Социальная сеть / The Social Network

топ 100 блогов joker9306.11.2010
Социальная сеть / The Social Network
Герой нашего времени


После эпического исследования шестидесятых-восьмидесятых и последовавшего за ним еще более эпического исследования почти всего прошлого века, было бы по меньшей мере странно, если бы Финчер не стал завершать эту своеобразную трилогию фильмом о нашей с вами действительности. И так уж вышло, что кино про создание изменившей жизнь 500 миллионов людей социальной сети для этой благородной цели подходило идеально - стоило лишь прогнать из головы первое впечатление о проекте как о "фильме про фэйсбук" (к сожалению, у большинства это не получилось) и всего лишь прочитать нехитрый синопсис, чтобы разглядеть весь потенциал этой истории.

Каким может и должен быть этот фильм, было понятно ещё до просмотра - трагически ироничной историей про то, как один парень, связав миллионы людей в одном месте, потерял все свои реальные отношения, и одновременно первым фильмом, так подробно освещающим всё наше поколение - эпоху инета, аськи, твиттера, ютуба, жежешечки, майспэйса и фэйсбука с напстером. Всё это ясно проглядывалось уже за месяцы до выхода фильма, заставляло самую малость опасаться - в конце концов, смотреть ретроспективным взглядом на современность гораздо сложнее, чем на шестидесятые или двадцатые - но с другой стороны заставляло понимать, что если такое кино не получится у Финчера, Соркина и одних из лучших молодых актеров современности, то вряд ли получится у кого-то ещё.

Собственно, про Фэйсбук и его феномен в итоговом фильме одновременно немного и достаточно - ремарка "в Боснии нет дорог, но есть Фэйсбук", гениально абсурдная сцена "а почему у тебя статус "свободен", непрекращающееся расширение вебсайта по универам страны, да и финальная сцена, среди прочего, ненавязчиво показывающая, что даже девушка, презирающая создателя Фэйсбука, чувствует себя на сайте как дома - и вуаля, перед нами картина, прекрасно показывающая то, что зовется духом времени и что Финчер уже дважды не менее успешно нам показал.

На первый план выводится Цукерберг - мало общего имеющий со своим реальным прототипом, и от начала до конца фильма так и остающийся человеком-загадкой. Он саркастичный мизантроп, словесно расстреливающий собеседников; худосочный нерд и гик, не нуждающийся в друзьях и создающий веб-сайт для всех, у кого они есть; то улыбчивый, то ледяной, с редкими проявлениями человечности; гражданин Кейн и Дэниел Плейнвью своего времени, случайный миллиардер, не нуждающийся в деньгах, то ли из ревности, то ли из зависти - а может, по другой причине или без причины вообще - избавляющийся от единственного, кто считает его другом, и буквально воспринимающий совет завести визитку  "Я здесь босс, суки". Он трагический герой, трагедия которого начинается лишь в финале; настоящую же драму доводится переживать наивному горе-финансисту Эдуардо Саверину, который в итоге обретает большую часть зрительской симпатии и делит звание главного героя фильма как с Цукербергом, так и с комично-пафосными "джентльменами Гарварда" близнецами Винклвоссами. И только создатель "Напстера" Шон Паркер, во внезапно великолепном исполнении Джастина Тимберлейка, остается второстепенным персонажем в полном смысле этого понятия. 

Этот фильм прекрасен буквально всем, но прежде всего - режиссурой. Атмосфера и динамика "Зодиака" и "Баттона" здесь меняются также ловко, как и сами времена, о которых идет рассказ; Финчер тонко переплетает сатиру и драму, дополняет визуальной эстетикой и тревожными нотками Резнора и Росса шедевральные диалоги Соркина, наделяет половину сцен двойными смыслами и не сразу заметными деталями, обрывает повествование, когда кажется, что оно едва дошло до середины; играя с хронологией и не изображая никого правым или виноватым, имеет наглость рассказывать историю Фэйсбука в стилистике "Расемона" и на середине фильма на две минуты переворачивать с ног на голову всю его установленную стилистику. И всё это - получается успешно. Ни единого неверного решения, ни единого промаха. Это нетрадиционное, неклассическое полотно; это кино, которое принадлежит своему времени, осмеливается открыто нарушать старые кинозаконы, и от этого становится, с каждой последующей сценой, только лучше и лучше.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
31.10.2010 RED
Архив записей в блогах:
Новостей много идет связанных с событиями в Белоруссии, но остановлюсь на том, что известный российский дирижер Владимир Спиваков отказался от ордена от Франциска Скорины, которым его наградил в 2014 году президент Белоруссии Александр Лукашенко. Мол, ему его стыдно носить: «Видимо, ...
Издание «Газета.ru» опубликовало статью , посвященную проблемам многострадального российского аппарата «Луна-25». Напомним, что работа над его проектом началась еще в 2005 году. Изначально, он задумывался как сеть сейсмических станций на лунной поверхности, но позднее был существенно ...
Кладовка Левконои - ...
Лет двадцать назад тяжелая журналистская судьба забросила меня в королевство Таиланд. Реклама тайского массажа мне просто вскружила голову. Все новые русские, а также братва, отдыхающая там с видом переполненного долга, ходили на массаж и, цокая языком, восклицали: "О, этот тайский ...
         В декабре 2018 года отдел технологических исследований Русского музея вдруг обнаружил, что под слоем одного из полотен Петрова-Водкина с эскизом картины "Колхозницы", есть ещё один слой... ...