Талант и труд...

топ 100 блогов nesoroka — 12.02.2010 Читаю во френдленте несколько постов по поводу смерти Ирины Архиповой. Немного пишут о ней мои френды, не в тему как-то, да и личность преуспевшей и реализовавшейся во всех отношениях при советской власти певицы - в чём-то противоречивая.
Я застала в свои студенческие годы её работу в Московской консерватории. Видела мало, правда, но слышала много, и отношение к ней вокалисток-студенток помню. С придыханием говорили, и почему-то побаивались. Тут и преклонение перед талантом, и степень известности, и масштаб деятельности - было, чему подавлять...
Партийная деятельность героя соцтруда, члена КПСС с 1963 года профессора Архиповой сейчас мною обсуждаться не будет.

В студенческие годы меня вокал интересовал мало. Только в рамках интереса к успехам пары-тройки живущих рядом в общежитиии вокалисток, и их бой-френдов. Поневоле приходилось выслушивать их страдания по поводу одного и того же... Да, голоса, а чего же ещё?
Не зря ходила шутка о том, что там, где у всех мозги - у вокалистов резонаторы :)...
Кстати, это одно из объяснений тому, что Архипова сумела реализоваться "по полной". Интеллект у неё был не вокальный, что выгодно отличало от многих коллег, вероятно.

Вокалом с точки зрения его применения, пения то бишь, я заинтересовалась уже после учёбы. Был у меня такой период в жизни, когда всё своё свободное время я проводила на клиросе, в хоре церковном пела, для души. Бесплатно, естественно. Подруга у меня была, очень яркая, талантливая девушка дирижёр-хоровик Света Крыжановская (после она сменила фамилию на менее эффектную - Гуня). Как-то удалось же Светке не только обратить меня в самом прямом смысле, но и увлечь не на шутку пением! И это при том, что петь как следует я просто физически не могу: связки в детстве повредили - аппарат, так сказать, профнепригодный... Но, на клирос меня Света упорно с собой таскала (она работала, а ещё и подрабатывала, регентом и певчей в нескольких храмах), и, как ни странно, моё пеньё кого-то устраивало: кому-то нравилось моё умение читать с листа, да ещё на старославянском, с ходу (вот уж и не знала за собой такого полиглотского таланта, а, однако ж, всплыл!), кого-то устраивала абсолютная универсальность (за неимением голоса я пела любым, кроме баса, по необходимости: кого не хватает - тем и пою), а одну регентшу, помнится, на Рижской, моя энергетика пленила, она даже любила поставить меня прямо перед собою, уверяя, что я ей помогаю одним своим присутствием :)))...

Так вот, спустя некоторое время, мне все же захотелось голос свой поискать. Надежда умирает последней, как говорится. Тем более, что появилась в одном храме, полном необычного почти что реформаторского духа (некоторые френды даже, полагаю, догадаются, в каком) преподаватель вокала, для всех желающих петь в хоре, совершенствуя свои навыки. Света к тому времени уже уехала из Москвы, а кроме неё, меня больше никто не учил. И тут - такая возможность...

Преподаватель вокала, в том числе и в одном из творческих ВУЗов, Маша, учила петь всерьёз, подолгу, у себя дома, приглашая на уроки по нескольку человек сразу. То, что голос есть "у всех хороших людей" - было Машиным кредо. (Я даже почти поверила, что и у меня есть, раз я человек такой хороший, что Маша мой голос ищет). А также очень поощрялось присутствие на уроках других певчих, некоторые из которых были Машиными учениками... И вот, чтобы зря не сидеть - я, в меру сил, тоже старалась быть полезной. Аккомпанировала, то есть. Фортепиано там, кроме меня, мало кто владел в достаточной степени, а я, уж не сочтите за нескромность - весьма прилично. Особенно в сфере ансамбля и аккомпанемента. Все-таки музыкальное образование моё начиналось с этой специальности, да и потом, по "общему фортепиано" я, честно скажу, среди своих просто блистала. Надо сказать, почти не осознавая этого (вот теперь осознаю...) Ну и, приеду к Маше на урок, а там - ещё двое-трое, и я ("ну конечно не спешу, что вы!") жду, пока моя очередь настанет. А чтобы время не терять - всем аккомпанирую...

Сама я, помимо упражнений, тоже какие-то номера разучивала вокальные. Очень нравились средневековые европейские, игривые и трогательные одновременно, любовные серенадки, да ещё и на двух языках! Итальянский звучал обалденно, как сейчас помню, а ведь прошло чуть не двадцать лет: "Квандо ту ми гвардьериди, о, мьё бэнэ, о, мьё корэ, о, мья вита, ту муччиди..." Э-э-эх...

Голос у меня, как человека хорошего, рано или поздно должен был появиться, проявиться, или образоваться... Но, почему-то проявлялся мало. Какими-то, правда, проблесками, что-то иногда мелькало, красивое такое... Но - второй раз уже никак не хотело так же прозвучать. А так хотелось! Мне даже снилось, как я пою: летяще, светло и невероятно прекрасно...
"Ну почему такая несправедливость: у меня - и голоса нет? И это при моём таком желании петь, да и старании, между прочим?!" - чуть не плача спрашивала я у Ленки, новой подруги по хору, у которой роскошное меццо сияло всеми красками, при полном отсутствии образования... (Маша, кстати, ещё и в пример всем ставила моё усердие, что заставляло девочек, у которых голос почему-то не должен был ниоткуда вытаскиваться, а просто был, сам по себе - чуть ли не хихикать)...
"А потому, голубушка, что бодливой корове бог рогов не даёт!" - посочувствовала Лена, чем навела меня на следующий вопрос: "Да-а-а? А почему тогда Маша со мной занимается, по-твоему?"
"Как - почему? Да потому что ты у неё бесплатный концертмейстер для её студентов, не замечала?"...

Не хотелось как-то верить, но, видимо, червь сомнений заполз на благодатную грядку, потому что как-то стало мне всё больше некогда. Появилась новая, более интенсивная и интересная мне, работа, потом - новая (то есть, простите, первая) любимая собака, а там и бойфренд новый как-то незаметно окопался... Впрочем, к этому времени я и правда как-то уже и петь, и учиться вокалу, незаметненько так, перестала...

А при чём же тут Архипова, скажете?
А при том, что от Маши, действительно хорошего педагога по вокалу, я услышала тогда очень поучительное сравнение. Маша, чтобы подчеркнуть роль труда при огранке таланта, привела в пример троих очень известных, состоявшихся и реализовавшихся оперных див: Архипову, Образцову и Синявскую. Сравнивала она их по двум параметрам: природы - то есть голоса как такового, и труда - то есть настойчивости и усердия. И вот, по Машиному мнению, больше всех из них природа одарила Тамару Синявскую. Голос - просто брильянт, огранённый самой природой, а при этом ещё и артистизм, гибкость, природная красота и яркость... А менее всех как раз готового таланта, с точки зрения Маши, природа отпустила Архиповой. Ну, Образцова у неё была где-то посередине.

И что? Синявская, при всех её несомненных успехах, реализовала свою природу далеко не в полной мере, потратив молодость на переживания по поводу своего Магомаева. А Ирина Архипова, по мнению Маши, имея всего лишь потенциал, не полностью раскрытый от природы - была невероятно трудолюбива и упорна. Пение для неё было всем. И сумела именно трудом, постоянным совершенствованием заставить раскрыться свою природу по максимуму. Высокий профессионализм - вот что ставило Архипову на ступень выше своих, даже очень одарённых, коллег...
Ну, Елену Образцову, честно говоря, Маша вообще мало ценила. Да, собственно, на этом фоне Образцова и вправду как-то не очень, прямо скажем. Я вообще никогда не понимала, как с такими, извиняюсь, утробными низами, вульгарными и стервозными одновременно, можно в Большом петь...
Но это - уже другая тема.

А голос Архиповой мне всегда очень нравился. И вкус её, и чувство меры, и сила внутренняя какая-то при этом - всё очень убедительно.
Так что, сегодня - да будет ей земля пухом, как принято говорить...

Талант и труд...
(Ирина Архипова в роли Марины Мнишек. Фото не знаю, чьё, через поисковик нашла.)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В конце 1980-х - начале 1990-х, когда в стране массово стали появляться подержанные иномарки, не было никаких источников информации о зарубежном автомобилестроении, кроме журнала "За рулём" да рубрики "Автосалон", которую вёл в журнале "Наука и жизнь" Лев Михайлов ...
Лучшие посты в сообществе picturehistory за 25 июня: Американские линкоры типа "Айова" "Забытая" Корейская война 1950-1953 годов. Советско-финская война 1939-1940 годов - это поражение СССР? Каталог с Американской национальной выставки в СССР 1959г. Война США и ...
Когда я тяжело болела, у меня был один очень тяжелый момент. Я тогда сделала уже первый круг, прошла ряд операций и долгую химиотерапию, и была уверена, что теперь все будет хорошо. А потом наступил рецидив. Меня этот шаг назад неожиданно выбил из колеи так сильно - я такого не ожида ...
У меня проблема, с которой я не могу справиться всю свою жизнь. Я не умею поставить себя в коллективе, боюсь людей и очень комплексую У меня с детства есть небольшой дефект внешности, который я не могу исправить. Из-за этого дефекта вся моя жизнь обросла комплексами, в школе меня ...
Из цикла - посмотрите, какие веселые картинки нашла в интернете. ВСе же Божена - веселая женщина, ни дня без приключений. Наверное, именно поэтому она нашла себе богатого мужика и теперь делает богатый ремонт. И не поймешь, то ли она хвастается, то ли жалуется в фейсбуке на трудности этого ...