Страна Приливов
drugoe_kino — 26.07.2010Я, впервые, наверное, в жизни, не смог закончить просмотр фильма с первого раза: пришлось остановить и досматривать в другой день.
Страна Приливов - притча о совращении и гибели ребенка, увиденная его собственными глазами. Призрачный прекрасный мир маленькой Джелизы-Розы, в который вторгаются чудовищные события. Мертвые мумифицированные тела в этом мире символизируют смерть и разложение, нагло пародирующие любовь и жизнь. Но любовь ребенка - нерассуждающая, беззаветная, поэтому смерть утаскивает ее за собой.
Я бы сравнил Страну Приливов с картиной Лилианы Кавани - Ночной Портье. В обоих случаях насилие и смерть (во втором случае они связаны с темой фашизма) приходят не как совершенно автономные явления, а как искажения истины бытия. "Мощь, в плену у немощи беззубой" - вот что такое преступления по мысли авторов.
Не сомневаюсь, безмозглые критики, каких немало и среди правых консервативных "блюстителей нравственности", и среди левых, начитавшихся Сьюзен Зонтаг (http://shraibman.livejournal.com/504428.html ) , объявят работу Терри Гилльяма - попыткой эстетизации педофилии - подобным же образом они трактовали работу Кавани, обвиняя режисера в эстетизации фашизма или насилия над женщиной. К сожалению, жизнь устроена иначе, чем они видят: дьявольская жестокость - не результат вмешательства неизвестно откуда взявшегося дьявола или иных нечеловеческих сил, но последствие извращения самими людьми правды и любви.
Другое сравнение, которое приходит в голову - с набоковской Лолитой. Лолита - вещь грязная - история, рассказанная и увиденная глазами насильника. Противен его липкий тяжелый наблюдающий взгляд. У Гилльяма - отражение истории в широко раскрытых глазах теряющей рассудок девочки - жертвы своих родителей и прочих обстоятельств беспросветной жизни. При всей тяжести картина носит катарсический отчищающий характер.