Советское такси как судьба | Ушат Помоев

топ 100 блогов Ушат Помоев — 25.03.2012 Начало
Придя из армии, нужно было поступать в вуз, но в армии тогда служили три года и я порядком подзабыл науку и решил устроиться в такси, поработать годик и подготовится в вуз. Если б я знал, что этот годик растянется на двадцать долгих лет! Да и если бы знал, что то знание жизни, которое дало мне такси невозможно сравнить ни с чем, я бы не рвался в интеллигенты

Лет тридцать назад улицы Москвы выглядели не так как сейчас, сплошным потоком шли жёлтые такси и редко редко мелькали жигули и москвичи - чайники.Среди профессионалов таксисты считались ассами Такси не были транспортом для элиты. на такси ездили все и бабушки на вокзал и студенты на    лекцию и конечно жулики на свои дела. надо ли говорить,что таксисты были в курсе самых разных темных дел.Таксисты были пожалуй единственными гражданами СССР которым не нужно было объяснять, что такое рыночные отношения и в то время когда советские образованцы были уверены, что чаевые унижают достоинство советского человека, таксисты жаждали что бы их унизили таким образом и заплатив совсем немного сверх счётчика ,можно было рассчитывать на взаимопонимание.Когда началась перестройка ,можно было только дивиться, как быстро сошла с нашей интеллигенции эта блажь и как быстро, придя на рынок торговать штанами бывшие научные сотрудники освоили эти рыночные отношения.Это ведь с перестройки начались странные отношения между пассажирами и извозчикам, когда ты останавливаешь машину и должен сказать водителю сколько ты заплатишь. Во всём мире наоборот. Наш иизвозчик хорошо знает сколько стоит доехать до метро, ну а вдруг ты дашь больше? Отсю да вопрос А сколько дашь?

 В такси эти отношения были основой жизни всегда,работая в такси, я привык к тому, что деньги решают любые вопросы, дело только в их количестве Но их ещё нужно было добыть. С гривенников на чай не сильно разбогатеешь Приходилось вертеться Вот пример автомашина волга рассчитана на 200000км пробега,  а в такси они ходили по 350000.Как вы думаете за счёт чего? Только  за счёт того, что каждый лишний километр был оплачен нашими рублями. Каждый ремонт, каждая дефицитная деталь, а какая тогда не была дефицитом, была мною куплена лично из того, что оставалось после работы. Дать слесарю за ремонт, дать кладовщику за деталь,дать медсестре если голова с утра болит. А с чего давать то? Из зарплаты? Да вы смеётесь. Нет денег-значит не умеешь работать

                      Экономика

В Москве   было 20 таксомоторных парков ,потом стало 21, в каждом по 1000 машин, стало быть по 2000 шоферов при ценах на такси -10 потом 20 коп за км из прибыли которое давало такси дотировались остальные пассажирские перевозки, которые были лланово убиточными, но нам то шоферам от этого было не легче. Большая экономика нас не касалась
Да и экономика эта было социлистической, возможной только при условии, что в стране существуют две а то и три цены на один продукт. Например машина волга стоила для частника 5-7 и больше тысяч а для госпредприятия 1200, да и то безналичных рублей, бензин А- 72 стоил для государственных машин 7 коп литр а для чайников 52 и так далее

                 Машины
Я начинал на старой Волге М 21 с красной крышей- красная шапочка. была такая шутка вот едет красная шапочка, а  в ней сидит серый волк, так красили машины после капремонта.Дрянь была жуткая, но те машины, что ещё как то ходили ещё и продавали в колхозы, их там варили, латали дырки и они продолжали служить в полях нашей бескрайней Родины.Потом пошли уже новые Волги. Сейчас то я понимаю, какие это плохие машины, но тогда это было лучшее, что было в Союзе

                              Работа
Ни на минуту не утихала жизнь таксомоторного парка. Ранним утром, чуть рассветёт ,первые труженики уже появляются в проходной.И пока они толпятся в диспетчерской, пройдёмся по парку.Часть машин стоит во дворе, их ещё нужно завести, зимой это бывает трудно. Антифриз то был, да где его взять? а свои руки и пара вёдер они бесплатные .Берёшь вёдра  и за горячей водой. Пролил двигатель до тёплого состояния- заведётся как миленький Столовая работает до 6 утра, там ещё заканчивают расслаблятся последние ночники. Расслабляются старым русским способом, ею родимой.Бутылка делится на три доли. То и дело в столовой слышится долю будешь? Не, мне ещё пацана вести  в секцию, я полдоли. И начинаются бесконечные таксистские байки, которые все начинаются со слов: Еду я ,гляжу -голосуют двое.

Увидев меня  в флотских брюках, начальник колонны сказаал: Молодой? В ночь! Да Семён Иваныч, я не умею ночью работать. Не боги горшки обжигают- научишься.Казалось бы, а какая разница выезжай за ворота и вози всех подряд тем более кругом лес поднятых рук. Однако проходит вечерний час пик и пассажиров становится всё меньше, а план делать надо, в как? Если вы ночью загуляли и вдруг видите около ресторана штук десять зелёных огоньков и бросаетесь к ним- Шеф, свободен? а в ответ неприветлиый парень буркает что то неразборчивое и отходит в сторону, делая вид что вы и не к нему обращались.Этот грубиян-я. Но вдруг распахиваются двери ресторана и выходит в стельку пьяный мужик с девицей. Шшеф? Катим? Куда? В Чертаново! У меня вишь тёлка какая- чирик с тебя,Шалава падай, возчик катит.И тут грубиян преображается, вежливо распахивает дверь машины и отъезжает

.А в Чертаново хоть спать ложись, до утра ни души.А что, можно и поспать План почти сделан, на кармане около червонца, а до первых пассажиров ещё часа три,  На улицах пусто, окна машины открыты,двери тоже. Тогда не боялись.


В такси был самый либеральный график работы. можно было выезжать когда угодно, хотите в 3 утра а хотите в 8 вечера, главное отработать свои 11 часов и привезти план и успеть к выезду смещика.За двадцать лет работы я ни разу не давился в транспорте в час пик и с лёгким пренебрежением смотрел на семенящих опаздыавающих на поезд пассажиров
                       Пассажиры
Все пассажиры делились на категории.Шляпа-интеллигентный москвич, очень далёкий от рыночных отношений и убеждённый что его диплом даёт право на самоуважение, которое должно вызыват уважение окружающих

Швейк-демобилизованный солдат. Прозвище придумал какой то читатель, но поскольку большиство Гашека не читало, то это слово приобретало порой причудливые формы. Например- вчера обул двух швеек.Люди носящие причудливые клетчатые штаны и кепочки были додиками. Ну додик он и есть додик что с него взять? таксисты не одобряли бородатых и людей в вязаных шапочках. И в этом был большой смысл. Солидный человек должен иметь солидную шапку.Помню я когда понял как это удобно стал носить вязаную шапочку мой сменщик сожалеюще спрашивал:  у тебя что, нет нормальной шапки? в общем бородатый да в вязанной шапке скорее всего скрытый антисоветчик, а главное денег от него не дождёшься

                             Таксисты

Соответсвенно и таксисты делились на категории по мастерству на шляповозов и мастеров
    Принято показывать шофёров  как грубых, неотёсанных и глупых людей. Это всегда было. Посмотрите на рекламу, как артисты, изображающие шоферов, старательно прикидываются идиотами. Это не так конечно, но я в любой толпе отличу шофёра, по манере говорить, по несдержанности жестов.

 В такси работало много нестандартных людей.Были и бывшие опера, и бывшие музыканты был даже один артист Большого театра.Был врач, терапевт Мишка Миронов. Сам он объяснял это своё состояние так. Есть у меня приятель, в одном дворе росли и пока я грыз науку, он работал шофёром и вот когда я стал работать в районной поликлинике встретились он з а рулём спит а я по этажам бегаю, а зарплата одинаковая, да ещё халтура. В общем бросил я свой стетоскоп и сел за руль. В то время это было очень непросто.До райкома дошёл доказывая, что любая работа почётна, а мне: Ты что думаешь государство на тебя тратило деньги, учило, а ты хочешь дезертировать?

  .Мастеров было немного и некоторые из них проработав по 10-15 лет в такси знали только дорогу из Домодедова во Внуково.Наблюдать за работой мастера было большое удовольствие. Представьте себе площадь в Домодедово, забитую свободными такси и мастера- Володьку Шитова, который тащит за руку мужика в зелёной фетровой шляпе и на ходу вешает ему лапшу на уши Да ты мужик, не парься, я тебя в лучшем виде доставлю в твой Климовск, вот только того парня завезём во Внуково,это по дороге.Сначала я не понимал, откуда столько дураков, потом меня стали просвящать старики : ты чего не поймёшь? Они там в своём колхозе на полуторке за полсотни едут а тут за комфорт надо платить. Никогда не забуду как на центральном аэровокзале ко мне подошла баба и попросила отвезни в райцентр. В какой райцентр? Ну где у вас всё там, магазины и всё такое. В общем превалировало мнение, что дурака надо лечить

    По переулку стлался густой трёхэтажный мат. Это дядя Женя Чернов личность легендарная, наш завгар, старый таксист, который работал ещё на ЗИС 110. Это была великолепная машина Паккард 1943 года восьмицилиндровый рядный двигатель, С гидравлическими толкателями Скорость 140 и 140 л.с.роскошный салон вмещавщй 7 человек. Глупо было бы работать на таком великолепном автомобиле по городу.Никто и не работал. Возили пассажиров в Ялту.Набивали  7 человек ( там были ещё два откидных сиденья, любимое место Иосифа Виссарионовича Сталина и за один день без сна и отдыха гнали в Ялту за день выполняя месячный план. А деньги прятали в длинную резиновую кишку, которую пропускали под днище машины- защита от лихих людей в форме и без.

                   Психология

Такси даёт исключительное интуитивное понимание людей. таксист поработавший пару лет за рулём спокойно мог бы занять место в кабинете психолога. При чём мне не нужно рисовать картинки,что бы понять сущность человека, Я должен знать о нём всё кинув только беглый взгляд. Ведь от того как я пойму человека зависит найду ли я вовремя и правильно тему разговора и в конечном итоге -сколько я получу, поэтому я редко ошибаюсь

Со временем у меня выработалась привычка пропускать мимо ушей,то что говорят пассажиры. Я просто чувствую когда тема иссякает и по последнему слову задаю вопрос  и тема начинается снова. Да и что их слушать?

 Нигде человек самозабвенно не врёт как в такси. Со временем я просто устал слушать  очередной рассказ о     дяде, который работает в КГБ и по секрету сказал племяннику, что...
 Порой стоя на стоянке мы забавлялись тем, что угадывали куда едет пассажир идущий к нам и обычно угадывали
                                                             Мафия
На воротах в нашем парке стояла толстая грязная баба в старом плаще с засаленным пузом-Танька. Она стояла там всегда, по моему даже тогда ,когда парка ещё не существовало. В её обязанности входило отбить время в путёвке на табельных часах.Вместе с путёвкой каждый из нас давал ей 20-30- 50 коп. За смену набегало до 200 руб, однако ей перепадало рублей 10, сколько то завгару, ещё кому то, но самое главное - ежедневно учебная машина совершала один рейс в управление, где нехилая сумма переходила в руки золотозубого кавказского человека- зам начальника управления. Дальнейшая судьба денег была покрыта туманом. Это были не единственные деньги, которые уходили к людям, которые учили нас как работать честно, не брать чаевых, поскольку они унижают достоинство советского человека. Это только один из маленьких ручейков, которые слииваясь образуют океан честности. Вот почему с тех пор, когда я слышу, как надо жить не по лжи, я каждый раз думаю, а откуда у тебя бабки, прадоруб ты наш.За деньги можно было всё- получить новую машину вне очереди. пройти ежедневный медосмотр даже если в глазах двоится,избавится от выговора. Просто нужно было уметь работать. Принцип организации мафиозных структур одинаков во всём мире- что московское такси что неаполитанская Коза Ностра

                               Холостяк

Холостяк это коэффициент холостого пробега порядка 0,18, то есть отвёз пассажира на 30 км и должен тут же взять другого, ехать обратно пустым это уже преступление.Рассказыали такой анекдот. Приходит муж домой поддатый идёт на кухню на начинает хлопать дверью холодильника В чертаново поедешь?- Ну и х. с тобой. В Чертаново поедешь?Ну и х. с тобой. У нас же было плановое хозяйство и планировалось на следующий год по достигнутому, поэтому этот коэффицент каждый год ужимали а план увеличивали, хотя машин становилось всё больше а работы больше не становилось, но это же во всей стране было

 Во время перестройки умерли не только многие советские заводы и но и целые пласты нашей жизни, в том числе и такси.Сначала радовались приватизации. Было два варианта приватизации Один откровенно жульнический когда шоферам отдавали их машины, при чём далеко не бесплатно а всю инфраструктуру оставляли некоему АО( то есть директору и его камарилье) и другой такой   же жульнический, но завуалированно, когда вся собственность делилась на паи и акции. Первый вариант проходил потому что шофера привыкли халтурить на чужих, государственных машинах  с казённым бензином и не умели считать думая что так всегда  и будет. Второй вариант был не столь явным и проявился уже через год когда мы пришли на собрание как водится поорать и убрать этого гада директора и тут нам вежливо так сказали, что голосуют не люди, а акции Вот у тебя сколько акций? У меня то? Дык я её продал. Ну так и иди отсюда Ты никто и голоса не имеешь, а у директора 400 а у главного инженера 150 а у Госкомимущество вообще 700. ну и пошли мы пиво пить.
Вот с тех пор и пьём. А чего, на пиво пока хватает.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Товарищи, получено согласие от руководства аэропорта на проведение экскурсии.Экскурсия предполагает проведение фотосъемки в местах, закрытых для обычных пассажиров - перрон, технические службы, взлетно-посадочная полоса. Так же, вероятнее ...
Любой лак China Glaze - 35 грн, если не указано другое. Остатки Kaleidoscope  по 10 грн Penelope Luz – Peaceful, покрас руки 95 Penelope Luz - Ocean Breeze, покрас руки 95 Penelope Luz - Namaste, покрас руки 95 Penelope Luz - Reiki, покрас руки 95 Pe ...
Сегодня услышала фразу, которая мне запала в душу: "Есть девушки, с которыми легко, но без которых еще легче. А есть девушки, с которыми сложно, но без которых еще сложнее".Это я к чему веду? Да к тому, что вы, мужчины, зачастую не цените того, что ...
РенТВ опубликовало видеозапись последнего нападения на Навального. По видео отлично видно, что РЕН прекрасно знает всех нападающих, а проще говоря, работает с ними в одной связке. Как мы видим, запись велась сообщником нападения, который, как очевидно, и отдал ее телевизионщикам. ...
Люди умирают, причины смерти разные. Когда умирают молодые, то или их забирает Бог ...