советы

топ 100 блогов mi3ch19.11.2017 советы

Несколько советов преподавателям из книги Дуга Лемова «Мастерство учителя»:

Давая указание, выполнения которого вы требуете, ничем больше не занимайтесь. Если, отдавая приказ, вы попутно раздаете тетради, то тем самым показываете детям, что ваши требования не так уж и важны. Ведь вы сами, рассказывая о них, делаете что-то другое. Иногда стоит даже принять официальную, формальную позу, заложив руки за спину — так вы покажете, что сами относитесь к своим словам в высшей степени серьезно и что они так же, как и вы, официальны и важны.


Сказать детям, что вы хотите видеть их глаза, лучше, чем просто попросить их быть внимательными, так как в первом случае вы можете наглядно убедиться, как выполняется ваше распоряжение. А еще лучше сказать, что вам нужны их глаза и что они должны положить карандаши на парту. В этом случае у вас будет сразу два видимых критерия.


Нарушайте границу класса. Граница вашего класса — это воображаемая линия, которая проходит через всю комнату параллельно доске приблизительно в полутора метрах перед ней, обычно там, где стоят первые парты. Многие учителя не любят или не решаются нарушать границу, пересекать этот воображаемый барьер и перемещаться по классу между рядами. А между тем чрезвычайно важно стараться делать это в первые пять минут каждого урока. Вам надо четко показать детям, что вы хозяин этого пространства и при желании в любой момент можете переместиться в любую точку класса. Больше того, это необходимо сделать прежде, чем вас к этому вынудит ситуация, скажем потребность в коррекции поведения одного из учеников. Так вы продемонстрируете, что идете, куда хотите, руководствуясь решениями о повышении эффективности учебного процесса, а не необходимостью исправить чье-либо поведение. Поступая иначе, вы сильно рискуете, что на территории за «границей» не вы будете хозяйничать, а ваши ученики.


Экономьте слова. Помните, что краткая, лаконичная фраза воздействует на слушателя сильнее, чем многословная речь. Лаконичность показывает, что вы хорошо подготовлены и точно знаете, о чем и с какой целью говорите. Болтливость и многословность — явный признак нервозности, нерешительности и легкомысленности. Они изначально предполагают, что ваши слова могут быть проигнорированы.


Если вы говорите в классе о своей слабости, она начинает казаться нормой. Если вы говорите: «Некоторые из вас не выполнили того, о чем я просил», — то обращаете на данный факт всеобщее внимание. После этого у вас остается лишь два варианта действий: прибегнуть к дисциплинарным мерам или смириться с неизбежным.


Один из ключевых компонентов культуры классов, где преподают лучшие учителя, — неприемлемость отказа от участия в работе: здесь не поощряют бормотания «я не знаю» вместо ответа на вопрос учителя или безучастного пожимания плечами в надежде, что тебя оставят в покое. Не слишком усердные ученики быстро понимают, что слова «не знаю» обычно весьма эффективно избавляют их от необходимости трудиться вместе с классом.


Научные исследования в области педагогики позволяют прийти к следующему выводу: большие ожидания учителей способны повлиять на повышение успеваемости учащихся, даже тех учеников, которые в прошлом не отличались рвением к учебе и высокими достижениями


Я встречал множество вариантов зацепок, которыми учителя привлекали внимание класса к новому содержанию, и в итоге разбил их на ряд общих категорий, признавая при этом, что на свете существуют, наверное, еще тысячи зацепок, не попадающие ни в одну из перечисленных далее категорий.

• История. Рассказать короткую интересную историю, непосредственно связанную с новым материалом. Боб Циммерли, например, прежде чем начать обучать класс делению столбиком, рассказывает историю о детях, оставшихся дома без родителей и няни. Сам дом — это знак деления в столбик, а дети толпятся у двери, в которую с другой стороны стучат разные цифры. Дверь обозначает местонахождение делителя. Ключевой момент (то есть надо ли открывать дверь) определяют правила кратности чисел.

• Аналогия. Предложить интересную и полезную аналогию, связывающую новую концепцию с той или иной жизненной ситуацией. Например, я недавно присутствовал на уроке, где учительница сравнила замену связей в химических соединениях с тем, как танцоры в танцклассе выбирают себе партнеров.

• Реквизит. Оживить рассказ интересным реквизитом, надев куртку, которую мог носить главный герой литературного произведения (или не мог — «Ребята, кто скажет, почему?»); принести на урок глобус и фонарик и продемонстрировать вращение Земли вокруг Солнца, и так далее и тому подобное.

• Информационные носители. Картинка, фрагмент музыкального произведения или видео (очень короткое) могут сделать вашу зацепку намного эффективнее, но только при условии, что их использование будет тщательно спланировано и что это способствует достижению главной цели урока, а не отвлекает детей от нее. Учитель может также выступить в роли одного из главных героев литературного произведения, которое вы собираетесь изучать с классом. Но этот прием также следует использовать с большой осторожностью: он может отвлечь учеников, и вы, если не продумаете все до мельчайших деталей и слишком увлечетесь, только зря потратите драгоценное время!

• Статус. Опишите, чем именно велик тот, кого вы будете изучать, например перечислите причины, по которым Шекспир считается величайшим английским поэтом и драматургом. Или просто сообщите классу, что сегодня начнете читать и исследовать произведение «автора, которого многие считают величайшим из всего его поколения», или «величайшим писателем, который писал о войне», или «величайшим из всех, кто писал о любви и человеческих взаимоотношениях», или «величайшим англоязычным писателем».

p.s.
От себя добавлю набоковский вариант «зацепки»:
Очевидец рассказывал, что во время одной из лекций по русской литературе, которую Набоков читал в Корнелльском университете, Владимир Владимирович выключил весь свет и закрыл ставни. В аудитории стало совсем темно
- Это, - сказал Набоков, включив один светильник, - это Пушкин
- Это, - и он зажег лампочку в другом углу, - это Гоголь
- Это, - Набоков включил настольную лампу, - это Чехов
- А вот это... при этих словах Набоков открывал настежь все окна так, что помещение заливало светом, - это Лев Николаевич Толстой

p.p.s.
Буду признателен за ваши советы
Спасибо

советы советы советы советы

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Если " Иронию судьбы " снимали в павильонах, интерьеры квартир фильма "Москва слезам не верит" снимали в реальных квартирах. Например, квартира преуспевающей Екатерины расположена на Мосфильмовской. В разных материалах я встречала указания на дом 11 корпус 1 и дом 13 корпус 1, 98 ...
Бывают такие моменты, когда воспоминания тебя накрывают  с головой . Они приходят неожиданно, просто так, без всякого предупреждения, не спросив разрешения. Вспоминания о детстве и юности, о счастливых и тяжелых днях жизни. Иногда,  на воспоминания наталкивают мелочи – ...
К на выходные приезжала группа Кармен. Пели на площади для всех, жаль я был на дежурстве, говорят было здорово.   Надо сказать, нам повезло с мэром города - Станиславом Мелюковым. Жаль, что его срок подходит к концу и он уезжает в Москву (так говорят). С его приходом город преобрази ...
...
  ...