Станция Гдов и немного истории этой линии.
flackelf — 26.05.2018 История про одну убыточную и закрытую железную дорогу.Бывшая станция Гдов это одна из примет малонаселенной Псковской области.
Что и говорить, городок Гдов, имевший 30 лет назад население в 6 тысяч человек, теперь населяют всего 3,5 тысячи. И это в условиях этих мест считается городом, местным центром цивилизации на Чудском побережье, потому что вокруг вообще ничего нет. С запада озеро, с востока стена из лесов и болот. Ближайший город Сланцы, но это уже богатый и густонаселенный регион - Ленинградская область. До Пскова от Гдова примерно километров 120 строго на юг, через лесистую и заболоченную местность.
Для сравнения.
На юге страны, обычные никому не известные деревни имеют такую же численность населения, как древний город Гдов на берегу Чудского озера. Вот что такое северо-западная глубинка России.
А вот население Санкт-Петербурга и прилегающих районов области стремительно растет. Наш регион стал громадным региональным центром притяжения и развития.
1. Закрытое здание бывшего вокзала в городе Гдов.
2. И то, что из себя представляет бывшая станция. Вид на юг, в сторону Пскова.
3. Вид на север, в сторону Веймарна.
4.
5.
6.
7. А когда-то лет 40 назад звучало: "Внимание, на 1-й путь прибывает поезд Ленинград - Гдов".
8.
9. Бывшая Привокзальная площадь.
Немного истории этой дороги.
Станция Гдов возникла на построенной в 1915 году железнодорожной линии Нарва - Псков, которая шла вдоль озер - Псковского и Чудского. В тот период эта дорога вдоль озер была важна потому, что шла Первая мировая и остро не хватало железных дорог для переброски войск в западных районах страны. И вообще еще не кончился российский железнодорожный бум, когда дорог строили много.
10. Вот именно так и прошла это железная дорога. Не было ещё ни водохранилища на Нарве, ни города Сланцы.
11.
После гражданской войны, Нарва и Ивангород отошли к Эстонии и северный кусок дороги оказался таким образом обрезан территорией другого государства.. Он так и представлял из себя длинную тупиковую дорогу от Пскова на север, почти что до Нарвы.
Наконец в 20-е годы, в этих краях были открыты месторождения горючих сланцев и по инициативе С.М.Кирова начали строить поселок (позже город), получивший название - Сланцы. В связи с разработкой этих месторождений возникла необходимость в железной дороге и ее построили, на это раз от станции Веймарн, которая чуть восточнее Нарвы. Эту дорогу соединили с оборванной линией идущей через Гдов от Пскова и таким образом целостная железная дорога на Псков, вдоль озер, в 1924 году была восстановлена. Но пришла война.
Немецкие оккупанты кстати очень активно использовали линию Псков - Гдов - Сланцы - Веймарн для снабжения частей группы "Север", блокировавших Ленинград и даже перешили ее на европейский размер. Эта дорога, проходящая по псковской лесной глуши часто подвергалась ударам партизан.
В 1944 году, при отходе, противник вывел железную дорогу Гдов - Псков из строя настолько сильно, что ее решили вообще не восстанавливать. Хотя может были и иные причины этого. С тех пор станция Гдов и стала тупиком.
12. Так выглядела эта железная дорога с 1944 по 2012 год.
При СССР сюда ходил пассажирский поезд из Ленинграда, изредка попадали короткие грузовые поезда. Ходил пассажирский поезд из нескольких вагонов и после 91 года. В нулевые годы на линии появился современный дизель-электропоезд ДТ1. Грузового движения до Гдова уже практически не было, оно было только до станции Сланцы, что в Ленобласти.
Линия Сланцы - Гдов постепенно ветшала и вопрос о ее закрытии стал неизбежным, когда Псковская область, в связи с убыточностью этой линии, перестала выделять на нее деньги.
С 2012 года движения на участке Сланцы - Гдов нет. Питерский ДТ1 ходит лишь до станции Сланцы-Товарная, то есть почти до границы областей.
Опять сказался этот региональный фактор, точно также как и на границе Тверской и Ярославской областей.
Сейчас линия Сланцы - Гдов считается законсервированной. Впрочем рельсы местами разобраны и учитывая общее демографическоеи и экономическое состояние этих районов, восстановлению в будущем едва ли подлежит.
Приведу также несколько фоток - как было раньше. Фото нулевых годов.
13. Фото 2009 года. Даже не верится, что сюда даже ТЭП70 заходили.
</</a>a>
14. Фото 2006 года, еще до появление дизель-электропоезда ДТ1. Поезд Санкт-Петербург - Гдов.
15. Фото 2009 года. ДТ1 на станции Гдов.
16. Снято тогда же. Еще живой вокзал.
17. А места тут удивительно красивые. Природа просто обалденная и людей совсем мало. Туризм, вот единственное годное применение для этих мест у древних озер.
Кстати в городе Гдов местность совсем мало отличается от той, что в 900 километрах южнее.
Попутные фотографии железнодорожной линии Веймарн - Сланцы.
18. Сразу за Кингисеппом пересекам эту линию. Платформа Туганы.
19. Через несколько километров дорога снова пересекает эту линию.
20. Уже в городе Сланцы пересекаем какие-то промышленные ветки, которых тут полно. Эти уже не работают.
21. В Сланцах имеется довольно приличный вокзал 1924 года постройки. И место неплохое, прямо у въезда в центр города со стороны Питера.
Кстати город Сланцы произвел на меня неплохое впечатление. Но об этом будет отдельный пост.
22.
23. Тут как раз недавно прошел ДТ1 из Питера и у вокзала оживление. Через какое-то время он пойдет назад, а пока он ушел на свою конечную станцию, что на другой стороне реки Плюсса.
24. На запад к мосту через Плюссу и концу этой жд линии.
25. На Веймарн.
26.
27. Уже на той стороне реки Плюсса. Пересекаем жд ветку перед станцией Сланцы-Товарная.
28. Проезжаем мимо этой станции.
29. Сделали остановку.
30. Дорога все еще идет на юг, в сторону Гдова.
31. В глубине виден пригородный поезд ДТ1, прибывший из Питера.
32. Это кажется был последний переезд на этом направлении. Больше действующей железной дороги мы не видели.
33. Вот тут слева идет уже заросшая с 2012 года насыпь со снятым рельсовым полотном.
34.
35.
|
</> |