Стоит ли учиться на инженера?

топ 100 блогов Роман Богданов — 12.02.2014 В какой-то момент перед нами возникает вопрос: "На кого отправить детей учиться или переучиваться самим, чтобы в будущем иметь свой кусок хлеба с маслом или повысить свой статус в обществе?" У многих "говорящих голов" (людей, мнение которых в обществе считается экспертным и которых обязательно перецитируют все уважающие себя СМИ) ответ есть! Конечно же, инженеры, врачи и прочее в том духе! Кто-то считает, что мы вернёмся к старому доброму реальному капитализму с резким сокращением финансового сектора (Степан Демура, например) и будем как топать так и лопать, кто-то - к жёстким фашистким режимам (Максим Калашников), кто-то - в "дерёвню" (Герман Стерлигов), общем, много их разных, в любом случае, снова у руля станет человек дела, а главный человек дела, руль людей дела поменьше у нас ассоциируется с инженером (Стерлигова не трогаем))))!
Несколько отвлекаясь, хочу сказать, что, когда я в начале 2000-х выбирал институт, то мне говорили тоже самое, во что я разумеется с радостью поверил, и сейчас спустя уже более чем 10 лет наблюдаю, как некоторые мои бывшие одногруппники, которые пошли не по специальности(например, МЕНЕДЖЕРАМИ ПО ПРОДАЖАМ) периодически стебутся над теми, кто пошёл, а те, кто пошёл, с регулярной периодичностью пересылают друг другу фотку со сравнением вакансий молодого инженера на постсовковом "предприятии" и уборщицы на неполный рабочий день, возмущаются, что: "А мы-то, ещё и 5,5 лет учились," - и прочее... Но цель статьи, постараться объективно рассмотреть процесс обучения на инженера и ниши, которые он может занять, таким образом поняв - панацея ли это?
Попытаемся начать с рассмотрения, что же такое советская школа и, как правоприемница, российская. Дальше я буду излагать свою ГИПОТЕЗУ, поэтому претензии и тестовые вопросы, плиз, в комменты. Как же работала советская школа? Берём массив 7-ми летних детей проводит его через оператор под названием начальная и средняя школа, на выходе получаем массив подросков из которого: недрессируемых отправляем в ПТУ, плоходрессируемых - в техникум, среднедрессируемых - в технический институт, хорошо дрессируемых и детей партверхушки - в университет. Далее, рассматриваем только выпускников технических институтов. После института молодой спец идёт (распределяется) в славную советскую контору (она же НИИ, КБ и прочее), где набирается опыта и через 3-4 года становится каким-то там инженером.
что сразу бросается в этой картинке?
1. Советский Человек точно знает, что работа руками - работа тупого плебея, он знает: "Не учился, так ворочай - в ж..пу ё..ый рабочий!" Вот сейчас мне не надо рассказывать, что мы все очень любили и любим рабочих, потому что: а). почему-то вы с вероятностью процентов 95 не рабочий; б). вы крайне не желаете своим детям и внукам участи рабочего; в). я прикрасно помню как на меня смотрели и о чём со мной говорили люди выросшие в СССР, когда в 18 лет я, чтобы набраться опыта, пошёл работать в сборочный цех техником.
2. Цикл обучения маломальски приемлемого инженера не заканчивается с получением диплома - он заканчивается уже на рабочем месте.
Как вы можете догадаться, в российских технических вузах ситуация ненамного лучше.
Какие проблемы создают данные аспекты:
1. Среднестатистический советский инженер в силу психологических проблем несамостоятелен. Он обязательно должен работать в рамках какой-то системы, потому что работать самостоятельно или в рамках очень маленького коллектива - частенько выполнять некашерные работы самому(ограничение 1). Мы это видим очень чётко сегодня. В стране много работы (таджики это доказали), при чём инженерные знания в ней точно не являются лишними, но у нас существует безработица, т.к. человек решительно не готов идти на определённые работы сам (структурная безработица), причём, часто это не низкоквалифицированные работы, а, например, электрик, плотник, маляр, швея и прочее. Этим работам конечно можно научиться, но, почему-то абсолютное большинство из нас - интеллектуалов, цитирующих Ницше и Конфуция, их делать не умеет, а некоторые даже убеждены, что для поклейки обоев необходим СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Почему это проблема? Дело в том, что многие конечно не заметили, но на территорию нашей страны абсолютное большинство товаров массового потребления завозится из-за рубежа, а оборонка медленно, но верно загибается, поэтому инженер должен стать более активным, потому что, по сути, единственной нишей, оставшейся для него является производство каких-либо штучных или крайне мелкосерийных товаров (шкафчик под заказ спроектировать и сколотить, электропроводку спроектировать и провести и т.п.). Так же, как я понимаю, но возможно не прав, была ещё ниша сразу после распада СССР наладить конкурентное производство каких-нибудь мелких несложных товаров массового спроса типа чайников, светильников, но миллионы самых лучших в мире советских инженеров имея какую-никакую производственную базу с этим не справились. Но повторюсь, возможно это крайне некорректная претензия, потому что бандитизм, безумная инфляция, общее призрение постсовесткого человека к российским товарам...общем, не мне судить.
2.Человек, получив российское техническое образование, но не имея возможности устроиться по специальности (в силу крайне низкой зарплаты или банального отсутсвия предприятий по специальности), по факту образования не получает. Российское техническое образование в принципе не готовит законченного хотя бы слабенького-слабенького специалиста. Из своего опыта, могу сказать, когда я закончил институт, то к своему глубочайшему удивлению обнаружил, что несмотря на то, что я весь из себя расчитывал динамику и прочность узлов ЛА, всякого рода аэродинамики, газодинамики двигателей твёрдого топлива и прочее и прочее, я не умею НИЧЕГО! Точнее, я не умею АБСОЛЮТНО НИЧЕГО! И после окончания института, мне приходилось ещё пять лет очень чётко ставить и жёстко следовать целям, в 2-4 раза занижать зарплату относительно той, которую мог взять на рынке, самообучаться и тратить деньги на спец курсы, чтобы окружающие почувствовали и самое главное я почувствовал себя инженером-программистом.
Скорее всего в данной статье указаны не все проблеммные факторы воспитания советского и российского инженера или указаны не самые важные, поэтому если вы видите более глубинные и фундаментальные проблемы прошу в комментарии. А обычному, нормальному, вменяемому человеку хочется сказать: "Если решите стать инженером или отправить своих детей на него учиться, постарайтесь заглянуть несколько дальше, чем на ближайшие пять лет!"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у greenarine в post Признание бердца дорогого стоит. Мало кто, естественно, держал в руках мои книги, но каждый лично знает человека, который их читал. Весной по телевидению показали передачу со мной, и кажется, ни один мой земляк её не пропустил. Теперь при ...
Правильно говорит кипрская народная пословица:" Выходной день без пикника- все равно, что брачная ночь без невесты". Вот 26 февраля и двинули всей семьей на лоно природы. Хотелось , чтобы 1.поляны были с густой зеленой сочной травой 2.на полянах цветы росли красивые 3. лес сосновый ...
Думаю, в 2024 году основные мировые события будут связаны с Chat GPT, войнами, тяжёлым кризисом инфраструктуры в глобальном масштабе. Произойдёт резкий рывок в переходе к новому миропорядку. К концу года мир будет далёк от своего нынешнего состояния. Сознание людей окажется ещё сильнее ...
Стефан Малларме (Stephane Mallarme) 1842-1898 — французский поэт, примыкавший сначала к парнасцам (печатался в сб. «Современный Парнас»), а позднее стал одним из вождей символистов. Отнесён Полем Верленом к числу «проклятых поэтов». Художник Pierre-Auguste Renoir ...
Этот стул я увидела сегодня на открытии выставки в музее "Новый Иерусалим". Он возвышался на подиуме, как один из экспонатов, хотя экспонатом быть не мог. Ведь выставка посвящена живописным шедеврам и стул к ним не имеет никакого отношения. Одинокий актер на крохотной сцене. P.S. ...