента начинают подниматься значения ISO. Причём, делает это камера не ступенчато, а плавно. Поэтому в EXIF можно найти ISO 228, например, или ISO 951.
Некоторые выводы
Без каких-то выводов, пусть и промежуточных, тут не обойтись, уж больно противоречивой вышла эта камера, на мой взгляд. С одной стороны: светосильный объектив, быстрый и точный фокус, удобное управление и хорошая автоматика. С другой стороны — несменный "ширик", довольно скучная картинка и немалый ценник. Для кого же может быть предназначена эта камера?
Первое, что приходит на ум, что Ricoh GR Digital IV — это "записаня книжка" для человека, который разбирается в фото и знает, что можно фотографировать широкоугольным объективом, а что лучше им не снимать. Плюс, эта камера хороша для тех, кто предпочитает полностью контролировать процесс. То есть, Ricoh GR Digital IV подходит как компактая вторая фотокамера для фотографов, например. Её можно везде таскать с собой и фотографировать всё интересное, что так часто попадается на пути, но для чего лень доставать большой фотоаппарат из кофра.
Ещё Ricoh GR Digital IV могла бы быть незаменимой для тех, кто предпочитает съёмку типа "point-n-shoot" ("навёл-и-снял"). То есть, для туристов (снимать всё вокруг) и в качестве семейной камеры (фотографировать детей, семейные торжества, обычную жизнь). В пользу такого применения — быстрый автофокус, светосильный объектив и отличная работа автоматики.
ISO 200 | f/1.9 | 1/50
Снимки, сделанные этой камерой:
ISO 200 | f/1.9 | 1/310 | Пушкинская площадь, 5 марта
ISO 200 | f/1.9 | 1/190 | рядом с Пушкинской площадью, 5 марта
ISO 200 | f/1.9 | 1/90 | Пушкинская площадь, 5 марта
ISO 218 | f/1.9 | 1/30 | Пушкинская площадь, 5 марта
ISO 200 | f/1.9 | 1/100 | мойщик за работой
ISO 200 | f/1.9 | 1/50 | мойка в процессе
ISO 320 | f/1.9 | 1/30 | напрасно вымытый Mini
ISO 200 | f/1.9 | 1/75 | искусственый свет | ТЦ "Метрополис", портрет с soltero
ISO 734 | f/1.9 | 1/30 | искусственный свет | TGI "Fridays", soltero и Ко.
ISO 951 | f/1.9 | 1/30 | искусственный свет | TGI "Fridays", soltero и Ко.
ISO 951 | f/1.9 | 1/30 | очаровательная Танюша
ISO 703 | f/1.9 | 1/30 | Танюша позирует gexxx
ISO 200 | f/1.9 | 1/70 | Таня
ISO 228 | f/1.9 | 1/30 | Таня позирует gexxx
ISO 228 | f/1.9 | 1/30 | макрорежим | Ксюха-зверь
ISO 200 | f/1.9 | 1/130 | макрорежим | Ксюха-зверь
ISO 200 | f/1.9 | 1/180 | макрорежим | клюв Ксюхи-зверя
ISO 200 | f/1.9 | 1/12 | тесты фототехники
ISO 200 | f/1.9 | 1/200 | прекрасная melisevaiva
ISO 200 | f/1.9 | 1/200 | прекрасная melisevaiva и Pentax 645D
ISO 200 | f/1.9 | 1/35 | ох-хо-хо!
ISO 200 | f/1.9 | 1/35 | автопортрет
ISO 476 | f/1.9 | 1/30 | искуственный свет | детский день рождения
ISO 283 | f/1.9 | 1/30 | искуственный свет | детский день рождения
ISO 295 | f/1.9 | 1/30 | искуственный свет | Никитос на дне рождения друга
А тут можно скачать архив (375 Mb) с несколькими RAW- и JPEG-файлами с этой камеры для самостоятельного кручения-верчения: http://narod.ru/disk/43200944001/RAWs_GR_IV.zip.html
|
</> |