Солдаты удачи или уголовные преступники?
abradoks — 07.06.2013 Lenta.ru традиционно бодрит своими заявлениями:"На Украине планируется развернуть тренировочные лагеря для добровольцев, желающих воевать в Сирии. Об этом, как передает «Новый регион», заявил ветеран украинской разведки, инициатор создания русско-украинского добровольческого корпуса (для отправки в Сирию) Сергей Разумовский.
«Наверное, мы пойдем по пути создания тренировочных лагерей, где будет проводить обучение военному делу, обращению с оружием, каким-то навыкам тактической, специальной подготовки», — сообщил он.
Ранее в интервью «БелГазете» Разумовский отметил, что к создателям корпуса поступает много заявок от молодых людей, не прошедших службу в армии (по его словам, таких желающих сотни). «Ребята к нам обращаются, в основном, из неполных семей, из депрессивных регионов, — рассказал он. — Мы долго думали и решили, что сделаем тренировочные лагеря и будем хоть как-то готовить этих парней к тому, чего они хотят».
Курс тренировок в таких лагерях, по словам Разумовского, будет составлять полтора месяца. Новобранцев при этом будут подвергать и психологическому тестированию. Создатели корпуса рассчитывают договориться с Черноморским флотом РФ о том, чтобы использовать территорию одной из войсковых частей для тренировки молодежи.
Ветеран разведки обратился при этом к представителям бизнеса с просьбой о поддержке. «Мы будем нуждаться в палатках, полевых кухнях, продуктах питания. Любая помощь будет приветствоваться и учитываться», — отметил он.
О намерении создать русско-украинский добровольческий корпус Разумовский объявил в середине мая. Свое обращение он адресовал «ветеранам воинской службы Советского Союза, всему русскому и украинскому офицерству, проживающему в стране Украина».
Пожаловавшись на бытовую неустроенность офицеров (Сергей Разумовский возглавляет «Всеукраинский союз бездомных офицеров»), автор послания констатировал, что «этому правительству» они не нужны и что в сложившейся ситуации они могут предложить свои навыки руководству другой страны — а именно помочь президенту Сирии Башару Асаду в восстановлении конституционного порядка.
Позднее, в конце мая, ветеран разведки сообщил, что в ряды добровольческого корпуса пожелали записаться уже несколько тысяч человек — в том числе из России, Белоруссии и Молдавии.
Посол Сирии на Украине Мохамед Саид Акиль в интервью телеканалу «Интер» 31 мая заявил, что его страна не нуждается в иностранных солдатах, поскольку ее собственная армия является достаточно сильной. Однако Разумовский, комментируя это выступление, заявил, что по ТВ были показаны «выхваченные из контекста фразы». «Мы встречались с послом до того заявления и очень хорошо побеседовали, — рассказал он. — Посол говорил совершенно другие вещи [по сравнению с теми словами, что попали в телеэфир]: надежда есть, и ответ от Асада скоро будет. Как бы они ни заявляли, что сирийская армия успешна, мы-то видим, сколько у них проблем». Источник
- специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;
- фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
- принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
- не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
- не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
- не послано государством, которое не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.
Международное гуманитарное право (или право вооружённых конфликтов) наёмничество прямо не запрещает, а говорит лишь о том, что наёмники не являются комбатантами и не имеют права на статус военнопленного. Это означает, что наёмник рискует быть привлечённым к уголовной ответственности за участие в вооружённом конфликте, если попадает в плен.
Действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права. К Дополнительному протоколу I от 1977 г., в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооруженных конфликтов, тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами.
В комментариях к этому исследованию приведены любопытные выдержки из Military Manuals. Так, в израильском Manual on the Laws of War говорится: «…следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтоб лишить наёмников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно».
Ещё более недвусмысленно высказываются составители новозеландского Military Manual: «Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование [наёмников] против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя правительство Анголы и начало уголовный процесс против наёмников, попавших в плен».
В связи с участившимися случаями использования наёмников в военных конфликтах, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников; был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств (однако хотя до 20 января 1987 года состоялось шесть сессий комитета, нормативно-правовых документов по проблеме принято не было).
В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наёмников, которая вступила в силу двенадцать лет спустя, имея на февраль 2006 г. всего 24 государства-участника.
На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наёмников. В России это статья 359 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой
|
</> |