Стоимость женственности: гендерное неравенство в стоимости товаров и услуг в сфере ухода за собой

топ 100 блогов feministki30.09.2012

В журнале ''Gender Issues'' (декабрь 2011) наткнулась на  статью под названием «The Cost of  Doing Femininity: Gendered Disparities in Pricing of Personal Care Products and Services» (что-то типа «Стоимость женственности: гендерное неравенство в ценах на товары и услуги по уходу за собой». Авторы - Megan Duesterhaus, Liz Grauerholz, Rebecca Weichsel и Nicholas A. Guittar.

Статья показалась мне интересной. Авторы отмечают, что эта статья нацелена на проблему взаимодействия между гендером и экономикой, которая в значительной степени игнорируется социальными учеными, а именно – гендерное неравенство в стоимости товаров и услуг в индустрии ухода за собой.  Так, до сих пор недостаточно исследован вопрос о ежедневной цене того, чтобы быть женщиной (то есть цене женственности). Авторы обнаружили, что женщины платят больше, чем мужчины, за те же услуги и товары – в частности, женщины, как правило, платят больше, чем мужчины, за дезодоранты, стрижки и услуги химчисток. То есть, если женщины на самом деле платят больше за базовые услуги и продукты, тогда о женщинах можно сказать, что для них «делать гендер» выходит гораздо дороже, чем для мужчин.

Авторы утверждают, что подобные практики укрепляют эссенциалистское понимание гендера (согласно которому женщины и мужчины биологически разные) и выставляют дополнительные экономические трудности для тех, кто и так зарабатывает меньше.

Ниже предлагаю вашему вниманию примерный перевод. Если временами он довольно корявый, заранее прошу прощения (делала параллельно со своей работой).



Ценовая дискриминация – практика взимания разных цен с разных групп людей – существует на разных рынках по признаку расы, гендера и класса. Хотя в Штатах нет федерального закона, запрещающего ценовую дискриминацию по признаку гендера, но тем не менее ряд штатов и городов (Калифорния, Массачусетс, Нью-Йорк) объявили незаконной практику взимания с женщин и мужчин разной цены за одинаковые услуги.

Например, существует исследование, выясняющее, действительно ли автомобильные дилеры дискриминируют женщин и другие группы в процессе покупки нового автомобиля. Было обнаружено, что дилеры делают гораздо лучшее начальное и финальное предложение  белым мужчинам, чем черным мужчинам, черным женщинам или белым женщинам. Например, по сравнению с ценой, предлагаемой белым мужчинам, цена, предложенная белым женщинам, была примерно на $200 выше, черным женщинам - на $400 выше, черным мужчинам – на $900 выше. При этом даже при отсутствии торга двое из пяти белых мужчин получали лучшее предложение, чем их «коллеги» получали даже после сорокаминутных торгов.

California Assembly Office of Research также обнаружила, что женщины систематически платят больше, чем мужчины, за услуги парикмахерских и химчисток. Например, из 199 салонов и 67 химчисток, исследованных в Нью-Йорке, 48% парикмахеров взимают с женщин больше, чем с мужчин, за простую стрижку; женщины также платят примерно в три раза больше, чем мужчины, за рубашки, отданные в химчистку.

Конечно, можно возразить, что разная цена оправдана в силу того, что услуги или товары не идентичны. Например, Liston-Heyes и Neokleous выяснили, что салоны «унисекс» оправдывают более высокую цену для женщин тем, что женщины «требуют больше времени», «более придирчивы», «более трудные» и «большего ожидают».  Кроме того, Liston-Heyes и Neokleous специально опросили мастеров салонов красоты. Они, в свою очередь, отметили, что технология стрижки одинакова для мужчин и для женщин, что обучение, необходимое для работы мужским мастером, занимает столько же времени, сколько обучение для работы мастером-унисекс или женским мастером, и что зарплата, получаемая женскими и мужскими мастерами практически не отличается. Таким образом, в действительной практике не находится рациональных аргументов для взимания с женщин большей цены за базовые стрижки, чем с мужчин. Даже если мы признаем, что такие различия, как длина волос, длительность предоставления услуги и используемые материалы, могут различаться для женщин и мужчин, заслуживает внимания тот факт, ценовые политики до сих пор часто базируются на самом гендере, а не на этих различиях.

Myers замечает, что похожие аргументы были сделаны представителями химчисток для оправдания более высокой цены для женской одежды, чем для мужской: «Трудно отжимать женскую рубашку на оборудовании, разработанном для мужских рубашек».  Экономист Лэндсбург (Landsburg), говоря о своих попытках понять, почему за чистку рубашек с женщин берут больше денег, рассказывает: «Я позвонил трем разным химчисткам и попросил их объяснений. В первой сказали, что мужские рубашки отжимаются на специальном оборудовании, в то время как женские – вручную. Это меня удивило: почему бы в таком случае не назначить разные цены на разные виды отжима. Во второй мне сказали, что женские рубашки требуют специального отношения, потому что они обычно имеют на себе следы парфюма. Это заставило меня удивиться, почему мужчины, пользующиеся средствами после бритья, не являются хронически неудовлетворенными своими химчистками. Третьи просто сказали, что такова их ценовая политика, и если мне что-то не нравится, я могу выбрать другую химчистку». 

Интересно, что такие оправдания отражают практики в других областях, особенно в области занятости. Акт о равной оплате труда от 1963 года (который требует, что за равную работу на одном и  том же рабочем месте должна делаться равная оплата),  указывает, что работа не должна быть идентичной, а всего лишь «равной по существу». Даже после контроля за характеристиками работы и множества других факторов, женские зарплаты ниже мужских. И здесь ситуация похожа: на работе женщинам не платят равную с мужчинами зарплату (мол, приоритеты женщин в семье, а не на карьере); с женщин взимают большие деньги за одинаковые услуги, давая похожие объяснения (мол, женщинам труднее угодить, необходимы специальные ингредиенты, требуется больше времени и т.д.) – оба этих факта фундируются культурными гендерными стереотипами.

Салоны
Из 100 салонов, которые были отобраны для исследования, только 15 предлагали равную стартовую цену для женских и мужских стрижек. Не было ни одного салона, который бы предлагал женщинам более дешевые стрижки, чем мужчинам. В среднем женщины платят $35.02 за базовую стрижку, а мужчина за нее же платят $22.78. И это только за саму базовую стрижку; реальная стоимость услуги часто выше из-за дополнительных «надбавок», таких как текстура волос, длина волос, «сложность» стрижки. Кроме того, указывается, что чем более «фешенебельный» салон, тем выше магнитуда различий между ценами на женские и мужские стрижки.

Химчистки
В исследовании сравнивались цены, взимаемые с женщин и мужчин за чистку их костюмов (из двух частей), пиджаков, рубашек. Не было обнаружено значительных отличий в стоимости чистки женских и мужских костюмов, пиджаков и брюк. Однако была обнаружена значительная разница в стоимости чистки женских и мужских рубашек. Средняя стоимость чистки мужской рубашки составила $2.06, тогда как для женской рубашки эта цифра равнялась $3.95. Это ценовая разница существует даже до учета дополнительных расходов, вызванных, например, особой тканью рубашки (например, шелка) или наличием украшений или плиссировок (складок).

Товары по уходу за собой
Нет значительной разницы в ценах на одну упаковку дезодоранта для женщин и мужчин. Так, на первый взгляд может показаться, что женщины и мужчины платят одинаковую сумму за дезодорант, но при более детальном рассмотрении оказывается, что женский дезодорант содержит меньше унций и, соответственно, цена за унцию в нем выше, чем мужском. В среднем женщины платят $1.44 за унцию дезодоранта, тогда как мужчины - $1.15; разница – почти 30 центов за унцию. Сверх того, типичный контейнер для женского дезодоранта содержит 2,29 унций, а для мужского – 2,86.

Объяснения
В общем и целом наши данные позволяют предположить, что женщины, как правило, платят больше, чем мужчины, за определенные товары и услуги, и это имеет важные следствия для ежедневной жизни женщин. Хотя эти товары и услуги относительно недороги (хотя цена стрижки для женщин может достигать ста долларов и выше), общая их стоимость не является такой уж незначительной. Эти цены, помимо всего прочего, больше всего бьют по тем, кто и так получает меньшие зарплаты.  

Эта высокая цена женственности разжигается культурными ожиданиями, согласно которым женщина должна быть привлекательной, и самим желанием женщин быть привлекательными. Кажется, что женщины на самом деле готовы платить больше за товары и услуги. Почему женщины готовы действовать так «иррационально» (экономически говоря)? Один из ответов заключается в том, что они так поступают для того чтобы создать или поддержать разницу в значимых аспектах (то есть в гендере), и происходит это на стыке проблем тела, идентичности и консьюмеризма. Другими словами, конструирование субъектом своего гендера частично завершается потребительскими практиками.  Выбор между тем, какой  продукт или услугу покупать – это в меньшей степени история о какой-то существенной разнице между конкурирующими продуктами и в большей степени история о том, как выбранные объекты отражают идентичность потребителя. Люди выражают себя через то, что они покупают, будь это одежда, автомобили, электронные устройства или музыка. 

Результаты этого исследования позволяют предположить, что персональная идентичность выражается даже через покупку большинства «обыденных товаров» и услуг (бритвы, дезодоранты, стрижка волос). 

Хотя «полезность» продуктов ухода за телом, вероятно, основная причина для их покупки (так, дезодорант покупается и используется для того чтобы скрыть запах тела), тем не менее товары покупаются также ради их символического значения (так, дезодорант с цветочным ароматом и дополнительным увлажнением мыслится как что-то, придающее красоту и женственность телу). Покупая «женские» дезодоранты, используя «женские» бритвы или делая «женские стрижки», женщины способны выражать себя как «женственных» в этом почти совершенно маскулинном мире. Возможно, именно по этой причине многие услуги и товары, предназначенные для мужчин, имеют меньшую цену: выражение мужественности через потребление не так сильно завязано на внешнем лоске и внешности вообще, хотя для некоторых мужчин это может быть и не так. 

Это исследование обнаружило, что определенные товары склонны отражать большее неравенство, чем другие товары. По большей части это касается товаров, которые делают свой наиболее видимый вклад в «гендерирование» тела. Например, если речь идет о химчистках, то вещь, в наибольшей степени отражающая неравенство – это рубашка (возможно, наиболее «гендерный» предмет одежды из тех, что мы изучали). Как мужчины, так и женщины носят брюки, но только женщины носят «блузы». 

Возможно, больше может рассказать неравенство, окружающее прически. Прически – это то, что видно всем, и это главный способ, с помощью которого женщины «делают гендер» (а также расу и класс). Как замечает Barber, «волосы – это социальный символ, который позволяет людям связывать себя с другими, наряду с линиями расы, класса, гендера, сексуальности и возраста».  Далее, салоны красоты это место, где женщины участвуют в женской культуре, и, таким образом, участвуют в «натурализации» социального заказа.

Мы полагаем, что услуги и товары, которые наиболее очевидным образом вносят вклад в визуализацию гендера, такие как прически или женственные рубашки/блузки,  наиболее чувствительны к ценовому неравенству. Прически, - в частности, как оттого, что они публично видимы, так и оттого, что они биологически привязаны к телу и позволяют женщинам участвовать в «женской культуре» (тогда как поход в химчиску не позволяет), - вероятно, одна из сфер услуг, за которую женщины готовы платить более высокую цену. 

Эти объяснения через «видимость», конечно, не объясняют полностью, почему дезодоранты, среди прочих товаров по уходу за собой, показывают значительную разницу в «гендерной» цене. Дезодорант, конечно, невидим (хотя многие дезодоранты ароматизированы и могут пахнуть более «мужественно» или более «женственно», но это разница, вероятнее всего, не замечается). Тем интереснее рассмотреть важность дезодоранта в терминах ухода за телом. Turner обсуждает концепт «социальных жидкостей» («social fluids»), утверждая, жидкости, истекающие или просачивающиеся из тела, воспринимаются как опасность и источник загрязнения. «Самая пугающая женская жидкость – это, конечно, менструальная жидкость», но если мы серьезно относимся к идее о том, что любая жидкость, истекающая из тела, воспринимается как опасность, то легко увидеть, почему женщины могут быть убеждены вкладывать больше в то, чтобы это предотвратить. Вероятно, мужские «социальные жидкости» более приемлемы, чем женские, поэтому обильные истечения (и запах) могут более негативно отразиться на женском имидже, чем на мужском.

Но сосредоточенность исключительно на индивидуальных практиках игнорирует структурные черты, служащие усилению гендерного неравенства. Мы полагаем, что чтобы понять, почему женщины тратят больше денег на товары и услуги по уходу за собой, важно также рассмотреть гендерные институты, в рамках которых они действуют. Женщины обязаны уделять особое внимание тому, как они презентуют самих себя в публичных пространствах и на рабочем месте, потому что их внешний вид «что-то означает». Хотя от женщин ожидается, что на рабочем месте они будут действовать, что называется, «маскулинно», они, тем не менее, сталкиваются  также  с социальными ожиданиями того, что женщины должны быть женственными. В ответ женщины могут покупать и использовать выражено «женственные» товары для того чтобы усилить свою женскую идентичность, а также чтобы удовлетворять гендерным ожиданиям на рынке труда.

Ценовые отличия по признаку гендера могут быть устойчивыми только в том случае, если: 1) женщины верят в то, что это естественно и нормально – платить больше, чем мужчины, за, по существу, те же самые товары и услуги, и 2) женщины убеждены, что действительно существует «необходимость» в гендерных товарах (или что товары, предназначенные рынком для мужчин, не подходят для нужд женщин). Товары, направленные на тот или другой гендер, таким образом, укрепляет идею о том, «гендерные» продукты укоренены в биологической разнице полов (например, уровень ph, гормоны) и социальной разнице полов (гендера) – например, уход за собой, ухода за внешностью).

Очевидная приемлемость гендерно-базированной цены в обществе (с учетом отсутствия публичного или академического внимания к этому вопросу) отражает культурную перцепцию о том, что гендерные категории неизменны и что женщины и мужчины действительно кардинально разные типы человеческих существ, которым необходимы разные товары.
…Конечно, здесь есть некоторая ирония: если бы женщины и мужчины на самом деле были сущностно разными, не было бы никакой нужды доказывать это ежедневно – посредством одежды или товаров. Таким образом, гендерные товары предоставляют нам еще одно средство, с помощью которого мы «делаем гендер» в повседневной жизни. 



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какие официальные талисманы у команд КХЛ?СКА - конь-огоньСалават Юлаев - куница ...
рисовал для себя,несколько недель в свободное ...
Пользователь Twitter с ником @Wparks91 обратился с вопросом по математике начальных классов. И получил один ответ, но и разные варианты решения. В комментариях пользователи удивились тому, что не все одинаково подходят к одной и той же задаче. И понеслось.. Вопрос состоял в том, как ...
Оригинал взят у ups_wau в Груз 200 . Россия тихо приняла... Історія першого вантажу 200 із ДНР Слава Демкова 02 червня 2014, 08:00 На границе в Устиновке тихо. В сторону России никто не едет, и еще пять минут назад скучавшие пограничники теперь удивленно рассмат ...
Окрошка — один из самых популярных в нашей стране холодных супов летом. Существует не менее двадцати рецептов этого блюда — на мясе, рыбе, с добавлением хрена или редьки. Также встречаются варианты этого супа с фруктовыми ингредиентами и даже морепродуктами. Особую любовь к этому ...