Св. Григорий Нисский об евхаристии

топ 100 блогов dmitri_kapustin14.06.2011 Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, глава 37
======
Но как существо человеческое есть нечто двойное, срастворенное из души и тела; то спасаемым необходимо тем и другим следовать за Руководящим к жизни. Посему душа, соединившись с Ним верою, в этом имеет основание спасения; ибо в единении с жизнью есть общение жизни. А тело иным способом вступает в приобщение и единение с Спасающим. Ибо, как, приняв по чьему-либо злоумышлению в себя отраву, тлетворную ее силу ослабляют другим составом; и противоядию так же, как и губительному веществу, надобно войти во внутренности человека, чтобы ими всему телу уделена была целебная сила: так, вкусив разрушающего естество наше, по необходимости возымели мы нужду в том, что разрушаемое совокупляло бы снова воедино, так чтобы таковое противоядие, быв принято нами, своим противодействием отразило вредность отравы, прежде сего сообщенную телу. Что же это за противодействие? Не иное что, как оное Тело, которое оказалось сильнейшим смерти и послужило началом нашей жизни. Ибо как, по слову Апостола, мал квас все смешение делает подобным себе (1 Кор. 5, 6.); так и Тело, преданное на смерть Богом, входя в наше тело, целое претворяет и пременяет в Себя. Как по примешении тлетворного к здоровому все срастворение стало ни к чему негодным, так и бессмертное Тело, когда бывает в принявшем оное, все претворяет в Свое естество. Но невозможно чему-либо стать внутри тела иначе, как вошедши во внутренности ядением и питием. Посему необходимо возможным для естества способом принять в себя животворящую силу Духа. Поелику же одно только оное богоприемное Тело прияло в Себя сию благодать, и доказано, что нашему телу невозможно иначе достигнуть бессмертия, как в общении с бессмертным став причастным нетлению: то надлежит рассмотреть, как стало возможно, что одно оное Тело, в целой вселенной всегда разделяемое стольким тысячам верных, в каждом из части делается целым, и само в себе также пребывает целым. Посему, чтобы вера наша, обращая внимание на последовательность речи, не имела никакого сомнения в рассуждении предложенной мысли, надлежит заняться несколько в слове естествословием тела. Кто не знает, что естество тела нашего само по себе, в собственной своей ипостаси, жизни не имеет, но с помощью отвне притекающей силы поддерживает себя, и пребывает в бытии, непрестанным движением привлекая в себя недостающее и отрывая от себя излишнее. И как мех какой, наполненный какою-либо влагою, если влитое будет выходить дном, не сохранит своего вида по объему, когда в происходящую пустоту не будет сверху вливаемо что-либо другое; почему, кто смотрит на объемистую поверхность сего сосуда, тот знает, что она не собственно принадлежит видимому, но что влитое в мех придает вид внешнему его объему; так и устроение нашего тела для своего состава, сколько известно нам, не имеет ничего собственного, но пребывает в бытии привходящею в него силою, и эта сила есть и называется: пища; да еще же, не одна и та же для всех питающихся тел, но некая каждому приличная дается в удел Домостроителем природы. Ибо одни из животных питаются, вырывая себе корни; другим пищею служит трава; а пища иных - плоти. Человеку по преимуществу пищею бывает хлеб, и для поддержания и сохранения влажности - питием не одна только вода, но нередко подслащаемая вином в пособие той теплоте, которая в нас. Посему, кто взирает на это, тот, по возможности, имеет в виду объем нашего тела. Ибо когда бывает это во мне, соответственно своим свойствам делается кровью и телом, по претворении пищи пременяющею силою в виде тела. По исследовании этого объясненным способом должно снова возвратиться мыслию к предложенному. Ибо спрашивалось, как одно оное Тело Христово оживотворяет весь человеческий род тех, в ком есть вера, всем будучи разделяемо и само не умаляясь. Итак может быть, мы близки уже к правдоподобному ответу. Ибо если ипостась всякого тела бывает из пищи, а пища есть ядение и питие, и для ядения служит хлеб и для пития - вода, подслащаемая вином; Слово же Божие, по объясненному в первых главах, как Бог и Слово, вступило в единение с естеством человеческим, и быв в нашем теле, не иной какой новый состав устроило естеству человеческому, но обыкновенными и приличными средствами продолжало существование Тела Своего, снедию и питием поддерживая его ипостась; снедию же был хлеб: то посему, как относительно к нам, о чем говорено уже неоднократно, кто видит хлеб, тот некоторым образом видит человеческое тело, потому что хлеб, будучи в теле, делается телом; так и там богоприемное Тело, принимавшее в пищу хлеб, в некотором отношении было с ним одно и то же, по причине, как сказано, в естество тела преложенной пищи. Ибо что свойственно всякой плоти, то признано и об оной Плоти, а именно, что и оное Тело поддерживалось хлебом. Но Тело то вселением Бога Слова претворено в возведенное до Божеского достоинства; посему не без основания верую, что хлеб, освящаемый Божьим Словом, и ныне претворяется в Тело Бога Слова. Ибо и оное Тело в действительности было хлеб, освящалось же обитанием Слова, обитавшего в плоти. Посему от чего хлеб, в оном Теле претворившись, приял Божественную силу, от того же самого равное сему бывает и ныне. Ибо там благодать Слова святым делала Тело, которого состав был из хлеба, и которое некоторым образом само было Хлеб: и здесь также хлеб, по слову Апостола, освящается Словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 5.), не ядением и питием входя в Тело Слова, но прямо претворяясь в Тело Слова, как сказано Словом: сие есть Тело Мое (Матф. 26, 26). А поелику всякая плоть питается и влагой (ибо без сочетания с нею землянистое в нас не может продолжать жизни; как твердою и крепкою пищею подкрепляем твердое в теле, так и влаге доставляем приращение из однородного с нею вещества, которое, перешедши в нас, прелагающею силою обращается в кровь, особливо если у вина позаимствует силу к претворению в теплоту); а потому, так как богоприемная Плоть Бога Слова в состав Свой приняла и эту часть, и явившееся Слово для того соединилось с бренным естеством человеческим, чтобы общением с Божеством обожилось и человечество: то по сему самому, по домостроительству благодати, посредством плоти сообщает Себя всем уверовавшим, у которых состав из вина и хлеба, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления. Дает же это, силою благословения естество видимого преобразив в тело и кровь.
======

Согласно этому рассуждению, всякая материя, с которой сочетается Логос, есть плоть Логоса, то есть, тело Христа. Евхаристические дары в этом рассуждении считаются освящающими лишь тела причастников, поскольку души освящаются Логосом непосредственно, через веру. Я бы сказал, что такой подход есть нечто среднее между «пресуществлением» и чисто «символическим» подходом – он проще и понятнее, чем «пресуществление», но в нём вводится понятие освящённой неодушевлённой материи (евхаристические дары перед причастием).

Вообще, наличие различных подходов к объяснению евхаристии свидетельствует о том, что единого общеобязательного учения по этому вопросу не было.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По мере того, как движется расследование о деятельности ОПГ отца и сына Арашуковых, поражаешься - кто у нас во власти, какие откровенные бандюки. Два убийства уже фактически доказаны. Сейчас рассматриваются еще три. Причем, убивали они начиная с 90-х годов и вплоть до нынешнего времени. В ...
Возле Офиса президента Украины на улице Банковой появилась зеркальная инсталляция, посвященная 30-летию Независимости Украины. Это слово YOUkraїne, в котором над буквой "ї" вместо точек установлены цифры 3 и 0. Правоохранители, дежурящие у здания ОП, говорят, ...
Название: Программирование для автоматизированного оборудования Автор: П. П. Серебреницкий, А. Г. Схиртладзе Издательство: Высшая школа ISBN: 5-06-004081-X Год издания: 2003 Страниц: 592 Язык: Русский Формат: ...
Они почти умерли. Но люди спасли их. Титаническим трудом, огоромным терпением и любящим сердем. И многие из этих братьев меньших своей жизнью и дарят тепло и любовь, тем кто их спас. На них не зарабатывают денег, за них не дают медали, ими как-то не ...
Халява, СССР! Старина Ольшанский в своем ЖЖ непрерывно и весьма изобретательно проклинает нынешнее «путинское» время, и при этом превозносит «благословенные 70-е», которые видятся ему неким образцом стабильности и процветания. Хохма в том, что если и подбирать аналоги нынешнему ...