Страна, которую мы потеряли...
last_anti_hero — 14.02.2011 ахринетьА вообще я сейчас почитал и посмотрел фотоотчёт о судьбе российского аналога Большого андронного коллайдера и никаких иллюзий относительно успеха тандема не испытываю.
Далее, цитаты по тексту и несколько картинок (причастные могут посмотреть первоисточник).
Строительство ускорительно–накопительного комплекса с проектной энергией пучка 3000 ГэВ (протон — протонного коллайдера на сверхпроводящих магнитах) началось в 1983 году.
В качестве первой «разгонной» ступени планировалось использование уже действующего протонного синхротрона У–70. В течение 11 лет в стабильных и сухих породах на глубине от 20 до 60 метров (в зависимости от рельефа местности) был построен 21–километровый туннель, внутренний диаметр которого равнялся 5 километрам. На протяжении всего тоннеля каждые полтора километра были построены подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, которые были связаны с поверхностью вертикальными шахтами. Проходка была завершена в декабре 1994 года. В том же году был введен в строй первый участок нового ускорителя — подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий У–70 и УНК. В канале были смонтированы электромагнитная система, вакуумная система, приборы наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК.
Пипец, а я в 99–м (болд в цитатах мой L.A. Hero) был там внутри, выглядело все вполне цивильно, общительные техники показывали сверхпроводящие магниты, установленные в туннеле, рассказывали про строящийся синхротрон и про работы на существующем линейном ускорителе (как раз на том, который собирались сделать разгонной ступенью для синхротрона). Даже байку рассказал про ученого, который случайно в пучок головой попал и от того помер :(
Как быстро все в запустение пришло…
Будущее ускорителя, так же безрадостно, как и его настоящее. На охрану и поддержание тоннеля в порядке расходуется около 80 миллионов рублей в год, что естественно не позволяет закончить проект. В настоящее время рассматривается идея использовать тоннель для исследования космических лучей — потока частиц высоких энергий, постоянно бомбардирующего землю. Так же есть идея разместить в подземном кольцевом тоннеле гигантский аккумулятор, который помогал бы поддерживать перегруженную электросеть Московского региона. Свежо предание, да верится с трудом. Остаётся надеяться, что это незаурядное подземное сооружение не бросят и наконец найдут ему достойное применение.
Так же сейчас предполагается в тоннелях выращивать шампиньоны. Модернизация, фигли.
Протяжённость этого тоннеля на 2 км больше Кольцевой линии Московского метро. Схожесть так же в том, что на самом деле в Протвино два параллельных тоннеля, один из которых – технический (для кабелей и труб), размерами точь–в–точь что и основной. В таких размерах нет необходимости. Причина до боли проста: в хозяйстве имелся всего один проходческий щит, которым и выполнялись все работы, тот самый, что и на объектах метрополитена.
Смотришь - и мурашки по коже, как всегда от трупа любого былого или несостоявшегося величия. Так было с Буранами, так было с лодками проекта 941, так и сейчас...
Вот оно, ваше Сколково.
Тоннель был готов в 1994, в 1999 уже всё работало, но тут пришёл новый лидер, начались очередные антитеррористические операции и олимпиады... Одним словом, началась эпоха стабильности и процветания, с шальными нефтедолларами, Суверенной демократией и имперскими амбициями, в которых не остаётся места фундаментальной науке.
И Дмитрий Нанатольевич может теперь сколько угодно презентовать осколково страны в Кремниевой долине и проводить госсоветы, сверяясь с iPad'ом. На фоне всего этого, российский iPhone всё равно что бусы для туземца...
UPD Только действительно великая страна может сначала построить что-то за бешеные деньги, а потом это бросить...
|
</> |