Старение людей и сюжетов
sumka_mumi_mamy — 23.10.2017 Посмотрели на этой неделе «Летят журавли» (1957) и «Анну Каренину» (1967) с Татьяной Самойловой. В первом фильме Самойлова удивительная красавица, похожая на Одри Хэпберн. Она играет глазами, губами, ресницами – каждой чертой живого, прелестного лица. От двадцати трех до тридцати трех актриса заметно изменилась внешне. Лицо стало статичным, на нем будто тень старости. Она играет теперь интонацией, не мимикой. И 42-летняя Плисецкая, и бывший муж и ровесник Лановой выглядят моложе и живее.Я замечаю порой на лицах друзей юности (думаю, они на моем – тоже) мимолетное выражение старости. По ходу разговора в их мимике, улыбке на несколько секунд вдруг прочитывается, какими они будут через 30 лет. Выражение лица меняется, и вот уже они такие, как были 20 лет тому назад. Люди сегодня медленно старятся, особенно те, кто занимается интеллектуальным трудом. В 40 лет все еще носят совсем молодые лица, на которых лишь изредка проступает будущая старость. В 60-е годы прошлого века было иначе, но на фоне моложавых коллег Самойлова смотрится женщиной в возрасте, и эта драма занимала меня больше всего.
***
История «Анны Каренины», в отличие от большинства классических сюжетов, легко представима в современном мире. Выбор между возлюбленным и ребенком, которого не отдает влиятельный муж, трагичен в любую эпоху. Даже маргинализация Анны, выпадание из круга воспроизводимы в сегодняшних условиях: можно себе представить, например, что ее травят в интернете, и никто не решается заступиться.
Какие еще классические сюжеты с легкими модификациями читаются как современные? Главная интрига «Евгения Онегина» не устарела. «Убив на поединке друга» – нереалистично, но можно себе представить, что Онегин довел незрелого, впечатлительного Ленского до самоубийства и остро чувствует вину. «Войне и миру» уже понадобится слишком много модификаций, сюжет изменится до неузнаваемости. Причем в большинстве случаев, мне так кажется, не доступность мобильной связи и гугла делают сюжеты невоспроизводимыми. Можно и сегодня отрезать героя от мира. Я знаю взрослых, профессионально успешных людей, которые обходятся без социальных сетей и сотового телефона и в Интернете вообще никак не засветились. Сюжеты устаревают, в первую очередь, из-за житейских коллизий.
Когда я писала диплом по «Войне и миру» и диссертацию по «Темным аллеям», мне казалось, что смерть в родах – шаблонный сюжетный ход. Впоследствии, едва не повторив судьбу маленькой княгини и Натали, я пересмотрела свою точку зрения, но в современных романах такой поворот сюжета уже практически не встретишь. Однако больше всего классических сюжетов придется «забраковать» из-за «одноразовости» героинь. Классический роман не давал «падшей» женщине шанса. Однажды оступившись, она уже не могла жить в романном пространстве наравне с другими персонажами. Парадоксальным образом, драма Анны Карениной не в этом.
|
</> |