Тайны «Стражника» Каспара Давида Фридриха
tanjand — 08.08.2018В знаковой картине Странник над морем в тумане стоит человек, одетый в темно - зеленое пальто. Он в самом центре композиции, но это требует уточнения. Один художник-историк Джозеф Кернер, профессор Гарвардского университета, отмечает, что середина картины приходится на сердце мужчины. "Сердце — это центр вселенной", - говорит он. Вот так. Ни много – ни мало.)
За последние два столетия образ Странника стал культурной иконой. Он украсил ноты Франца Шуберта, классическую музыкальную композицию, которая рассказывает (музыкальным языком) о мрачном, странствующем герое в цикле «Зимние путешествия».
Странник над морем Тумана — это квинтэссенция романтики в искусстве. Все началась как реакция против ценностей Просвещения (логика, рациональность, порядок), которые частично способствовали кровавой, монархической Французской революции 1789 года.
Во всей Европе писатели, художники и музыканты обратились к эмоциям, воображению и возвышенному. Природа - это кустарник, необузданный, дикий и мощный. Она вызывает в человеке возвышенные сильные эмоции, она гармонирует с ними. Фридрих олицетворял эти качества, когда он написал одного человека, смотрящего на обширную и непознаваемую, таинственную и суровую территорию. Но каким бы ни был пейзаж, человек стоит в центре холста.
Ученые не смогли окончательно идентифицировать человека, которого написал Фридрих. Кто-то считает, что он написал высокопоставленного чиновника лесного хозяйства полковника Фридриха Готтарда фон Бринкена и что его одежда как у как волонтера - рейнджера короля Фридриха Вильгельма III.
Двести лет назад Фридрих нарисовал мечтательные контуры естественного мира - и драматизировал человека.
Знаковое произведение, ставшее символом творчества Фридриха и всех романтических живописцев, пока не готово раскрыть свои тайны.
Ведущий художник немецкого романтизма Каспар Давид Фридрих (1774-1840) известен своими аллегорическими пейзажами и фигурами, часто со спины, обращенной к зрителю …, они созерцают просторы природы, или руины на фоне темного неба.
Его ландшафты все-таки вымышленные. Фридрих отправлялся в Эльбские песчаные горы к юго-востоку от Дрездена, делал наброски скал с интенсивными деталями, рисовал фрагменты. Вернувшись в свою студию, он собирал их вместе, создавая новый, воображаемый пейзаж.
Как сказал сам Фридрих, «художник должен рисовать не только то, что он видит перед собой, но и то, что видит в нем».
Он умер в 1840 году, когда реализм на крутом повороте обогнал романтизм.
|
</> |