Социальная сеть / The Social Network
joker93 — 06.11.2010 Герой нашего времениПосле эпического исследования шестидесятых-восьмидесятых и последовавшего за ним еще более эпического исследования почти всего прошлого века, было бы по меньшей мере странно, если бы Финчер не стал завершать эту своеобразную трилогию фильмом о нашей с вами действительности. И так уж вышло, что кино про создание изменившей жизнь 500 миллионов людей социальной сети для этой благородной цели подходило идеально - стоило лишь прогнать из головы первое впечатление о проекте как о "фильме про фэйсбук" (к сожалению, у большинства это не получилось) и всего лишь прочитать нехитрый синопсис, чтобы разглядеть весь потенциал этой истории.
Каким может и должен быть этот фильм, было понятно ещё до просмотра - трагически ироничной историей про то, как один парень, связав миллионы людей в одном месте, потерял все свои реальные отношения, и одновременно первым фильмом, так подробно освещающим всё наше поколение - эпоху инета, аськи, твиттера, ютуба, жежешечки, майспэйса и фэйсбука с напстером. Всё это ясно проглядывалось уже за месяцы до выхода фильма, заставляло самую малость опасаться - в конце концов, смотреть ретроспективным взглядом на современность гораздо сложнее, чем на шестидесятые или двадцатые - но с другой стороны заставляло понимать, что если такое кино не получится у Финчера, Соркина и одних из лучших молодых актеров современности, то вряд ли получится у кого-то ещё.
Собственно, про Фэйсбук и его феномен в итоговом фильме одновременно немного и достаточно - ремарка "в Боснии нет дорог, но есть Фэйсбук", гениально абсурдная сцена "а почему у тебя статус "свободен", непрекращающееся расширение вебсайта по универам страны, да и финальная сцена, среди прочего, ненавязчиво показывающая, что даже девушка, презирающая создателя Фэйсбука, чувствует себя на сайте как дома - и вуаля, перед нами картина, прекрасно показывающая то, что зовется духом времени и что Финчер уже дважды не менее успешно нам показал.
На первый план выводится Цукерберг - мало общего имеющий со своим реальным прототипом, и от начала до конца фильма так и остающийся человеком-загадкой. Он саркастичный мизантроп, словесно расстреливающий собеседников; худосочный нерд и гик, не нуждающийся в друзьях и создающий веб-сайт для всех, у кого они есть; то улыбчивый, то ледяной, с редкими проявлениями человечности; гражданин Кейн и Дэниел Плейнвью своего времени, случайный миллиардер, не нуждающийся в деньгах, то ли из ревности, то ли из зависти - а может, по другой причине или без причины вообще - избавляющийся от единственного, кто считает его другом, и буквально воспринимающий совет завести визитку "Я здесь босс, суки". Он трагический герой, трагедия которого начинается лишь в финале; настоящую же драму доводится переживать наивному горе-финансисту Эдуардо Саверину, который в итоге обретает большую часть зрительской симпатии и делит звание главного героя фильма как с Цукербергом, так и с комично-пафосными "джентльменами Гарварда" близнецами Винклвоссами. И только создатель "Напстера" Шон Паркер, во внезапно великолепном исполнении Джастина Тимберлейка, остается второстепенным персонажем в полном смысле этого понятия.
Этот фильм прекрасен буквально всем, но прежде всего - режиссурой. Атмосфера и динамика "Зодиака" и "Баттона" здесь меняются также ловко, как и сами времена, о которых идет рассказ; Финчер тонко переплетает сатиру и драму, дополняет визуальной эстетикой и тревожными нотками Резнора и Росса шедевральные диалоги Соркина, наделяет половину сцен двойными смыслами и не сразу заметными деталями, обрывает повествование, когда кажется, что оно едва дошло до середины; играя с хронологией и не изображая никого правым или виноватым, имеет наглость рассказывать историю Фэйсбука в стилистике "Расемона" и на середине фильма на две минуты переворачивать с ног на голову всю его установленную стилистику. И всё это - получается успешно. Ни единого неверного решения, ни единого промаха. Это нетрадиционное, неклассическое полотно; это кино, которое принадлежит своему времени, осмеливается открыто нарушать старые кинозаконы, и от этого становится, с каждой последующей сценой, только лучше и лучше.
|
</> |