Такая правда нам не по карману?

топ 100 блогов v_strannik27.11.2017                        Тут давеча в топе ЖЖ обнаружила  пост давно проживающей в Германии дамы о том, как плохо быть бедным на немецкой земле, и на пару минут даже впала  в ступор от изумления.
                             Конечно же,  лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Даже в стране с такой развитой системой социальной поддержки униженных и обиженных, что народ со всех концов мира хоть тушкой, хоть чучелком, рвется в Германию.  Но вот о причинах местной бедности можно спорить. Их много, начиная от  неблагоприятных жизненных обстоятельств и кончая сугубо личными качествами. Однако она в своем посте напирает на то, что, что в бедности особенно виновато немецкое образование - именно и это меня и изумило:
                          «- Получение профессионального (любого) образования в ФРГ - не само собой разумеющаяся и вовсе не простая вещь. Начнем с того, что 8 миллионов (а это 10% населения вообще-то!) элементарно не умеют читать и писать»
                           Про 8 млн неграмотных – это, конечно, сильный аргумент. Но!Интересно, а как все эти 8 млн без водительских прав живут -  без них в Германии никуда? Или все же у большинства права имеются, но тогда как они их получили, если  при проверке зрения, обязательной при сдаче на права, врач просит прочесть несколько небольших текстов?
                             Так что скорее всего, большинство из этих 8 млн - вовсе не те, кто совсем читать-писать не умеет и даже подписаться не могут. Это так называемая функциональная неграмотность, когда люди читать-писать вполне умеют, но понять текст чуть посложнее, чем «Посторонним вход воспрещен!», им сложно.
                            Потому что в школе в Германии учились все. Школа тут не только общедоступна и бесплатна, но и обязательна,  никаких домашних образований не допускается. К родителям, которые вздумают не водить здоровых детей в школу, тут же примет меры соответствующее ведомство.
                            После четвертого класса можно идти в гимназию, и тогда открыт путь в университет, а можно и в простой средней школе доучиться и получить потом какую-нибудь профессию. Пойдет ли ребенок в гимназию или нет, по моим личным наблюдениям, зависит не столько от его способностей, сколько от его желания и строгости родителей, непреодолимых преград тут нет.
                             В немецкие университеты берут без всяких экзаменов, просто по заявлению(разве на самые престижные специальности типа врачей и юристов есть то, что в России назвали бы конкурсом на лучший средний балл в аттестате).  Университетское образование тоже почти везде в Германии практически бесплатно (есть небольшие административные поборы, но это смешные деньги), так что бедность тут не препятствие, было бы желание учиться.  Неимущие студенты могут получить ссуду на учебу, недорогое общежитие, всем дается и дешевый проездной на все виды городского транспорта. Ссуда в ряде случаев может быть потом частично прощена – если, скажем, студент детей завел во время учебы, если учился очень хорошо, или хронически безработный, и т.д.
                             Перспективы найти работу после университета, как и везде, зависят от потребности в данной специальности, и часто находятся в обратной зависимости от того, насколько легко было учиться. Так, у врачей с трудоустройством проблем никаких, более того, у нас в саксонской глубинке врачей не хватает. Равно как нет проблем у физиков-химиков и инженеров(последних с руками отрывают, порой предприятия вербуют инженеров еще на последних курсах!). А вот у тех, кто учились теологии, скажем, или социологии, а также прочим приятным для души, но не очень нужным экономике наукам, проблемы вполне могут быть...
                             А у кого способностей на университет не хватило, могут  пойти либо в «профессиональную школу», либо непосредственно в ученики к мастеру-ремесленнику. И во время этого обучения они даже стипендию получают – надо же им жить как-то!  И знаете, что самое интересное? Что немецкие ремесленники, начиная от булочников и мясников, и кончая плотниками и прочими строительных дел мастерами, регулярно жалуются на то, что не могут найти себе учеников. Потому что многие представители подрастающего поколения руками работать не очень-то рвутся. А некоторые, и их немало, из тех, кто все же осознал истину «нет мозгов - бери руками!», часто настолько тупы, что не могут, скажем, 300 разделить на 10 - этот пример я взяла из репортажа, в котором один мастер-плотник  рассказывал, что проверяет так всех соискателей на место ученика, и каждый второй не в состоянии решить эту задачку.
                              Словом, получить образование и профессию в Германии может каждый, было бы желание и способности.  А вот с этим как раз у некоторых большие проблемы.  Ну что поделать, если один рождается с мозгами Эйнштейна, а другой не в состоянии запомнить таблицу умножения? И кто кому злобный Буратино, если он с детства не хотел учиться(и часто мешал при этом остальным), а его родителям это было до лампочки?
                                 Да и господствующая в педагогике доктрина – учеба должна доставлять удовольствие и ни в коем случае не напрягать, отнюдь не способствует развитию таких качеств, как трудолюбие, дисциплина, и умение заставть себя выполнять даже неприятную работу – словом, готовить к реальной жизни. В некоторых школах, вроде Вальдорфской, где мне довелось поработать, даже и оценок не ставят...
                                   Не очень поднимает мотивацию к учебе и твердая уверенность в том, что в случае чего родное государство в беде не бросит. Поэтому я совсем не удивляюсь, когда узнаю, к примеру, что сын одного нашего знакомого(ученого, между прочим), как-то заявил, что после школы никуда работать или учиться не пойдет, а хочет просто жить на социальную помощь. А другой – закончив приватную (и платную!) школу, сказал, что прежде чем работать, хочет попутешествовать и посмотреть мир, а там видно будет. Меж тем как для тех, кто хочет делать карьеру, каждый год учебы на вес золота.
                             ...А еще мне два знакомых голландца, Питер и Пауль, вспомнились. Оба - дети вполне приличных родителей(у одного даже папа был мэром города), оба закончили университет по каким-то супер-умным философско-социологическим специальностям, и оба холостяки. Эти два здоровых мужика, на которых пахать можно, до сорока лет – именно столько им было, когда мы познакомились, ни дня не работали, а жили на социальную помощь в социальной же(и очень наслабой!) квартире в центре города Наймегена.  И знаете, чем они все эти годы занимались? Боролись за справедливость и равенство, потому что считали, что систему, в которой они живут, надо ликвидировать...

Пы сы.      Нет, я вовсе не либерал, и тоже очень приветствую социальную справедливость, равенство шансов на счастье и прочие идеалы гуманизма. Но мне кажется, что  в борьбе за все это все же стоит придерживаться фактов. Или такая правда нам не по карману?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня и завтра, в рамках международной выставки "Мемориал-2011" в "большом Манеже" (это тот, который на "Манежке" :), впервые будут представлены новые работы Павла Рыженко - две масштабных диорамы, посвященные началу Великой Отечественной Войны. Как ...
На днях в интернете видела новость, что Наташа Ионова ака Глюкоза снялась голой на обложку журнала и получила волну негодования от шокированных её развратностью поклонников. Тысячи людей, до этого восхищавшиеся примерной женой, матерью двух детей, обрушились на певицу с критикой. Да как он ...
Краткие правила участия: копируем полностью код из окошка или просто нажимаем на ...
Ода корейским ракетам Господь, повесь меня на рею, в сковороде поставь на газ, но мне приятно, что Корея обосралась в который раз. Причем, не то, чтоб я злораден. Не то, чтоб им желаю зла. А просто любопытства ради. И чтоб статистика была. Наверно ради этикета я должен выразить печа ...
К вопросу о неравномерности развития человечества на Этом Глобусе. На минувшей неделе, в одни и те же дни, разные страны в который раз показали нам, что на планете одновременно существуют островки, относящиеся к совершенном разным эпохам. Да, формально всё это происходит в XXI-м веке, ...