Советский цирк - это ...серьёзно.
zina_korzina — 28.03.2014Синематограф также повысил свою квалификацию и перестал выдавать только общепонятные зрелища «для всех». С учётом всего перечисленного фразу вездесущего Ильича изысканно сократили, оставив начитанному, даже иной раз эстетствующему населению только кино в качестве «важнейшего искусства». Другие исследователи утверждают, что всё это – занятный фейк, мистификация, и товарищ Ленин в разговоре с Луначарским действительно говорил только о кино. Что ж, оставим это на совести мистификаторов, а сами обратимся к цирку, который для большинства людей остаётся, если уж не «важнейшим из искусств», то, несомненно, праздником, сказкой, феерией... Встречей с детством. Игрой. Но и не только.
- Новый Московский цирк и вид на Университет.
В СССР цирк столь же важен, как и университет...
…Читая описания цирковой жизни до Революции, постоянно ловишь себя на мысли – все эти силачи-гимнасты, клоуны, дрессировщики, а также девочки, скользящие по канату, были самыми несчастными и наиболее униженными людьми на свете! Тяжкий труд, мизерные гонорары, издевательства со стороны патологически злобного директора и – ранняя старость в инвалидном доме. Травмы, увечья, неблагодарность. В этой связи всегда вспоминается беспросветная судьбина сиротинки из рассказа Дмитрия Григоровича: «Воспитанник акробата Беккера назывался "гуттаперчевым мальчиком" только в афишах; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем, было бы назвать его несчастным мальчиком». Впрочем, если вспомнить содержание рассказа, все персонажи его – несчастны, включая надутого, высокомерного красавчика Беккера.
Любое дореволюционное произведение, так или иначе касавшееся циркового мира, вызывает неизменную жалость. Нам говорят – эти люди уникальны в своём искусстве, но столь же горемычны. Их считают последними даже среди артистов, с ними не церемонятся. Балаган-с. Существующие на потеху толпе, они совершенно бесправны. Даже «нейтральный», лишённый социального пафоса, рассказ «Каштанка» сквозит меланхолией. Мир немолодого дрессировщика глазами собаки... Вместе с тем, не всё было так удручающе и печально. К примеру, братья Дуровы были не униженными балаганными развлекателями, но мыслителями, всерьёз рассуждавшими о природе смешного и о психологии взаимоотношений дрессировщика и животных. Не меньшим уважением в обществе пользовался и атлет-силач, борец Иван Поддубный, которого хорошо знали за рубежом. Разумеется, такая судьба выпадала единицам, но, тем не менее, это всё-таки встречалось.
- Кадр из мультфильма «Каштанка».
Хотя, мы уже, кажется, выяснили, что Владимир Ильич ничего не говорил о цирке, тем не менее, многие знаковые произведения говорят нам об особом отношении к цирковому искусству в СССР. Дело в том, что язык арены понятен всем – он может стать мощным орудием пропаганды, причём не только у себя дома, но и за рубежом. Советский цирк постоянно разъезжал по всему миру, демонстрируя жителям капстран счастливую и солнечную действительность первого в мире пролетарского государства. Интересно, что Юрий Олеша делает центральными персонажами своей сказки именно гимнаста-канатоходца Тибула и «многопрофильную» циркачку Суок из передвижного балаганчика дядюшки Бризака. Собственно эти герои – стройные, жилистые, подтянутые и – неизменно храбрые - наиболее зримая антитеза богатым, пресыщенным толстякам.
Вспомним культовую предвоенную кинокомедию «Цирк». Это настоящая ода не только советскому цирку, но и всей советской жизни. Недаром в этой картине звучит песня «Широка страна моя родная…», которую можно назвать вторым, неофициальным гимном СССР. Несмотря на то, что фильм обозначается, как «комедия», в александровском «Цирке» всё очень серьёзно – и борьба с расизмом, и укрепление дружбы между народами, и, разумеется, само цирковое искусство. Это не только сказка, это - спортивная мощь и ощущение грядущей войны. В одной из танцевально-акробатических сцен перед нами - феерия на тему лётчиков и парашютисток. Декоративный парашют, похожий на... гигантский кринолин, постамент смахивает на торт, где украшениями служат ...полуобнажённые девушки. Девушки-циркачки, девушки-спортсменки с виду напоминают старлеток Бродвея и Голливуда или же красоток кабаре - те же полуодетые тела, стройные формы, шикарные ноги.
- Афиша фильма «Цирк».
Однако это не девочки из варьете, а перед нами вовсе не «Мулен Руж». Это – демонстрация силы и целомудренной обнажённости. Так аренное ревю превращается в репетицию грядущей битвы. В финальной сцене именно циркачи – белокурые в белых одеждах - выступают авангардом гигантского парада физкультурников. Не менее серьёзна жизнь и у персонажей послевоенной лирической комедии «Укротительница тигров». Они начисто лишены легкомыслия и балаганной фривольности – и мотогонщик Ермолаев, прошедший войну, и Леночка Воронцова, не мыслящая своей жизни без своих любимых тигров – это весьма солидные, эталонные советские граждане. Любовь «простого смертного» к циркачке не раз обыгрывалась в литературе, в кино и даже в бардовских песенках, вроде этой, про Ваньку Морозова: «Он в старый цирк ходил на площади / И там циркачку полюбил. / Ему чего-нибудь попроще бы…» А всё почему? «Она по проволоке ходила».
В детском рассказе «Девочка на шаре» Виктора Драгунского рассказывается, по сути, о вспышке первой любви. Конечно, мальчик-подросток пока ещё не может это сформулировать, но тот необъяснимый восторг, который он испытал при виде волшебной девочки-циркачки, невозможно назвать никак иначе: «Я таких маленьких и красивых никогда не видел. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная». Именно это непохожесть, инаковость, сказочность часто приводит в экстаз людей «со стороны», но, как показывает практика, цирковые умеют уживаются только со своими, с цирковыми.
- Кадр из фильма «Укротительница тигров».
Итак, цирк рассматривается, как нечто очень серьёзное и безотлагательное, как важная деталь советского бытия, как пропаганда, как высокое искусство, как испытание силы и ловкости. Недаром же принцесса Галина Брежнева так интересовалась мужчинами из цирками. Шутка шуткой, но что-то в этом всё-таки есть.
- Полный текст статьи - ТУТ!
|
</> |