Социальная легитимность современного Российского государства (приглашение к обсуждению)

топ 100 блогов Александр Васильев — 20.11.2011

 

      Занимаясь разработкой различных вопросов государственного регулирования и управления, специалисты повсеместно встречаются с проблемой, которая  серьёзно затрудняет их аналитическую и проектную работу. Речь  идет, в первую очередь, о том, что, обладая проверенной практикой и методологией решений различных прикладных социальных  задач, при выходе на уровень разработки межрегиональных и общегосударственных программ обнаруживается как большое  количество обобщающих описаний социальных процессов  при отсутствии  их привязки к конкретным социальным объектам и явлениям, так и не менее частая конкретная социальная работа «по хвостам», без какого-либо представления о её соответствии общегосударственным стратегическим установкам и принципам.

   
Предложенные заготовки представляют собой ряд своеобразных, вызванных жизнью современной России, определений, уточнение содержания которых могло бы, если не  систематизировать  деятельность по анализу состояния различных сторон российского социума, построения его моделей и разработки концепций и программ его развития, то, хотя бы, помочь получить представление о том, что думают по их поводу социально активные граждане. Заранее благодарю за любые предложения, замечания и уточнения как общего, так и конкретного характера.  Может быть изложенное ниже пригодится кому-то из посетителей Гайдпарка?  Итак  

 

 

 

 

«Тезисы о должной социальная легитимность современного Российского государства»

 

Статья 2 Конституции Российской Федерации

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 7 Конституции Российской Федерации

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 

     1. Социальная  легитимность государства определяется как поддержка населением деятельности органов государственной власти в социальной сфере.  Указанная поддержка является следствием оценки населением  складывающейся в государстве на момент оценки социальной обстановки.

      Уровень социальной легитимности государства – количественная характеристика соответствия состояния его социального обустройства  представлениям населения о  привлекательности страны для жизни.     

 

     2.  Формирование образа социального обустройства в сознании населения зависит от особенностей  восприятия  его составляющих, в том числе, в первую очередь:

- осуществление социальных функций и ролей,

- достаточность возможностей социальной адаптации,

- наличие социальных благ,

- уровень социальной мобильности.         

 

      3. Государство в современной России осуществляет функции, связанные с  проблемами, которые гражданам не удаётся разрешить с помощью  хозяйственной деятельности (предпринимательское сообщество) или самоорганизации (гражданское общество), являясь, таким образом, основным субъектом социального обустройства. 

 

      4. Социальные проблемы разрешаются государством с использованием ресурсов, изъятых из общественного обращения в виде налогов на основе принципов общественного договора.

 

      5. Полученные государством ресурсы используются для управления и регулирования в тех областях, сферах, направлениях социально-экономической деятельности в социуме, которые имеющиеся в нём субъекты через соответствующие институты определяют как подлежащие этому управлению и регулированию.

 

      6. Институты социума вырабатывают основные направления государственного управления и регулирования, желательные с точки зрения развития сообщества (изменения по намеченному плану) в целом или его частей путем согласования проектов и координации  их реализации государством через органы власти.

 

      7. В условиях современной России на первый план в организации государственного регулирования выдвигаются те социальные ориентиры (социальные стандарты), которые определяют статус государства как «социального».  «Социальность» государства  проявляется в двух аспектах:

- обеспечение институционально определенного и изменяющегося  по мере изменения ресурсного потенциала сообщества комплекса общественно и личностно значимых благ,

- обеспечение возможностей и условий субъектам социальной активности самостоятельно разрешать проблемы своего существования.

 

     8. Основным ориентиром в направлении социальной деятельности государства является  общественный договор, как совокупность институционально закрепленных и поддерживаемых гражданами правил, стандартов  и установок, направленных на гармонизацию формальных и неформальных общественных отношений социума.  Устанавливающиеся общественные отношения обеспечивают координацию развития сообщества по трём направлениям:

 - обозначение и разрешение социальных проблем,

 - координация социально значимой деятельности,

 - правовая установка и разграничение общественных институтов.

      У общественного договора имеется вертикальная (компенсация затрат по социализации прав и правил) и горизонтальная (согласование позиций по принятию и реализации прав и правил) составляющие.

 

     9. Государство, как совокупность общественных институтов, наделённых властными полномочиями, осуществляет их реализацию  в порядке, сферах и пределах установленных и корректируемых субъектами социальной деятельности.

 

     10. Организация прав, характерная для общественного договора, корректируется в зависимости ситуации и установленной стратегии развития.

 

     11. Включение тех или иных направлений  социальной активности населения в сферу государственного управления и регулирования обусловлено потребностями сохранения социума.  

 

     12. Социальная активность населения связана с удовлетворением его естественных и социальных потребностей. Связность социума обеспечивается наличием множества сфер социальной активности, которые позволяют  удовлетворить часть потребностей населения, используя возможности сообщества (См. Приложение 1).

  

    13.  В зависимости от внешней и внутренней обстановки, уровня социальных потенциалов (ресурсного, функционального, ситуационного и ролевого) органы координации и корректировки, которые формируются на основе  взаимодействия субъектов социальной деятельности,   определяют сферы социальной активности, подлежащие государственному регулированию, порядок и особенности этого регулирования. В случае недостаточности возможностей регулирования во всех сферах одновременно, они определяют   приоритетность.  

 

 

     14. Стратегия развития России предполагает улучшение качества государственного администрирования, переориентацию  предпринимательского сообщества на инновационные перспективы и развитие общественной самоорганизации,  в основу чего  предполагается положить государственное стимулирование развития новых технологий, увеличение социального потенциала общества  и  рачительное отношение к нашим природным богатствам.

 

     

     15. Выработка стратегии и тактики социальной деятельности государства и координация их реализации осуществляется на основании имеющихся условий путем согласования позиций органов власти, институтов гражданского общества и предпринимательского сообщества.  Их взаимное влияние  обуславливает и их взаимное развитие,  создавая поля взаимного проникновения:

- поле социальных стандартов,

- поле инновационно регулируемой экономики,

- поле социального предпринимательства (Смотрите рисунок 1). 

 

Социальная легитимность современного Российского государства (приглашение к обсуждению)  

 

 

     Рисунок 1.

     

     16. Сохранение и преумножение возможностей совместной социальной деятельности в первую очередь обусловлено следующими  возможностями:

- естественные возможности, связанные с использованием природных ресурсов,

- социальные возможности, связанные с легитимностью имеющихся в социуме формальных и неформальных общественных отношений,

- технологические возможности, связанные с адекватностью  деятельности конкурирующим образцам.    

 

     17.  Понятие «Гражданское общество» раскрывается  через различные  социальные институты в различных сферах, которые возникают как реакция социально активированной части населения на условия внешней среды, с целью их регулирования. Например: 

- «третий сектор»  - экономика

- «политические партии и общественно-политические организации» - политика

- «благотворительность» - социальная защита

- «правозащитные организации» - юриспруденция

- «кооперация, кредитные союзы,  » - производство

- «средства массовой информации» - коммуникация и т.д.

 

     18. В общем виде структуру естественного социального регулирования можно представить следующим образом:

- первичная частная инициатива по обустройству своей жизни, не вызывающая значимого общественного отклика,

- общественная инициатива по согласованию своей деятельности с возможными заинтересованными сторонами, 

– разовое совместное общественно значимое действие  по разрешению  общественно значимой проблемы,

– комплекс общественно значимых мероприятий по разрешению  сложных социальных проблем,

– общественная организация, созданная в связи с необходимостью долговременной деятельности по разрешению сложной социальной проблемы,

– общественное движение, действующее в связи с тем, что социальная проблема в той или иной степени затрагивает большие массы населения, 

– общественно - политическое движение, действующее в связи с тем, что разрешение социальной проблемы  требует вмешательства властных структур, 

– государственная структура, созданная в связи с тем, что социальная проблема становится угрозой связности социума.  По мере разрешения проблемы снимается вопрос о необходимости существования связанных с ней  общественных институтов.

 

     19.  Основные функции институтов гражданского общества направлены на повышение возможностей граждан в социальной адаптации:

- представление интересов,

- согласование позиций,

- объединение усилий,

- дополнительное стимулирование деятельности (в том числе, отрицательное или положительное),

- перераспределение благ,

- социальное предпринимательство и т.д.

 

    20. Функции гражданского общества связаны с особенностями социальной стратификации  сообщества, так как социальная стратификация обуславливает особенности социальной адаптации. Социальные страты определяются условно – как соответствие части населения определённым  функциональным, ресурсным, ролевым и ситуационным стандартам.  Социальные стандарты – институализированные нормы компенсации издержек по социальной адаптации различных страт.

 

    21. Предпринимательское сообщество обеспечивает производство материальных благ. Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли. В связи с зависимостью предпринимательской  активности от ограничений, накладываемых государством и гражданским обществом, к которым субъекты предпринимательской деятельности приспосабливают производство, указанная цель социализируется как миссия по обеспечению потребностей социума.

 

    22. Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо наличие социальной инфраструктуры в виде адекватного задачам развития хозяйственной деятельности  комплекса  социальных благ и услуг для обеспечения  социальной адаптации населения  на территории размещения предприятия.   Комплексы указанных  благ и услуг формируются на основании, институализированных в виде унифицированных социальных комплексов,  общегосударственных социальных стандартов.  В случаях отсутствия социальной инфраструктуры необходимого уровня развития, субъект предпринимательской деятельности  вынужден  участвовать в её развитии и содержании и должен социально поощряться.

  

   23. Вклад в развитие социальной инфраструктуры субъекта предпринимательской деятельности  вынужден и  осуществляется в виде, прежде всего:

- поддержки социального предпринимательства,

- обеспечения адекватного уровня дохода и корпоративного пенсионного обеспечения,

- создание собственных структур социального профиля и т.д.

 

    24. Унифицированные базовые комплексы социальной инфраструктуры адаптируются к местным условиям и перспективам социально - экономического органами власти, предпринимательскими структурами  и институтами гражданского общества      

 

    25. Целенаправленное социальное развитие обеспечивается функциональным  взаимодействием государства, предпринимательства и гражданского общества. Определенное доминирование государства носит временный характер и связано с необходимостью преодоления последствий советского периода развития страны, когда естественно сложившиеся общественные отношения изменялись,  заменялись или разрушались благодаря силовому вмешательству.

 

    26. Издержки социальной адаптации порождают социальную напряженность. Социальная напряженность определяется величиной затрат ресурсов субъекта социальной активности по социальной адаптации и имеет временный характер. 

 

     27.  Основа социальной легитимности – приемлемость имеющегося уровня социальных благ для основных общественных групп. Интервал приемлемости  имеет временный характер. Он задается личностью позиционно и корректируется  ситуационно.  Повышение уровня социальной напряженности приводит к уменьшению социальной легитимности государства.

 

 

Приведенные тезисы могут стать основой для разработки типовых социальных стандартов, утверждаемых законодательно и изменяющихся в связи с развитием социума.

  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нет, не любви и даже не простого женского счастья, а всего лишь нормального и регулярного секса. Ну, привыкла она – всю жизнь этим активно занималась, а то, что ей уже 82 года и ноги не ходят – не повод отказывать себе в сладеньком. Избранник ее был значительно моложе, к тому же ...
Облачение митрополита Киевского и всея Руси Алексия (1354–1378), одного из первых и особо почитаемых русских святителей, является единственным дошедшим до нашего времени крестчатым саккосом русской работы XIV века. Митрополит Алексий, с именем которого связана история возвышения ...
Хорошо котикам на природе, среди цветов и зелени. Максик сразу же направился поздороваться и погладиться. Очень приветливый и ласковый котейка. Всем любителям котиков замурчательный привет из дачного хозяйства близ города Ступино! ...
Оригинал взят у lidiya_nic в Грузия взвыла! Саакашвили кинул страну под содомитский каток ЕС и туда же хотел столкнуть Украину! Мля ! Грузин опускают !! Джигиты допрыгались с этим западом.  Чума ! ))))) Вы только представьте такой брак! А-ха-ха )))))  Резо с ...
Вчера в эфире телеканала TA3 премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини рассказал о договоренности с Украиной купить 2 млн медицинских масок, которая сорвалась в последний момент. По его словам, условием сделки была оплата наличными. "Мы уже подготовили чемодан с 1,2 млн евро наличными. ...