Средний класс? ... Мещанство!

топ 100 блогов Александр Андрух09.04.2011

Еще с детских лет я хорошо помню тот негативный смысл, который советские люди, как правило, интеллигентного склада и восприятия жизни, вмещали, на первый взгляд, в безобидное слово – мещанин. Моя мать, будучи учителем, очень стыдилась иметь в доме всех этих разнокалиберных фарфоровых рыбок и слоников, которые в ее понимании служили признаком мещанского вкуса и «эстетических» предпочтений, чем невольно способствовала развитию моего детского чувства зависти, так как, приходя в гости к тетке, я всегда с восхищением и открытым ртом созерцал эти чудеса!

В школе, слыша на уроках пламенные призывы – «светить, и никаких гвоздей!», во мне сформировывалось стойкое презрение к людям, мещанского образа жизни. Да, и впрямь, судя по литературным произведениям, по фильмам, по, призывающим все к тому же горению и яростно осуждающим мещанство, плакатам, персонажи подобного толка, мягко говоря, не могли внушить симпатии к себе.

Но это мировосприятие уже несколько отошло в прошлое. Как же обстоит все на самом деле? Что значит быть мещанином? Достоин ли он порицания или же явление это плавно перешло в разряд положительных?  

Часто от наших политиков, экономистов, просто «сведущих» людей приходится слышать их сетования, на то, что, дескать, не сформирован у нас в обществе так называемый «средний класс», слишком тонка эта прослойка, нет в народе устремленности сформировать в себе «психологию среднего класса»! Отсюда, дескать, мы так и живем, поэтому и имеем ту наглядную картину, которую имеем! На цивилизованном Западе и жизнь хороша по причине доминантного положения этого социального пласта общества! Он-то и создает жизненный тонус сытости и благополучия! На нём-то и зиждется фундамент европейской цивилизации и её ценностей!

Недавно по ТВ, в новостях промелькнул репортаж о Чехии. Там в одной из школ, в качестве эксперимента, детям перестали давать уроки чистописания, а учат писать только печатным стилем. В дальнейшем, если эксперимент окажется удачным, планируется распространить методику  по школам всей страны. В конце, правда, обмолвились, что выросшие на этом дети не смогут прочесть, скажем, письма своих бабушек. Ну, да не велика беда! Разве это – главное? Да и нужно ли им это будет – ведь разобрать текст в компьютере они смогут легко!

Подумалось: до чего же дошла рьяность выхолащивания индивидуальности в сытых этих западных странах! Масса полуграмотных, но неплохо прикормленных исполнителей, которые лишены даже своего почерка! Каков следующий шаг к обезличиванию и отупению масс? Какой огранке еще нужно подвергнуть обывателей, основу среднего класса? И та ли это огранка, к которой должны стремиться и мы? Тот ли это стиль жизни, который нужно слепо копировать? Великий Максим Горький писал, «что русский народ чрезвычайно самобытен и что греховная западная наука, развратные формы жизни Запада совершенно не годятся для него. Влияние Запада может только испортить, разрушить кроткую, мягкую душу и прочие редкие качества народа-богоносца…».

Он так характеризует этот пресловутый средний класс, который у нас давно уже имеет свое имя: «Мещанство — это строй души... Основные ноты мещанства — уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей. Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в жизни». И далее пишет: «Отвратительное развитие чувства собственности в обществе… может быть, объясняется тем, что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность…».

Да, банальная истина нашего времени – деньги правят бал, капитал – владыка! Они – божок и вожделение представителя «среднего класса» - мещанина  по сути своей! «Жестокость богатства так же очевидна, как и глупая жадность его. Неразборчивый, как свинья, капитал пожирает всё, что видит, но нельзя съесть больше того, сколько можешь, и однажды он должен пожрать сам себя — эта трагикомедия лежит в основе его механики. Сила капитала — механическая грубая сила; этот ком золота, точно ком снега, брошенный под гору, вовлекая в себя всякую дрянь, увеличивается в объеме от движения, но само движение слепо, безвольно и не может иметь оправдания, когда оно давит и уничтожает миллионы людей... Но для мещан капитал — идол, сила и необоримая власть, и они раболепно служат ему, довольные теми объедками, которые пресыщенное животное бросает им под стол, как собакам. Они не обижаются на это — чувство человеческого достоинства не развито у мещан,— ослепленные блеском золота, они служат господину не только из страха пред силой его, но уважая силу, и не только служат, что естественно, ибо и мещанин любит есть много и вкусно, но подслуживаются, что уже противно…».

«Есть два типа индивидуализма: индивидуализм мещанский и героический.

Первый ставит «я» в центре мира — нечто удивительно противное, напыщенное и нищенское. Подумайте, как это «красиво» — в центре мира стоит жирный человечек с брюшком, любитель устриц, женщин, хороших стихов, сигар, музыки, человек, поглощающий все блага жизни, как бездонный мешок. Всегда сытый, всегда трусливый, он способен возвести свою зубную боль на степень мирового события, «я» для этого паразита — все!

Второй говорит: «Мир во мне; я все вмещаю в душе моей, все ужасы и недоумения, всю боль и радость жизни, всю пестроту и хаос ее радужной игры. Мир — это народ. Человек — клетка моего организма. Если его бьют — мне больно, если его оскорбляют — я в гневе, я хочу мести. Я не могу допустить примирения между поработителем и порабощенным... Великое, неисчерпаемое горе мира, погрязшего во лжи, во тьме, в насилии, обмане, — мое личное горе…». (М.Горький,  «Заметки о мещанстве»).

И когда мы все будем готовы к преобладанию и торжеству второго типа, когда каждый поймет и прочувствует до кончика ногтей это «... великое, неисчерпаемое горе мира, погрязшего во лжи, во тьме, в насилии, обмане», и будет переживать в своем сердце все это, не как представитель «среднего класса», не по-мещански скупо и отстранённо, а как «личное горе», как непосредственно его касающееся, тогда у нас появится шанс на выздоровление, на исцеление от этой болезни слепого подражания, преклонения перед чуждыми нам ценностями и укоренение в своей родной почве, обустройстве своего дома по своим правилам и законам! Без менторского похлопывания свысока по плечу со стороны какого-нибудь чужеземного замухрышки-мещанина!  

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Прочитала у френда blowsmymind пост про передачи, на которые он подсел. Три передачи, которые ведут три лысых мужика. Мое внимание привлек один из них - Ярослав Брин . Тоже подсела на его передачи. Кстати, Ярослав - сибиряк, причем родом, как и я, из Восточной Сибири. Сейчас живет в ...
Возможно глупый быстровопрос. Заметила, что у дочки язык иногда... вертикальный. Вот не в обычной плоскости, а повернут будто вбок но не кончик, а весь, и плоскость получается вертикальная. Она правда сейчас активно им шевелит, высовывает, двигает по-всякому. Тренирует звуки и движения ...
Не все, наверное, знают, а уж помнят-то точно лишь немногие, что раньше все сыпучие продукты привозились в магазины в мешках. Продавец (в подавляющем большинстве это была продавщица) зачерпывал совком ту же манку из ящика или просто из мешка и насыпал её в свёрнутый из коричневой бумаги ку ...
Пока мы тут ссанными тряпками гоняем примусов по нашему же ресурсу, Фрицморген написал "письмо Калашникова президенту Медведеву" министру связи и массовых коммуникаций РФ Никифорову Н.А. http://fritzmorgen.livejournal.com/525621.html Моё терпение кончилось. ...
Скажите мне пожалуйста, мартовские посылки все получили? 2 месяца в экспорте и не в НГ - это слоурашнпост, да. Когда начинать перезаказывать? Или что? Просить возврат? Что-то я в ...